Сергей Исрапилов, политолог: Европейский Союза возмущен решением Украины отклонить ряд законопроектов, которые открывали бы ей путь для ассоциации с ЕС. Главным «подозреваемым» в неожиданных маневрах Киева, разумеется, оказалась Россия. В Европе почему-то не берут в расчет самую важную причину – снижение привлекательности идеи интеграции с ЕС.
Возможно, двойственность характера Украины, которая во все времена колебалась между Россией и Европой, вполне искренне любя и ненавидя обоих, все еще загадка для европейцев.
21 ноября в английской газете «Гардиан» вышла статья, сам заголовок которой отражает общую гамму настроений в Европе: «Украина приостанавливает переговоры о торговом пакте с ЕС, Путин все-таки выиграет перетягивание каната»:
«Украина внезапно отказалась от собственных планов подписать исторический договор с Европейским Союзом, нацеленный на выход страны из орбиты Кремля. Это решение стало победой президента Владимира Путина в условиях нарастающего перетягивания каната между Россией и Западом за будущее Украины... Центральную роль в решении Януковича играют деньги, торговля, судьбы украинских политиков и олигархов, запугивание со стороны России, крупнейшего торгового партнера Украины, которая предупреждает о страшных последствиях, если Киев встанет на сторону ЕС».
Еще недавно Евросоюз спокойно относился к евроскептицизму в странах-претендентах, будучи уверенным, что им ЕС нужнее, чем они ЕС. Теперь вдруг: «перетягивание каната». С чего бы Евросоюзу, европейским политикам и прессе так заботиться о «судьбе Украины»? Может, болезненная реакция говорит о появлении «комплекса неполноценности»?
Было бы логично, если бы Брюссель сам заметил сильное снижение привлекательности евроинтеграции, которое происходит от неспособности Европы справиться с экономическими проблемами. Еще десять лет назад объединенная Европа казалась претендентам раем на земле; островком богатства и стабильности. Сегодня мы видим нечто иное. Бесконечные социальные кризисы и низкие темпы экономического роста стали визитной карточкой ЕС.
Двадцать три года назад страны Восточной Европы начали «побег на Запад», став частью Европейского Союза. Большинство из них, кроме Чехии и Словении, все эти годы так и остались беднейшими странами ЕС. Зато мир начал ощутимо крениться на Восток. Быстрый рост экономики в России, на пространстве бывшего СССР, и еще более быстрый - в развивающихся странах снизил ценность вхождения в ЕС.
К примеру, с 1999 по 2011 гг. ВВП на душу населения в России вырос почти в 10 раз – с 1329 долл. в год до 13 тысяч. За это время ВВП душу населения в России вырос с 5% относительно показателей экономического лидера Европы - Германии, до 30%. И сейчас восточнее границ ЕС темпы экономического роста остаются более высокими. Россия уже обогнала Болгарию, Сербию, Латвию, Литву, Румынию, Македонию, сравнялась с Польшей и Венгрией… Возникает вопрос – от чего же бежала Восточная и Центральная Европа и куда, ценой многих жертв и лишений, в конце концов, прибыла?
Табл.1. ВВП на душу населения в странах Восточной, Центральной Европы и б.СССР (данные Всемирного Банка)
Кажется, более других раздражает это положение дел соседей Украины – поляков и прибалтов, которые долгое время в постсоветский период претендовали на некое антисоветское и антироссийское «лидерство». Вот, к примеру, в 1999 году ВВП Польши в пересчете на душу населения было в три с лишним раза выше, чем в России. А сегодня показатели сравнялись. Не удивительно, что спесивые в политике поляки чувствуют себя «обманутыми» и «преданными». К тому же, очевидны «побочные последствия» жизни в ЕС. Так, за 37 лет жизни «под Советами» население Польши выросло с 27 до 37 млн. чел., а за 25 лет «независимости»- с 37 млн. до 38 млн. и в последние годы непрерывно сокращается.
Разумеется, все сказанное неозначает, что жизнь в странах ЕС Восточной и Центральной Европы стала совсем уж плохой и невыносимой. Нет, ситуация там вполне сносная, а кое-где уровень жизни до сих пор выше, чем в России.
Однако если раньше ЕС - богатейший регион мира, был безусловным магнитом, притягивающих все новых соискателей, то теперь – нечто типа магнитика на холодильник: притягивается, но не притягивает. Об этом говорит, в частности, сомнение Турции в целесообразности вхождения в ЕС. Эта страна долго просилась в объединенную Европу и ее долго держали в предбаннике, сегодня начала сомневаться: а надо ли ей в ЕС? И вряд ли в этом виноват Путин.
По всей видимости, интеграция с беднеющей Европой все менее интересна Украине. Вот если Европа сможет решить свои экономические и социальные проблемы, то она снова станет привлекательной для претендентов на интеграцию. А если не сможет, если темпа роста и дальше будут снижаться, то еще через десять лет Единую Европу будут воспринимать как «тюрьму народов».
Источник: http://politikus.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас