Почему украинская коррупция как система выгодна Соединённым Штатам
Тучи над единственным достижением Украины после переворота безвизовым режимом с ЕС сгущаются.
Ситуацию комментирует посол ЕС на Украине Матти Маасикас: «Как вы знаете, был чёткий перечень условий для безвизовых поездок. Безвиз – это не только о пересечении границ, это и о доверии. Он включает в себя и институциональные вещи тоже. И мы обеспокоены некоторыми событиями вокруг антикоррупционной архитектуры. Мы обеспокоены последними событиями… хотим сделать акцент на правовой, конституционной ясности вокруг НАБУ, которая должна быть восстановлена очень быстро. Это должно быть приоритетом для власти. Это, конечно, то, за чем Евросоюз и партнеры Евросоюза наблюдают очень-очень внимательно. Процесс визовой либерализации оценивается каждый год, и мы будем следить за этим очень внимательно».
Перевести это можно так: пока мы вам прямо не угрожаем, но всё зависит от того, как вы будете себя вести. Чтобы понять из-за чего ЕС собирается лишить жителей Украины того, что приняло для сторонников «европейского выбора» сакральное значение и что это за зверь «антикоррупционная архитектура», обратимся к истории вопроса.
После переворота «западные друзья Украины» решили, что классических органов правопорядка – МВД, СБУ, прокуратуры – для Украины недостаточно. Украина – это такое особенное образование, что ей в дополнение ко всему нужна целая сеть специализированных антикоррупционных органов.
Стали появляться Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), Антикоррупционный суд... Нешуточное дело! Воруют, понимаешь!
А вообще, этот многоглавый антикоррупционный дракон должен был обеспечить полный контроль Запада (США, прежде всего) над вороватой верхушкой украинского политического класса, быстро нейтрализуя ставших неугодными, обвинив их в коррупции. Придумано неплохо, ведь рыльце в пушку тут практически у каждого.
При этом мы понимаем, что словом «коррупция» именуется сплошь и рядом банальное воровство стоящими у власти государственных средств. И украинская коррупция как система сама по себе американцев не беспокоит. Она им, наоборот, выгодна при условии, конечно, что «антикоррупционная архитектура» выстраивается Соединёнными Штатами, этим «сувереном последней инстанции» для Украины.
В своё время внимание Вашингтона к украинской коррупции не понравилось Порошенко. Методом «итальянской забастовки» он всячески тормозил создание «антикоррупционных структур», в результате чего специализированный антикоррупционный суд так и не был создан, а НАБУ и САП перегрызлись так основательно, что их руководителей пришлось вызывать на ковёр в Вашингтон, дабы призвать к порядку.
Теперь Зеленский и его окружение захотели взять эти структуры под свой контроль. Несколько недель назад главу САП Холодницкого принудили уйти в отставку, а вскоре Конституционный суд признал антиконституционным назначение Артёма Сытника главой НАБУ; та же участь постигла и закон о НАБУ.
И вот это уже совсем не понравилось Западу. Жёсткий прессинг начался после того, как Рада назначила членов комиссии, которая будет выбирать нового руководителя САП (по закону семерых её членов назначает Верховная рада, а четверых – негосударственные общественные организации).
Начались угрозы в адрес Украины блокировать ей денежный транш от ЕС в размере полутора миллиардов евро. Послы большой европейской семёрки, аккредитованные в Киеве, выразили глубокое беспокойство по поводу «попытки разрушить антикоррупционную систему». Посольство США осудило «закрытое формирование списка членов комиссии по выборам главы САП» и намекнуло на замораживание сотрудничества с МВФ. В адрес депутатов, голосовавших «неправильно», начали поступать угрозы о введении против них персональных санкций.
А 22 сентября на Украину, невзирая на всякие там карантины, прилетел вице-президент Европейской комиссии, верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Программа его визита началась со встречи с представителями «гражданского общества»; это уже превратилось в дипломатический ритуал, когда западные эмиссары демонстрируют киевским властям своё недовольство торможением «антикоррупционных» мер.
Вот заявление Михаэля Галлера, евродепутата и представителя группы Европейской народной партии по вопросам иностранных дел: «Огромное беспокойство вызывает голосование Верховной рады по поводу неопытных кандидатов, которым не хватает добросовестности для участия в комиссии по отбору главы САП. Назначение сомнительных кандидатов в комиссию представляет риск для финансовой поддержки, которую Украине предоставляют МВФ и Европейский союз».
Между тем даже беглый просмотр утверждённого украинскими нардепами списка, казалось бы, не дает оснований в ком-то усомниться. То есть проблема не в компетенции, а в том, что депутаты украинского парламента в полном соответствии с законом и своими полномочиями избрали тех, кого посчитали нужным, а не тех, на кого указали заокеанские и примкнувшие к ним европейские партнёры.
Яснее других высказалась представитель комитета по иностранным делам Европарламента Виола фон Крамон: «Украинская власть проталкивает своих кандидатов на руководителя САП, и это ставит под угрозу безвизовый режим с ЕС».
Действительно, как государственные органы Украины смеют «проталкивать» на должность руководителя государственной Специализированной антикоррупционной прокуратуры человека, кандидатуру которого не одобрили на Западе?
Своеволия быть не должно! Украина должна понимать, где начинается и где кончается её суверенитет. Устранением Януковича, надумавшего договариваться с Москвой, и переворотом 22 февраля 2014 года Киеву было ясно на это указано.