Должен ли украинский язык присутствовать в школах Запорожской, Херсонской, Луганской и Донецкой областей? В одной стороны, целенаправленное изживание языка, какой бы он ни был, никогда не было в почете. Украинский язык может присутствовать в школьной программе новых регионов, но во вполне определенном статусе. Но об этом чуть позже. С другой стороны, в течение восьми лет до 2022 года местные националисты, как могли, выжигали русскую речь. В первую очередь из школ. Исторически весь юго-восток разговаривал на русском языке, но пресловутая украинизация заставляла местных жителей ломать себя. Это, к слову, один из признаков геноцида, когда одна группа людей уничтожает культурное наследие другой и запрещает родной язык. До февраля 2022 года на Украине подобное отношение ко всему русскому было системным и хладнокровным, а с началом спецоперации превратилось в настоящую истерику. Все, что западнее фронта, насквозь пропитано ненавистью к языку и культуре. Киевский режим каленым железом выжигает все из собственной истории, так или иначе связанное с русским. Забывая при этом, что ничего собственно украинского последователям Бандеры не остается. Контрастно на фоне националисткой фантасмагории выглядит работа российских администраций на новых территориях. Украинский язык используется наряду с русским в делопроизводстве и фактически уравнивается с ним правах. Решение спорное, но имеющее право на жизнь. Лояльным России местным жителям, разговаривающим по-украински, будет гораздо проще адаптироваться к новой действительности. Одновременно с этим в Запорожской и Херсонской областях отменили обязательное изучение украинского языка в школах с 1 сентября 2023 года. В Донецкой и Луганской областях этот атавизм был исключен из образовательных программ гораздо раньше. Со стороны события, как это часто бывает, смотрятся замечательно. Россия действует на новых территориях в русле «мягкой силы», постепенно выводя местных из состояния насильственной украинизации. Но тот самый демон кроется в деталях.
Мы не такие
Игры в демократию привели к обескураживающему итогу – в Херсонской области 64 процента школьников хотят учить украинский язык. Точнее – не сами школьники, а их родители. Результаты приведены для учеников начальной школы. В Запорожской области голосующих за украинский на уроках меньше – 46 процентов, но и это немалая доля. Организаторы опроса оправдываются, дескать, речь о факультативном преподавании и «первый у нас 100 процентов русский язык». Министерство просвещения уже и учебники соответствующие подготовило. Хорошо, что старые националистские выбросили. Вопросов к событиям множество. Первый – насколько своевременна такая либерализация взглядов в самый разгар спецоперации? Тем более в школе. По такой логике нам пора на центральном телевидении запускать отдельные программы на «мове». А что, у нас немало беженцев с Украины, но и вообще украинцев в стране немало. Нечестны игры с украинским в школах по отношению к фронтовикам. Они на фронте бьют националистов, презирающих русский язык, а у них за спиной в школах вводят «мову» чуть ли не основным предметом. Никто вымарывать украинский из культурного пространства новых областей России не собирается, но подождите окончания спецоперации. Тогда и победу отпразднуем, и «мову» в школах великодушно разрешим. Но дальше – больше.
Добровольно-обязательно
На местах, как всегда, распорядились по-своему. После опроса родителей в ряде школ Запорожской и Херсонской областей украинский оказался языком, которому присвоили статус родного. Наравне с русским, получается. Как минимум, в городах Приморске и Мелитополе учить украинский в начальной школе придется, даже если ты его не выбирал. Играет закон большинства – если в классе половина или больше родителей выбрали украинский язык, то уроки на «мове» теперь будут у всех. «Украинизация 2.0», никак иначе, только в этот раз руками отечественного Министерства просвещения. Но и это еще не все. Как указал Владимир Рогов (Член Главного совета российской администрации Запорожской области, председатель движения «Мы вместе с Россией»), в Запорожской области администрация школ заставляет родителей выбирать украинский язык в качестве родного. В местных органах управления образованием все в порядке? Возникает стойкое ощущение, что в высоких кабинетах и поменьше остались верные киевскому режиму игроки, которые просто ждут. Чего? Возвращения под Зеленского. Надеются, что наличие украинского как родного в школах зачтется на допросах СБУ. Дескать, мы вас «освободителей» ждали и подстелили. Дурно попахивает вся история.
Для сравнения: давайте подсчитаем, сколько в России школ с преподаванием белорусского языка. Как-никак братский нам народ, подставивший плечо в самый трудный момент новейшей истории России. До 2023 года таких школ было не более четырех на всю страну. Обещали в Брянской области перевести десять школ на изучение белорусского языка, но пока новостей оттуда не так много. И еще вопрос – покажите учебник белорусского языка, одобренный Российским Министерством просвещения? Нет? А для украинских школьников в Запорожье – пожалуйста. Лукашенко совершенно справедливо сетует на то, что в Беларуси русский имеет особый статус, но в России белорусский – нет. Если уж начинаем миндальничать со всеми подряд, то желательно без двойных стандартов. С украинским языком на школах надо завершать историю. Изучать не воспрещается, но на уровне иностранного. Хочется по-украински? Тогда, уважаемые родители, отказываемся для своих чад от английского, французского и немецкого. И не более пары часов в неделю, начиная с пятого класса. Еще есть казус – в российских педагогических вузах не готовят учителей украинского языка. Пускать на уроки людей с улицы никто не будет, поэтому всех желающих преподавать «мову» отправляем на многомесячные курсы переквалификации. Кстати, необходимо еще и программы соответствующие разработать в вузах. История эта очень нескорая, одних только согласований в Министерстве с десяток соберется. И деньги на такие игры с украинским акцентом ни в одном бюджете не предусмотрены. Поэтому пока все желающие преподавать украинский язык в российских школах пусть переквалификацию проходят за свой счет. И где-нибудь подальше в глубине России. Чтобы острее прочувствовать русскую специфику. А платить из своего кармана, уверен, мало кто из них будет готов, поэтому это финансовое бремя ляжет исключительно на плечи чересчур инициативных родителей. Справедливо ведь, если уроки украинского как «родного» станут платными факультативами. Вот тогда и посмотрим, насколько неискоренимо «украинство» из жителей новых регионов России.