Сегодняшнее украинское государство правящей элитой доведено до крайней степени деградации. Промышленность и экономика практически уничтожены, в стране официально ведется пропаганда нацизма, на Донбассе развязана гражданская война. Россия объявлена «страной-агрессором», а обнищавшее и озлобленное население люто ненавидит свою власть, которая явно не собирается покидать властный олимп.
На Украине неслучайно к власти пришел нацистский и русофобский режим, натравливающий свое население на Россию. Путем специфического отбора на Украине изначально во властные элиты рекрутировались представители разных слоев общества, объединенных не общей целью построения сильного государства и удовлетворения нужд общества, а стремлением к мародерству и грабежу государственных ресурсов.
В украинском государстве нет дееспособной элиты, есть сборище временщиков, одержимых казнокрадством и не брезгующих самыми низменными методами для удержания у власти и ограбления государства. Система отбора правящего класса была построена таким образом, что в эту касту попадали в основном наиболее беспринципные и циничные представители, «пробившиеся» туда не благодаря своим заслугам и знаниям, а в нарушение всех принятых в цивилизованном обществе норм и социальных лифтов. Большинство из них не представляет, что такое власть и как управлять государством, но они держатся за власть мёртвой хваткой и для удовлетворения своих корыстных интересов не собираются от неё отказываться ни при каких обстоятельствах.
Элита состоит в основном из персонажей недобросовестных, порочных, с комплексами неполноценности, зачастую презираемых в обществе и отчасти просто безумных. Значительная часть элиты сформирована из представителей Галиции со специфическим «хуторянским» менталитетом. В связи с этим украинская элита неспособна объективно оценивать политические, социальные и экономические процессы, происходящие в мире и обществе, и принимать адекватные решения не только в интересах государства, но даже в своих личных интересах. Непрофессионализм и популизм элиты и не готовность к управлению государством привели к колоссальным провалам в экономике и государственном строительстве.
В среду элит попадали разные люди, некоторые из них хотели бы сделать что-то полезное для государства, но система отвергала их, поскольку они могли подорвать сложившиеся устои, в системе оставались только принявшие ее правила. По такому принципу и сложился политический и олигархический «бомонд» Украины, построивший под себя чиновничью братию, подобранную по таким же критериям и получающую свой кусок пирога при грабеже государства.
Есть еще одна особенность украинской элиты: подавляющее ее большинство заражена вирусом украинского национализма и нацизма, при том, что многие из них русские по происхождению. Причина здесь в том, что Украина изначально формировалась не как государство, отстаивающее интересы проживающего в нем населения, а как анти-Россия, элита которой всегда стремилась и стремится противопоставить украинский народ русскому и доказать, что это совершенно разные народы. Национализм был и остается альфой и омегой всех украинских элит. Этим вирусом пытаются заразить все украинское общество, и добились в этом существенных успехов. Из Галиции он шагнул уже в центральную Украину, пытаются привить его и на Юго-востоке.
Навязывая национализм, элита пытается разделить общество на враждующие лагеря, используя для этого глубокий исторический и цивилизационный раскол украинского общества. Населению пытаются внушить, что у русских и украинцев нет общих корней, общей истории, общей веры, и стремятся оторвать Украину от общерусского культурного древа. С этой целью общество постоянно подпитывается инъекциями русофобии, поскольку без этого невозможно противостоять естественному сближению тяготеющих друг к другу двух частей одного народа.
Для слома сопротивления общества насильственному формированию анти-России были организованы два переворота, в 2004-м и 2014-м, приведшие к установлению в стране нацистского террора для подавления любого инакомыслия, направленного против правящего режима.
При этом идейных сторонников национализма и нацизма в среде элит не так много, в основном это выходцы из Галиции, такие, как Тягнибок, Яценюк, Парубий. Большинство элиты стали его приверженцами и пропагандистами из корыстных соображений, поскольку это выгодно в продвижении по политической или чиновничьей карьере, а также в продвижении своего бизнеса. Примером таких укронационалистов «по необходимости» могут служить Порошенко и Тимошенко, грамотно разыгрывающие из себя ярых националистов и русофобов для продвижения и сохранения себя на вершине власти.
Еще одной особенностью украинских элит является наличие олигархических кланов, сформировавшихся, как и в России, при дележе разграбленного советского наследия, сросшихся с политиками и постепенно захвативших власть в стране. Этим кланам также было выгодно навязывание национализма и русофобии, поскольку это способствовало отвлечению общества от ограбления государственных ресурсов. Национализм и русофобия были востребованы и западными кураторами для формирования из Украины плацдарма для давления на Россию, и здесь их интересы с политической элитой и олигархическими кланами совпали.
Продвигая русофобию и национализм, элита, раскалывая общество, с одной стороны, создавала себе условия для разграбления государственных ресурсов и сохранения себя во власти, с другой стороны, выполняла заказ Запада по ослаблению России, попутно создавая себе плацдарм для вывода капиталов и бегства в случае отстранения от власти.
Украинская элита в лице политиков, бизнесменов и чиновничества вполне комфортно чувствует себя в созданной среде, проблемы общества и населения её никак не волнуют, поэтому изменять политическую систему ей нет никакого резона.
Запад поддерживает режим кредитами, но этого мало, и на всех не хватает. Для содержания государства и возможности его ограбления нужны значительно большие ресурсы, в связи с этим правящему режиму приходится изыскивать средства, изымая их у населения путем введения драконовских налогов, повышения цен на услуги, предоставляемые бизнесом при посредничестве государства, снижения социальных расходов, что ведет к неизбежному понижения жизненного уровня большинства населения и разрушению социальной базы правящего режима.
Для удержания масс в повиновении в дополнение к правоохранительным органам власть создала группировки националистических радикалов, которые по ее указке безнаказанно терроризируют всех несогласных.
Проводя русофобскую политику, элита неизбежно подрывает и экономическую базу своего существования, поскольку приходится сворачивать экономическую деятельность с Россией, и далеко не весь бизнес это устраивает, но ему приходится мириться с этими издержками.
Без политической, экономической и финансовой поддержки Запада удержать элитам власть было бы практически невозможно, поэтому только прозападный вектор гарантирует им сохранение власти.
Комплекс пропагандистских мер и силовое давление на общество при поддержке Запада позволяет держать страну в руках и обеспечивать неизменность системы власти независимо от персоналий, находящихся во власти.
Созданная система правления позволила правящей элите и части радикально настроенных граждан фактически оккупировать страну и силой навязывать обществу свои взгляды, подавляющая часть которого не воспринимает или равнодушна к идеям национализма и русофобии. В результате Украина оказалась расколота на два неравных лагеря: с одной стороны — подавляющая часть общества, стремящееся к благополучию и налаживанию взаимодействия с Россией, с другой — вся правящая элита и экзальтированная часть общества, стремящиеся ограбить государство и натравливать его на Россию, выполняя команды Запада.
Это противоречие само собой не разрешится. Только элита или хотя бы ее часть под давлением масс или под внешним воздействием может изменить систему правления на Украине. Никакие народные восстания не преобразуют государство, они могут только подтолкнуть элиту к действиям, революция снизу невозможна. Снизу может быть только бунт без конкретной цели и, как правило, он подавляется властью или перехватывается частью элит и направляется в нужное им русло.
Революция как изменение существующей системы правления и социального строя возможна только как спланированный процесс, который заранее готовится или перехватывается и по намеченному плану реализуется с конкретной целью. Это всегда организованное действие, в котором принимает участие часть действующей элиты, контрэлита и наиболее активная часть общества, готовая поддержать действия элиты. Перевороты в 2004-м и 2014-м хорошо готовились, финансировались и направлялись из США и добились успеха, а спонтанное народное восстание на Юго-востоке было предано украинской элитой и не поддержано российской.
Без участия контрэлиты или хотя бы части действующей элиты отстранение правящего режима на Украине от власти невозможно. Контрэлиты на Украине нет, процесс ее формирования длительный, в ближайшей перспективе она не появится. Быстрая смена элиты возможна только при революционных событиях, при которых одномоментно меняются социальный строй и аппарат управления государством. Эти события спонтанно не происходят, они должны хорошо готовиться.
Действующая украинская элита вписалась в систему. Мимикрируя, она сохраняет свою целостность и преемственность до тех пор, пока ей ничего не угрожает и не меняются правила игры. Единственный способ повлиять на действующую элиту — изменить правила игры таким образом, что она будет вынуждена подчиниться под страхом раскулачивания или физического уничтожения. По-другому она не изменится, поскольку существующие порядки ее устраивают, менять их она никогда не будет.
Политическая и бизнес элита Украины едина в стремлении обогащения, но далеко не однородна в своем отношении к национализму и русофобии. Основная часть готова стоять на этих принципах до конца и ни при какой ситуации не отступится, даже понимая трагические последствия раскола общества, ведущие к неизбежной потере государственности Украины.
Есть другая часть, в основном в среде бизнес-элиты, которая понимает пагубность раскола общества и противостояния с Россией и готова идти на компромиссы. В среде олигархов к этому вопросу отношение также разное, ярые апологеты национализма и русофобии только Порошенко и Коломойский, а Ахметов, Фирташ и Пинчук очень осторожно высказываются по этому поводу. Не из-за стремления что-то сделать для общества и любви к России, а понимая свою коммерческую выгоду, поскольку «деньги любят тишину».
Для закрытия националистического и русофобского проекта Украина необходимы целенаправленные поддержанные извне действия украинской контрэлиты или части действующей элиты. Контрэлиты пока нет, и она должна формироваться в недрах существующего строя, общество уже созрело для ее восприятия. Из-за неоднородности действующей элиты возможен ее раскол и формирование из здравомыслящей части оппонента правящему режиму.
Оба направления переформатирования правящего класса требует усилий как внутри Украины, так и в России. Российские элиты после провалов 2014 года наконец-то начинают просыпаться, и министр иностранных дел России Лавров в своем недавнем интервью четко выразился по этому вопросу: «Нужно готовить почву для эвентуального прихода новых элит, а для этого – инвестировать в наше понимание украинского политического ландшафта и нового поколения политиков» и «Украинский кризис составляет наиболее значительную дилемму российской внешней политики. Остаться в стороне от украинских событий невозможно, так как они имеют прямые внутриполитические последствия для России».
Российские власти уже пытаются взаимодействовать с частью вменяемых украинских элит. Приезд в Москву Медведчука и Бойко подтверждает это, правда, ставка делается на политиков, которые не пользуются серьезным влиянием и авторитетом на Украине.
Как ни прискорбно, но настоящих патриотов и государственников, понимающих неизбежность интеграции Украины и России, на Украине сегодня нет, и приходится выбирать из того, что есть.
Для элиты, принявшей новые правила игры, на постукраинском пространстве должна быть создана такая система, которая сделает ее неотделимым целым со страной и обществом и отстаивающей общие экономические и политические интересы. Система должна исключить и не допускать в будущем мародёрства элитами государства и компрадорскую продажность, приведших Украину к плачевному результату.
Для формирования нового поколения элит и переформатирования Украины украинскому обществу нужен толчок, который может зародиться как внутри общества, так и получить его из России. Поводом для этого могут стать президентские выборы, обострившие до предела противоречия внутри Украины и взаимоотношения с Россией.
Ненависть и презрение общества к правящему режиму зашкаливает, уже и националисты готовы разорвать эту власть. Выборы могут перерасти в силовое противостояние, неучтенного оружия слишком много на Украине. За оружие могут взяться националисты и попытаться установить свою диктатуру.
В связи с этим на Украине предстоит неизбежная денацификация, часть элит и стоящие за их спиной боевики ни на какие компромиссы не пойдут, и по отношению к ним может идти речь только о тотальной силовой зачистке всеми доступными методами. Они должны исчезнуть с политического ландшафта Украины, без такой зачистки никакие проблемы на Украине решить будет невозможно. Только катастрофическое поражение и народный гнев сметет этот режим, а неизбежная денацификация сделает прививку от таких катаклизмов в будущем.
Украина слишком разная со своими цивилизационными и этнополитическими линиями разломов, и ее будущее будет зависеть от способности нового поколения элиты удовлетворить интересы проживающих здесь народов. И, как бы ни уходило российское руководство от решения украинского вопроса, его все равно придется решать, слишком тесно мы связаны общей судьбой, без вмешательства уже не обойтись.
Без осознания хотя бы частью здравомыслящих украинских элит того факта, что построенное их руками при поддержке российских элит нацистское и русофобское государство, «заточенное» на мародерство и грабеж государственных ресурсов и унижение собственного народа, обречено на деградацию и распад. Российские элиты также несут ответственность за происходящее на Украине, и в интересах государства российского предпринимать шаги по возвращению отторгнутой территории и народа в русское цивилизационное пространство.