В Черном море возникла новая угроза для судоходства. Недавно Украина попыталась прикрыть свои порты при помощи морских мин, но часть таких изделий сорвалась с якоря и теперь дрейфует в неизвестном направлении. Минная опасность объявлена сразу в нескольких районах моря. К счастью, существуют средства и методы борьбы с такой угрозой, и в ближайшее время они будут задействованы.
Ход событий
Информацию о новой опасности в Черном море 18 и 19 марта раскрыли Черноморский флот и Федеральная служба безопасности. Сообщалось, что вскоре после начала российской Специальной военной операции ВМС Украины выполнили минные постановки на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск и Южный. В общем сложности разместили ок. 420 якорных мин. С их помощью предполагалось защитить порты от российских кораблей.По данным ФСБ, в выполненных заграждениях используются якорные морские и речные мины нескольких старых типов. Как минимум, часть таких изделий была изготовлена еще в первой половине XX века. Состояние такого оружия оставляло желать лучшего – что достаточно быстро привело к негативным последствиям.Ухудшение погодных условий и шторм привели к обрыву минрепов нескольких мин. Избавившись от якорей, эти боеприпасы начали дрейфовать в западной части Черного моря. В связи с этим было выпущено соответствующее прибрежное предупреждение. В нем указаны районы возможного нахождения мин, проход через которые представляет потенциальную опасность. Кроме того, отмечается, что мины не имеют самоликвидатора – это является нарушением существующих правил войны на море.
По оценке специалистов ФСБ, течения могут вынести мины в юго-западную часть Черного моря. Более того, не исключается их попадание в пролив Босфор и даже в Средиземное море. Такие оценки и прогнозы привлекли внимание зарубежных стран, и они планируют принимать меры.25 марта российский Генштаб раскрыл новые данные о ситуации. Сообщается, что дрейф в море продолжает около десятка мин. Все они остаются в западной части Черного моря. Какие мероприятия проводятся в связи с этим, не уточняется.На следующий день, 26 марта турецкая пресса сообщила об обнаружении опасного предмета в районе Босфора. На поверхности воды замечен сферический объект с характерными выступами-рогами. В связи с этим Турция временно закрыла проход через пролив. ВМС своевременно отреагировали и обезвредили эту находку.
Потенциальные угрозы
По известным данным, до недавнего времени на вооружении украинских ВМС состояло четыре типа морских мин относительно старых типов, в т.ч. две якорные. Это изделия советской разработки, поступавшие на вооружение с сороковых по семидесятые годы прошлого века. «Российская газета» со ссылкой на ФСБ отмечает, что на украинских складах имелись боеприпасы еще одного устаревшего типа. В постановках использовались изделия двух наиболее старых моделей.Самой старой из «активного» арсенала ВМС является малая якорная мина ЯМ или МЯМ, принятая на вооружение еще в 1943 г. Она отличается простейшей конструкцией и несет заряд взрывчатого вещества массой 20 кг. Взрыватель – с гальваноударными датчиками цели и без самоликвидатора. Допускается постановка на глубинах до 280 м с заглублением мины до 2 м от поверхности.
Также на вооружении имелись корабельные противодесантные мины КПМ обр. 1957 г. Это изделие несет 30 кг взрывчатого вещества и использует электроударные взрыватели. Предусмотрен самоликвидатор на случай попытки разоружения. КПМ устанавливается на дне при глубинах до 20 м; мина удерживается на глубине до 2 м. Интересной особенностью КПМ является использование цепи в качестве минрепа – в прошлом это позволяло затруднить траление.ФСБ и «РГ» сообщают, что в недавних постановках Украина использовала мины ЯМ / МЯМ. Кроме того, в море установили еще более старые мины Р-1, тоже взятые на складах. Изделие Р-1 было принято на вооружение в 1939 г. и представляло собой малую речную гальваноударную мину. Боеприпас нес 40-кг заряд и оснащался контактными взрывателями. Конструкция якоря и минреп позволяли ставить Р-1 на глубинах до 35 м при заглублении до 2,5 м.Таким образом, весь представленный арсенал якорных мин отличается неприемлемо большим возрастом. Самые старые изделия были выпущены еще в сороковых годах, а самые новые лишь на 15-20 лет младше. Вследствие этого появляются несколько характерных проблем и угроз.В первую очередь, проблемой становится моральное устаревание. Так, самые старые Р-1 и ЯМ не имеют механизмов самоликвидации / самозатопления после заданного времени. Соответственно, свободное плавание мины может продолжаться в течение длительного времени, и его итоги непредсказуемы.
Кроме того, речь идет о физической деградации и негативных эффектах длительного хранения. Какие изменения могли произойти в зарядах и взрывателях за десятилетия хранения на складах, неясно. Однако уже известны последствия хранения для металлических конструкций: минрепы и их крепления попросту прогнили и не выдержали нагрузки при шторме.Десяток мин уже отправился «в свободное плавание», тогда как еще четыре сотни пока остаются на своих позициях. Однако в любой момент каждая из них может сорваться с якоря и тоже отправиться в дрейф в неизвестном направлении. При этом любое ухудшение погоды на море увеличивает вероятность отрыва боеприпасов.
Борьба с угрозой
Минная опасность в Черном море требует скорейшей реакции. Остающиеся на позициях морские и речные мины необходимо найти, вытралить и уничтожить. То же необходимо проделать и с дрейфующими изделиями. Вполне вероятно, что Черноморский флот уже решает эти задачи и даже показывает первые успехи. Для этого у него имеются все необходимые силы и средства.По известным данным, в боевом составе надводных сил Черноморского флота имеется восемь морских тральщиков нескольких типов; еще один находится на ремонте. Это корабли нескольких проектов с разными возможностями. Продолжают службу тральщики пр. 266М, принятые флотом в середине семидесятых, а в последние годы были сданы три новейших корабля пр. 12700 «Александрит».
Тральщики оснащаются разнообразными средствами поиска и траления. К примеру, новейшие «Александриты» оснащены поисковой гидроакустической станцией «Ливадия-М» и несут целый набор тралов. Имеются одиночные и парные контактные тралы, акустические и тралы-имитаторы с высокими характеристиками. Для поражения вытраленных мин могут использоваться ствольные вооружения или иные средства.Тралы всех типов способны бороться с современными минами, и потому работа по устаревшим изделиям не отличается сложностью. Главное затруднение заключается в необходимости поиска дрейфующих мин, которые могут находиться где угодно в крупном районе. Задача по поиску и тралению оставшихся мин, пока находящихся на своих позициях, не столь сложна.
Международные усилия
Следует отметить, что в безопасности судоходства на Черном море заинтересована не только Россия. Все прочие черноморские державы тоже должны приложить усилия к поиску и обезвреживанию украинских мин. Сразу несколько стран имеют собственные тральщики, которые могут выйти в море и начать поиск опасных объектов.Наиболее многочисленные минно-тральные силы в регионе имеет Турция – 11 кораблей двух типов. Они базируются в районе Босфора и могут действовать в Черном и Мраморном морях. Турецкое командование уже объявило о необходимости борьбы с украинскими минами и теперь, вероятно, отправит тральщики в опасные районы.
В составе ВМС Болгарии имеется четыре тральщика. Три из них построены в СССР по пр. 1265, четвертый позже купили у Германии. Такое же количество тральщиков служит в румынском флоте. В отличие от Болгарии, Румыния самостоятельно построила свои корабли.Не все черноморские страны имеют современные тральщики новой постройки, и возможности наличных кораблей могут быть ограниченными. Однако им придется искать устаревшие морские и речные мины, которые не предъявляют высоких требований к средствам поиска, траления и уничтожения. Даже корабли семидесятых годов смогут справиться с такими задачами.
Опасность сохраняется
Пытаясь помешать вооруженным силам России, украинский флот выполнил минные постановки в нескольких районах Черного моря. Использовались давно устаревшие боеприпасы, что ограничило потенциал таких заграждений, а затем привело к появлению новой угрозы для судоходства. Десяток мин уже сорвался с якорей и дрейфует, и в ближайшее время их может стать больше.Очевидно, что украинские минные постановки не дали никакого военного результата, но создали угрозу для гражданского судоходства в черноморских акваториях. Однако сразу несколько стран заинтересованы в ликвидации подобных рисков и, по всей видимости, уже начинаются необходимые работы.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!