При распаде СССР независимой Украине досталось большое количество реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град». Позже стало ясно, что эксплуатация такой техники не может продолжаться бесконечно, и армия нуждается в обновлении ее парка. В следующие годы было представлено несколько проектов глубокой модернизации наличных РСЗО, и некоторые опытные образцы прошли через весь цикл испытаний. Однако реальные перспективы всех подобных разработок оставались под вопросом.
Модернизированный «Град»
Первая попытка модернизации наличных РСЗО была предпринята в 2001 г. Харьковское КБМ им. Морозова и Харьковский завод специальных машин начали разработку проекта БМ-21К. В нем предлагалось сохранить существующую артиллерийскую часть и ракеты, но перенести их на украинское шасси КрАЗ-260. Также предусматривалось обновление средств связи и управления огнем.В силу разных причин работы по БМ-21К затянулись. Проектирование удалось завершить за несколько лет, но испытания и доводка продолжались до 2008 г. Модернизированный «Град» показал требуемый уровень тактико-технических характеристик и справился с испытаниями, однако не был рекомендован к принятию на вооружение.
Причиной этого стало устаревшее шасси. Автомобиль КрАЗ-260 был снят с производства еще в середине девяностых годов, и его использование в проекте конца двухтысячных не имело смысла. Впрочем, ХКБМ и ХЗСМ успели построить и передать армии несколько боевых машин на такой базе, после чего их сборка остановилась.В связи с неудачей проекта БМ-21К стартовала разработка новых вариантов РСЗО. В 2007-2008 г. те же предприятия приступили к созданию перспективной системы под названием «Бастион-01». В этом проекте планировалось совместить все преимущества существующего вооружения и нового шасси.В качестве основы для РСЗО «Бастион-01» был выбран грузовик КрАЗ-6322, незадолго до этого принятый на снабжение украинской армии. Это трехосный полноприводный автомобиль с двигателем мощностью не менее 300 л.с. и достаточно высокими характеристиками грузоподъемности и проходимости. На него предлагалось переносить штатное оснащение «Града» практически без изменений. Внедрялись только отдельные приборы, тогда как пусковая установка и другие изделия остались прежними.
Системы «Бастион»
Также была разработана боевая машина «Бастион-02» на удлиненном шасси КрАЗ-6322. Дополнительное пространство на грузовой платформе, между кабиной и пусковой установкой, использовали для размещения т.н. системы быстрой перезарядки. В специальных подвижных обоймах размещаются дополнительные 40 реактивных снарядов, что упрощает подготовку к новому залпу.Первый прототип «Бастиона-01» был построен в 2009 г. на Шепетовском ремонтном заводе и вскоре вышел на испытания. Позже изготовили машину модели «02». Техника справилась с проверками и была рекомендована к принятию на вооружение. Тем не менее, массовую серию наладить не удалось. Несмотря на всю простоту производства, за несколько лет изготовили не более 8-12 машин двух модификаций. В середине десятых годов выпуск «Бастионов» прекратился.
С литерой «У»
Одновременно с «Бастионом» в ХКБМ создавалась другая модификация «Града» на новом шасси – БМ-21У или «Верба» («Верба/1»). Цели проекта опять заключались в замене шасси и обновлении средств связи и управления, тогда как артиллерийская часть не затрагивалась. При этом следовало учесть негативный опыт предыдущего проекта БМ-21К.Проект «Верба» отличался от БМ-21К и «Бастиона» большей сложностью, что привело к затягиванию разработки. Основные работы по нему удалось завершить только в первой половине десятых годов. Опытную машину впервые открыто показали в 2015 г. В дальнейшем неоднократно сообщалось о проведении различных испытаний, а также о скором принятии на вооружение и постановке в серию.Впрочем, принятие на вооружение затягивалось, но только в случае с украинской армией. Так, в 2017 г. несколько «Верб» приобрели вооруженные силы Сенегала. Также ожидались заказы от других стран, нуждающихся в относительно простых, но эффективных РСЗО.Ситуация с украинской армией прояснилась только в ноябре 2019 г. Тогда министерство обороны сообщило, что РСЗО «Верба» справилась с государственными испытаниями и была принята на вооружение. К тому времени уже было известно, что серийное производство освоит Шепетовский ремонтный завод. Поставка первых изделий ожидалась в ближайшие месяцы.Однако производство в означенные сроки не стартовало. Более того, официальный приказ о принятии БМ-21У на вооружение вышел только в конце августа 2021 г. Любопытно, что в этом документе «Верба» обозначена как БМ-21У «Град». Почему это произошло, неясно. Кроме того, имеют место определенные нарушения руководящих документов, что придает ситуации особый вид.
Проект БМ-21У предусматривал перенос существующей пусковой установки на современное шасси КрАЗ-6322. В составе «Вербы» используется грузовик с двухрядной четырехдверной кабиной, в которой размещается весь расчет из пяти человек и необходимые приборы. На «Вербе» используется новая цифровая система управления огнем, стабилизатор, спутниковая навигация и другие приборы, улучшающие точность стрельбы. Также использованы новые средства связи с защищенным режимом работы.Боевая машина БМ-21У дополняется транспортно-заряжающей, известной по коду Классификатора вооружений, техники и имущества Минобороны «ВК 001–2000-А2112011Y». Она перевозит два полных боекомплекта из 80 снарядов и имеет механизированные средства погрузки, упрощающие подготовку боевой машины к стрельбе.
Проект «Берест»
С середины десятых годов Шепетовский ремонтный завод разрабатывал новый вариант «Града» под обозначениями БМ-21УМ и «Берест». В отличие от предыдущих, этот проект предусматривал перестройку артиллерийской части и разработку новых боеприпасов. За счет этих и других решений предполагалось увеличить точность и кучность, а также дальность стрельбы и объемы залпа.Первый открытый показ «Береста» имел место на одной из украинских выставок в октябре 2018 г. Тогда утверждалось, что новая РСЗО отличается повышенными характеристиками и необходима армии. Вскоре опытный образец передали на испытания. В недавнем прошлом сообщалось об успешном прохождении заводских испытаний. Предприятие-разработчик было готово принимать заказы на серийное производство.
РСЗО БМ-21УМ построена на двухосном шасси КрАЗ-5401НЕ. Это автомобиль бескапотной компоновки с двухрядной кабиной и двигателем от 300 л.с., в зависимости от комплектации. Машина полной массой более 17 т способна передвигаться по автодорогам и местности.«Берест» получил обновленную пусковую установку. Ее главное отличие заключается в наличии пятого горизонтального ряда направляющих, в результате чего боекомплект доведен до 50 ракет. Установка наводится электроприводами, хотя сохранены ручные механизмы и крепление для прицела.РСЗО оснащается компьютером управления, к которому присоединены средства связи, навигации и топопривязки, а также механизмы наведения. Обеспечивается дистанционное управление всеми процессами подготовки к стрельбе и ведением огня. Также предусмотрен выносной пульт дистанционного управления.
Реальные результаты
В течение двух последних десятилетий Украина пыталась обновлять парк своих РСЗО. Разрабатывались разные варианты модернизации существующих «Градов» и иных боевых машин, звучали громкие заявления и даже издавались приказы о принятии на вооружение. Однако реальные результаты не оправдали всех надежд. В итоге за 20 лет работ армия получила лишь несколько боевых машин.Так, проект БМ-21К завершился сборкой не более 5-10 боевых машин, причем на устаревшем шасси. Схожие результаты показали два проекта линейки «Бастион». Общее количество таких РСЗО не превысило 10-12 ед. Более новая и совершенная БМ-21У «Верба» прошла необходимые испытания и даже принята на вооружение, но сведения о серийном производстве и поставках в украинскую армию пока не появлялись. Самая новая разработка, БМ-21УМ «Берест», пока не прошла весь цикл испытаний и не готова к серии.В результате, несмотря на все планы и усилия, за два десятилетия армия получила не более 15-20 реактивных систем залпового огня нескольких типов под 122-мм реактивный снаряд. Ситуация дополнительно усугубляется тем, что это лишь модернизация старой техники, и в ней не всегда используются современные компоненты и изделия.Как следствие, украинская армия вынуждена продолжать эксплуатацию старых систем БМ-21 советской постройки. Согласно справочнику IISS The Military Balance 2021, до недавнего времени у нее было до 185 таких боевых машин. В результате последних событий парк РСЗО заметным образом сократился, и в ближайшее время его ждут новые потери.Таким образом, все усилия Украины по созданию своей собственной версии «Града», массовой и современной, пропали впустую. Производство не было налажено и, учитывая последние события, его уже не удастся запустить. Впрочем, у украинской промышленности все же был повод для гордости. Параллельно с модернизацией БМ-21 шло обновление системы «Смерч». И ее новый вариант «Ольха» удалось довести до серии заметного размера.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!