Одним из главных событий военного сотрудничества России и Республики Беларусь в этом году станут оперативные учения «Щит Союза 2019». Учитывая, что до совместной проверки боеготовности остается несколько месяцев, противники российско-белорусской интеграции начинают обозначать контуры, по которым будет выстраиваться пропаганда против предстоящего мероприятия.
Масштабные маневры на регулярной основе Минск и Москва проводят один раз в два года: в 2009-м, 2013-м и 2017-м годах прошло стратегическое учение «Запад»; в 2011-м и 2015-м годах – совместное оперативное учение (СОУ) «Щит Союза».
В конце февраля министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что подготовка к СОУ «Щит Союза 2019» перешла в активную фазу. Как сообщают официальные ресурсы министерств обороны двух стран, в марте представители российских и белорусских вооруженных сил провели несколько мероприятий по повышению слаженности подразделений Региональной группировки войск (сил) (РГВ(с)), в задачи которой входит обеспечение безопасности Союзного государства. В частности, было отмечено, что с 12 по 14 марта состоялась командно-штабная тренировка органов управления, а на прошлой неделе (18-22 марта) в Минске прошла тренировка Объединенного командования РГВ(с).
Начало активной фазы подготовительных мероприятий начинает встречать реакцию в соседних странах, что наводит на некоторые параллели с «Западом 2017», против которого политические элиты Польши, Украины, стран Прибалтики формировали негативное информационное поле. Напомним, что тогда одной из главных форм сбрасывания негатива являлись обвинения России в намерениях «оккупировать» Белоруссию. На днях украинские СМИ дали понять, что в целом поводы, на которых будет строиться пропаганда против предстоящего учения не претерпят значительных изменений.
Комментируя последние сборы (18-22 марта) руководящего состава РГВ(с), СМИ Украины увидели скрытый подтекст в дате начала тренировки (18 марта), которая совпала с 5-й годовщиной присоединения Крыма к России. В частности, несколько популярных украинских новостных порталов выпустили материалы с заголовками следующего плана: «В годовщину аннексии Крыма Россия начала масштабные военные учения в Беларуси», «Российские танки зашли в Беларусь: что происходит».
Интересно, что факт «переброски российских танков» оказался неизвестен ни белорусским, ни российским источникам, ни специализированным порталам, отслеживающим любые перемещения военной техники, что дает объективные причины сомневаться в его достоверности.
Не менее занимательными кажутся связи событий крымской весны с российско-белорусской повесткой. Отметим, что в рамках предстоящих маневров тренировки подразделений РГВ (с) проходят на регулярной основе. Стоит добавить, что начало очередного мероприятия с участием руководящего состава вооруженных сил России и Белоруссии совпало не только с 5-й годовщиной присоединения Крыма к России, но и с началом рабочей недели.
Продолжая проверять «логику исторических параллелей» украинских коллег, следует напомнить, что в период 18-22 марта произошли и другие события. Например, 21 марта 1921 года по итогам Рижского договора территория Западной Белоруссии перешла под контроль Польши и находилась в ее составе до 1939 года. Отметим, почти любой белорус, хорошо знакомый с историей, скажет, что данный период («полонизация») ассоциируется с экономической и культурной деградацией западных областей нынешней Белоруссии, а также экспансией украинского национализма. К теме «польского добрососедства» добавим, что представители российского и белорусского руководства регулярно говорят о необоснованных масштабах милитаризации, которые проводит Варшава.
Комментарии украинских СМИ на тему российско-белорусских учений «Щит Союза 2019» свидетельствуют, что предстоящая проверка боеготовности России и Белоруссии находится в фокусе внимания у «партнеров», которые ищут удобного и не всегда удобного случая для обвинений. Учитывая, что во время «Запада 2017» критика в адрес российского и белорусского руководства началась почти за год до начала учений, можно сказать, что к «Щиту Союза 2019» «партнеры» относятся более сдержанно. Вероятно, проявление политического «спокойствия», во-первых, обусловлено меньшими масштабом предстоящих маневров, которые, в отличие от стратегических учений «Запад 2017», все-таки являются оперативным мероприятием. Во-вторых, часть критикующей коалиции сейчас занята решением насущных проблем: Польша готовится к парламентским выборам, а на Украине и в Литве в ближайшее время состоятся выборы президента.
Очевидно, нагнетание очередного витка истерии может оказаться не на руку. Как показывает украинский опыт, где действующему президенту Петру Порошенко, не имеющему реальной поддержки, остается полагаться на возможности административного ресурса, провоцирование конфликтов с соседями не всегда находит понимание собственных граждан.