В середине июня 2013 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект о денонсации договора о базировании российского флота на территории полуострова Крым. Решение о расторжении договора поддержало лишь 152 депутата. Впрочем, если бы даже все оппозиционеры присутствовали на заседании, их голосов все равно оказалось бы мало. В то же время, сам факт отсутствия в столь ответственный момент единомышленников вызвал у некоторых представителей оппозиционных сил недовольство, и в этом ничего удивительного нет. Ведь если даже такое мероприятие, которое даст возможность в очередной раз «насолить» России, уже не вызывает энтузиазма среди «побратимов», то здесь уже есть повод серьезно задуматься…
Отметим, предложения о расторжении соглашений по Черноморскому флоту поступали в украинский парламент неоднократно, но до сих пор никаких результатов это не принесло. Со времени, когда договор между странами был ратифицирован (это апрель 2010 года), оппозиционные силы предприняли уже четвертую попытку его денонсировать. Первым инициатором расторжения соглашения выступал депутат от блока «Наша Украина — Народная самооборона» Андрей Парубий, который, помимо этого, был активным участником ратификационных боев. Предложенный им законопроект был зарегистрирован весной 2011 года, но уже в июне его отклонили и сняли с рассмотрения.
В январе-мае 2012 года у депутатов не было прав вносить законопроекты о расторжении международных соглашений. Однако в скором времени подобное право было возвращено народным депутатам Конституционным судом. Этим практически сразу же воспользовались недовольные. Инициатива перешла в руки депутата от оппозиционного «Блока Юлии Тимошенко» Владимира Яворивского, который поспешил внести собственный законопроект на рассмотрение Верховной Рады. Впрочем, ничего нового в данном документе не содержалось, более того, он практически слово в слово повторил документ Парубия. Понятно, что подобное сходство в конечном итоге привело и к одинаковому концу. В декабре 2012 года законопроект Яворивского также сняли с рассмотрения, но уже по инициативе самого автора. Впрочем, как выяснилось позже, «самоотвод» носил тактический характер. На смену же Яворивскому пришел молодой и амбициозный политик Олег Ляшко, который известен своими радикальными взглядами. Свой законопроект он внес на рассмотрение парламента лишь на пять дней позже Яворивского. Но, по сравнению со своим предшественником, подошел со всей серьезностью к делу, не ограничившись простым переписыванием теста, а выдвинул собственные требования. В первую очередь, политик потребовал, чтобы территорию украинского государства покинули все близкие и родственники российских военнослужащих, а также лиц, которые входят в состав военных предприятий, учреждений и организаций.
Несмотря на «индивидуальность», Ляшко вынужден был отступать вместе с Яворивским, и самолично отзывать свой законопроект в тот же день. Но в скором времени на «поле боя» вновь появился Владимир Яворивский, который менее чем через неделю зарегистрировал новый законопроект, не внеся в него, впрочем, совершенно никаких изменений. Но даже не смотря на то, что законопроекту удалось дойти до сессионного зала и попасть на рассмотрение депутатов, его все равно ожидал провал, который, собственно говоря, и произошел на днях.
Отражать маневры оппозиционеров было вынуждено главное научно-экспертное управление Верховной Рады. На первый законопроект было затрачено совсем немного усилий, потому как автор его требовал денонсации лишь тех соглашений, которые были заключены между Украиной и Россией относительно базирования российского флота на украинской территории. К тому времени, напомним, Харьковские соглашения еще не были подписаны. Представители управления настояли на том, что в подобного рода вопросах субъектами законодательных инициатив могут выступать либо глава государства, либо правительство, но никак не депутаты.
Когда появилось решение Конституционного суда, в управлении вынуждены были сменить тактику, и оба законопроекта Яворивского получили одинаковое экспертное заключение. В первую очередь, автору разъяснили суть термина «денонсация», а кроме того, эксперты посчитали, что требования автора проекта противоречат Венской конвенции о международных договорах, подписанной еще в 1969 году, но которая является для Украины обязательной. Помимо этого, эксперты также весьма подробно аргументировали, почему считает ошибочными заявления Яворивского относительно того, что пребывание российского флота на украинской территории противоречит Конституции страны. И еще, что немаловажно, популярно объяснили, что считают необоснованными заявления политика относительно того, что в рамках реализации законопроекта не потребуется больших капиталовложений со стороны государства. Подобные разъяснения получил и Олег Ляшко.
Если говорить о конституционности нахождения российского флота на территории крымского полуострова, то этот вопрос вызывает горячие споры вот уже не один год. Еще в годы президентства Ющенко сам глава государства призывал своих политических оппонентов не спекулировать на этом вопросе с целью больше понравиться электорату, хотя сам неоднократно пользовался «запрещенным приемом».
В действительности все намного проще. Согласно Конституции Украины, размещение на украинской территории иностранных военных баз запрещено. Но в то же время, в Переходных положениях того же закона имеется статья, которая гласит, что временное пребывание иностранных военных формирований на украинской территории возможно лишь на условиях аренды, но только в том порядке, который обозначен в ратифицированных украинским парламентом международных соглашениях. Таким образом, положения закона можно трактовать двояко: если кто-либо считает, что российскому флоту не место на украинской территории, тот может требовать его вывода, если же нет, тогда можно считать, что аренда территории будет продлена соответствующими международными соглашениями. Ни одна, ни другая позиции абсолютно не противоречит украинской Конституции.
Существует и еще один, не менее интересный вопрос: почему противники пребывания Черноморского российского флота решили денонсировать договора именно сейчас? Ведь продление аренды, согласно Харьковским соглашениям, предусмотрено лишь с 2017 года. А если принимать во внимание заявление оппозиционеров об их намерении одержать победу на будущих президентских выборах, которые состоятся в 2015 году, то совершенно непонятно, что может помешать им денонсировать соглашение после этой самой победы.
Кроме того, необходимо отметить, что российская сторона сама не исключает возможности расторжения харьковских соглашений в том случае, если украинское правительство обратится в суд с целью пересмотреть газовые контракты. Но в Москве уверены в том, что Украина не пойдет на столь опрометчивый шаг, потому как это грозит серьезными проблемами – существенным подорожанием российского газа, а также немалыми долгами, потому как после вступления в силу данных соглашений Киеву уже была дана скидка в размере 6 миллиардов долларов, которую в случае разрыва договора, придется вернуть…
Отметим также, что В.Янукович еще до недавнего времени пребывал в полной уверенности, что денонсация двусторонних соглашений между Украиной и Россией относительно Черноморского российского флота никак не сможет повлечь за собой денонсацию Харьковских соглашений…
Таким образом, из всего вышесказанного можно делать один вывод: денонсация соглашений по Черноморскому флоту украинскими парламентариями не будет принята. Во-первых, потому, что оппозиция не имеет достаточного количества голосов, во-вторых, - потому как сами оппозиционеры не до конца определились, чего же они хотят на самом деле. Партия Регионов не поддержит подобный законопроект однозначно, поскольку ее представители уверены в том, что российский флот помогает в обеспечении независимости Украины, гарантируя своим присутствием безопасность и обороноспособность ее границ.
Отметим, предложения о расторжении соглашений по Черноморскому флоту поступали в украинский парламент неоднократно, но до сих пор никаких результатов это не принесло. Со времени, когда договор между странами был ратифицирован (это апрель 2010 года), оппозиционные силы предприняли уже четвертую попытку его денонсировать. Первым инициатором расторжения соглашения выступал депутат от блока «Наша Украина — Народная самооборона» Андрей Парубий, который, помимо этого, был активным участником ратификационных боев. Предложенный им законопроект был зарегистрирован весной 2011 года, но уже в июне его отклонили и сняли с рассмотрения.
В январе-мае 2012 года у депутатов не было прав вносить законопроекты о расторжении международных соглашений. Однако в скором времени подобное право было возвращено народным депутатам Конституционным судом. Этим практически сразу же воспользовались недовольные. Инициатива перешла в руки депутата от оппозиционного «Блока Юлии Тимошенко» Владимира Яворивского, который поспешил внести собственный законопроект на рассмотрение Верховной Рады. Впрочем, ничего нового в данном документе не содержалось, более того, он практически слово в слово повторил документ Парубия. Понятно, что подобное сходство в конечном итоге привело и к одинаковому концу. В декабре 2012 года законопроект Яворивского также сняли с рассмотрения, но уже по инициативе самого автора. Впрочем, как выяснилось позже, «самоотвод» носил тактический характер. На смену же Яворивскому пришел молодой и амбициозный политик Олег Ляшко, который известен своими радикальными взглядами. Свой законопроект он внес на рассмотрение парламента лишь на пять дней позже Яворивского. Но, по сравнению со своим предшественником, подошел со всей серьезностью к делу, не ограничившись простым переписыванием теста, а выдвинул собственные требования. В первую очередь, политик потребовал, чтобы территорию украинского государства покинули все близкие и родственники российских военнослужащих, а также лиц, которые входят в состав военных предприятий, учреждений и организаций.
Несмотря на «индивидуальность», Ляшко вынужден был отступать вместе с Яворивским, и самолично отзывать свой законопроект в тот же день. Но в скором времени на «поле боя» вновь появился Владимир Яворивский, который менее чем через неделю зарегистрировал новый законопроект, не внеся в него, впрочем, совершенно никаких изменений. Но даже не смотря на то, что законопроекту удалось дойти до сессионного зала и попасть на рассмотрение депутатов, его все равно ожидал провал, который, собственно говоря, и произошел на днях.
Отражать маневры оппозиционеров было вынуждено главное научно-экспертное управление Верховной Рады. На первый законопроект было затрачено совсем немного усилий, потому как автор его требовал денонсации лишь тех соглашений, которые были заключены между Украиной и Россией относительно базирования российского флота на украинской территории. К тому времени, напомним, Харьковские соглашения еще не были подписаны. Представители управления настояли на том, что в подобного рода вопросах субъектами законодательных инициатив могут выступать либо глава государства, либо правительство, но никак не депутаты.
Когда появилось решение Конституционного суда, в управлении вынуждены были сменить тактику, и оба законопроекта Яворивского получили одинаковое экспертное заключение. В первую очередь, автору разъяснили суть термина «денонсация», а кроме того, эксперты посчитали, что требования автора проекта противоречат Венской конвенции о международных договорах, подписанной еще в 1969 году, но которая является для Украины обязательной. Помимо этого, эксперты также весьма подробно аргументировали, почему считает ошибочными заявления Яворивского относительно того, что пребывание российского флота на украинской территории противоречит Конституции страны. И еще, что немаловажно, популярно объяснили, что считают необоснованными заявления политика относительно того, что в рамках реализации законопроекта не потребуется больших капиталовложений со стороны государства. Подобные разъяснения получил и Олег Ляшко.
Если говорить о конституционности нахождения российского флота на территории крымского полуострова, то этот вопрос вызывает горячие споры вот уже не один год. Еще в годы президентства Ющенко сам глава государства призывал своих политических оппонентов не спекулировать на этом вопросе с целью больше понравиться электорату, хотя сам неоднократно пользовался «запрещенным приемом».
В действительности все намного проще. Согласно Конституции Украины, размещение на украинской территории иностранных военных баз запрещено. Но в то же время, в Переходных положениях того же закона имеется статья, которая гласит, что временное пребывание иностранных военных формирований на украинской территории возможно лишь на условиях аренды, но только в том порядке, который обозначен в ратифицированных украинским парламентом международных соглашениях. Таким образом, положения закона можно трактовать двояко: если кто-либо считает, что российскому флоту не место на украинской территории, тот может требовать его вывода, если же нет, тогда можно считать, что аренда территории будет продлена соответствующими международными соглашениями. Ни одна, ни другая позиции абсолютно не противоречит украинской Конституции.
Существует и еще один, не менее интересный вопрос: почему противники пребывания Черноморского российского флота решили денонсировать договора именно сейчас? Ведь продление аренды, согласно Харьковским соглашениям, предусмотрено лишь с 2017 года. А если принимать во внимание заявление оппозиционеров об их намерении одержать победу на будущих президентских выборах, которые состоятся в 2015 году, то совершенно непонятно, что может помешать им денонсировать соглашение после этой самой победы.
Кроме того, необходимо отметить, что российская сторона сама не исключает возможности расторжения харьковских соглашений в том случае, если украинское правительство обратится в суд с целью пересмотреть газовые контракты. Но в Москве уверены в том, что Украина не пойдет на столь опрометчивый шаг, потому как это грозит серьезными проблемами – существенным подорожанием российского газа, а также немалыми долгами, потому как после вступления в силу данных соглашений Киеву уже была дана скидка в размере 6 миллиардов долларов, которую в случае разрыва договора, придется вернуть…
Отметим также, что В.Янукович еще до недавнего времени пребывал в полной уверенности, что денонсация двусторонних соглашений между Украиной и Россией относительно Черноморского российского флота никак не сможет повлечь за собой денонсацию Харьковских соглашений…
Таким образом, из всего вышесказанного можно делать один вывод: денонсация соглашений по Черноморскому флоту украинскими парламентариями не будет принята. Во-первых, потому, что оппозиция не имеет достаточного количества голосов, во-вторых, - потому как сами оппозиционеры не до конца определились, чего же они хотят на самом деле. Партия Регионов не поддержит подобный законопроект однозначно, поскольку ее представители уверены в том, что российский флот помогает в обеспечении независимости Украины, гарантируя своим присутствием безопасность и обороноспособность ее границ.
Использованы материалы:
http://www.unian.net/news/578937-flot-eto-na-potom.html
http://narodna.pravda.com.ua/rus/politics/4bd6992bbb1e8/
http://minprom.ua/news/85559.html
http://pavlonews.info/news/categ_21/125166.html
Автор Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина
http://topwar.ru
http://topwar.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас