Предложение логичное — можно возбуждать дела против фигурантов кровавых событий силами СК РФ, но это не означает, что подследственные попадут в руки правосудия. С Украины выдачи нет. Это известно, например, грузинским правоохранительным органам, жаждущим заполучить своего бывшего президента, а ныне — губернатора Одесской области. А вот международная юрисдикция такого трибунала могла бы стать поводом для розыска и наказания виновных независимо от их гражданской принадлежности и местонахождения.
Отвечать есть за что! Только по данным ООН, которые можно охарактеризовать как “весьма консервативные”, за время вооруженного конфликта 6417 человек погибли и 15 тыс. 962 получили ранения — причем цифры вполне могут быть скорректированы в сторону увеличения. Сами ДНР и ЛНР приводят другую статистику: только с начала 2015 года в республиках убиты 1212 мирных жителей, в том числе 25 детей. Всего с начала конфликта в 2014 году погибли 3684 человека, из них 522 женщины и 65 детей, более 6200 человек стали инвалидами. В ходе конфликта разрушено 63 больницы, 150 школ, 135 детский садов, 4868 жилых домов, 1616 нежилых зданий — заводы, шахты и промышленные предприятия, а также объекты электро- и водоснабжения.
Для объективного расследования этих преступлений необходимо изучение всех данных и создание юридической базы — среди россиян давно можно найти немало сторонников такого подхода. Да и идея созвать трибунал родилась не вчера. Например, член Совета Федерации РФ от Крыма Ольга Ковитиди еще в начале года выступила за то, чтобы СБ ООН санкционировал и трибунал по военным преступлениям против жителей Донбасса и Луганщины, и миротворческую миссию на территории ЛНР и ДНР. Так конфликт будет официально признан на международном уровне, говорила она, и виновные в гибели мирного населения получат статус военных преступников.
У международного сообщества есть подобный опыт, но, к сожалению, он не всегда соответствует запросам самих пострадавших, да и представлениям о справедливости. Итак, международная юрисдикция предполагает согласованное мнение коллегии судей, то есть, трибунала, в котором представлены юристы из нескольких стран. Основой для применения таких норм может быть создание временного органа правосудия под эгидой авторитетной международной организации.
И на сегодняшний день общепризнанным авторитетом в этой области остается СБ ООН, несмотря на некоторые его “проколы”. Ведь опыт проведения трибунала по бывшей Югославии показал, что его независимость может быть весьма условной. Проблема заключается в том, что резолюция СБ ООН еще не является полным основанием для преследования частных лиц — для этого требуется заключение по итогам резолюции отдельного договора между странами, принимающими участие в разведении конфликтующих сторон. Представитель России в ООН не раз критически высказывался относительно итогов того трибунала — они словно были подогнаны под устраивающую европейцев и американцев ситуацию с разрыванием страны на части без последствий для истинных преступников.
И все же, без сдерживания конфликта международными силами, он будет оставаться “внутренним делом” Украины, а решение этого дела, судя по словам самого президента страны, Петра Порошенко, вполне совместимо с убийством мирных людей — 4 июня он назвал очередную операцию СБУ “чудом над Донцом”. По сути карательная операция и откровенный разбой, творимые военными и “батальонами”, признаются главой государства чудом наведения порядка! И, к сожалению, без придания этому конфликту статуса требующего введения миротворцев, он будет оставаться в глазах европейских и американских политиков “правомерной операцией по наведению конституционного порядка”.
Такие примеры заставляют обратиться к опыту самого известного международного трибунала — Нюрнбергского. В свое время страны Европы и США были очень серьезно настроены в отношении международного правосудия, и это показали итоги того суда над фашистскими военными преступниками. Понятно, что и тогда политики приняли все меры, чтобы не распространялась “неудобная” информация о сотрудничестве с нацизмом на государственном уровне. Но преступники были наказаны. Вернуть ООН былой авторитет можно и сейчас — достаточно прекратить хотя бы один конфликт и наказать военных преступников, как после Второй Мировой войны.
Актуальность предложения руководства непризнанных республик Новороссии подтверждают голоса из Европы. О необходимости созыва международного трибунала по итогам расследования катастрофы “Боинга” над Украиной заговорили Нидерланды, и идея уже нашла некоторую поддержку у европейских и американских политиков. Логичен этим сторонникам международного правосудия должен показаться и следующий шаг. Зачем выделять отдельный эпизод войны, когда можно рассмотреть ее целиком?
Принятие жестких мер к виновным в убийстве мирных жителей Донбасса — один из способов подтвердить, что ООН и ее Совет Безопасности еще не стали местом словоговорения без результатов. Как иногда может показаться после принятия решений по Югославии, Сирии, Ливии и Ираку. И принимать меры следует не проверенным американским методом — доставкой справедливости и демократии в бомболюках, как это уже было опробовано на множестве стран. Мир на Донбассе и прекращение убийств гражданского населения должны стать целью приложения международных усилий, виновные должны быть наказаны по справедливости и в соответствии с международным правом. И проведение открытого и гласного судебного процесса должно исключить пропагандистские вбросы и накачку общественного мнения.
Источник: http://politrussia.com