Сегодня наш рассказ будет посвящён исключительно оружию, украшенному резьбой и гравировкой. В давние времена углубляться мы не будем, а опять-таки начнём его с капсюльных и шпилечных револьверов, то есть с начала XIX века. Женщинам, которые читают наши статьи на ВО и обожают пистолеты с перламутровыми рукоятками, здесь тоже будет на что посмотреть. Деревянные «щёчки» на рукоятке, на мой взгляд, конечно, лучше, так как рука на них не скользит. Но с перламутром красиво – тут и говорить нечего. Ну а начнём мы с того, что вспомним о том, что все виды резьбы, которые в начале XIX века использовались для отделки оружия, были опробованы ещё в XV веке и широко применялись мастерами-оружейниками для украшения рыцарских доспехов и оружия.Прежде всего, это была резьба по металлу и гравировка. Этими техниками мастерски владели итальянские оружейники из Милана, Флоренции и Венеции. А затем их даже опередили немецкие и французские мастера из Аугсбурга и Парижа. Например, орнамент или «картинка» на оружии гравировались, а сам фон покрывался позолотой, что придавало оружию исключительно нарядный вид. Вот только золотить изделия было не только дорого, но и опасно для здоровья. Ведь для этой цели долгое время использовался кузнечный метод или «золочение через огонь», когда изделия из железа покрывали пастой из золота, растворённого в ртути, после чего нагревали на огне. Ртуть испарялась (и этими парами мастеру, как ни старайся, приходилось дышать), а золото соединялось с железной основой. Применялось золочение при помощи фольги. Он был безопасен, но трудоёмок и дорог. Вот почему в дальнейшем стали использовать гальванический способ золочения и серебрения, который сегодня вытеснил все остальные. Но, конечно, самым простым способом отделки огнестрельного оружия, и пистолетов в частности, являлось воронение. Проводили его на раскалённых древесных углях либо обжигая изделия в горячей золе. Таким образом получали, например, чёрное воронение, прижившееся именно в отделке револьверов и пистолетов, и применявшееся вплоть до середины XIX века и позднее. Известно было голубоватое и коричневое воронение, причём с красным оттенком.Другим распространённым видом украшения оружия, который был также известен издавна, являлась гравировка, во многом схожая с резьбой по металлу. Существовало (и существует до сих пор) три её вида: плоскостная, обронная и предшествующая отделкой чернением. Первая – самая простая. Её наносили тонкими линиями, причём не только на металл, но и на кость и даже перламутр.Суть обронной (или объёмной) гравировки заключалась в том, что мастер убирал фон узора, который становился при этом рельефным. Понятно, что на больших поверхностях делать такую работу было долго и трудно, а вот мелкие детали отделывать было удобно – и именно так очень часто декорировались пистолетные и ружейные замки, и даже стволы.Так, уже с конца XV в. доспехи и оружие всё чаще украшают не резьбой по металлу, которая была делом трудоёмким и дорогостоящим, а более дешёвым травлением. Причём выполненный на металле в технике травления узор был внешне очень похож на ту же самую гравировку. Только вот техника тут была куда более производительная, поэтому-то оружейники и начали её применять. Суть технологии заключалась в нанесении на поверхность металла разогретой пасты, состоявшей из воска, битума и древесной смолы. Разумеется, хранили её точный состав и пропорции в секрете, но в принципе смеси данных ингредиентов было достаточно. А потом изделие погружали в кислоту (или смесь кислот), отчего на его поверхности образовывалась вытравленная канавка. Можно было дополнительно пройтись по ней штихелем или протравить её раз, а потом заполнять её чернью, смешанной с минеральным маслом. Затем изделие нагревали, масло испарялось, а чернь очень прочно соединялась с металлом. Кстати, технология чернения по серебру была очень популярной на Кавказе в XVI–XIX вв., да и сегодня является здесь самым настоящим национальным видом искусства.Одновременно была известна и такая отделка золотом и серебром, как таушировка, насечка, или инкрустация. В случае использования этой техники стальная поверхность деталей огнестрельного оружия украшается золотом, серебром, латунью, медью. Сама по себе она очень простая, поэтому так широко и использовалась. Мастер наносит контур будущего рисунка на изделие. Затем нужно выбрать металл из линий этого контура травлением или резьбой и получить углубления. Одного травления бывает недостаточно, и тогда рисунок углубляют резцом (штихелем). Контурный рисунок обычно делали, используя только резьбу или же гравировку без травления. В случае более сложного плоскостного инкрустирования листовыми кусочками металла сначала использовали травление с последующей доработкой острым резцом. Кстати, именно поэтому данную технику и называют насечкой. Другой термин, «таушировка», имеет немецкое происхождение: от слова «тауширен» – «инкрустировать». В России его завезли в XVIII веке немецкие оружейники, и он прижился, однако термин «насечка» так полностью и не вытеснил.Кстати, насечка бывает двух видов — плоская и рельефная. При плоской в вырезанную канавку кладётся проволока и вбивается в неё лёгкими ударами молотка. При этом золотая или серебряная проволока целиком заполняет канавку. Затем узор заполировывается так, чтобы проволока не выступала над поверхностью. При рельефной насечке выпуклый рельеф сохраняют. В XX столетии насечку золотом наносят лишь на очень дорогое штучное оружие, изготовленное по заказу.Инкрустация золотом и серебром используется и для отделки деревянных деталей оружия, только туда ещё добавляется рог и кость. Но так как речь у нас идёт о пистолетах эпохи, когда деревянные в них остались разве что накладки рукоятки, то про неё в данном случае можно и не говорить, поскольку она не используется. А вот резьба и гравировка накладок на рукоятку из кости применяется довольно широко.Ну а теперь давайте смотреть нашу «галерею украшенных револьверов и пистолетов».
Автор и администрация сайта выражают благодарность Алену Добрессу (littlegun.be) за разрешение воспользоваться его фотоматериалами.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас