Эта страна давно являлась раздражающим фактором для многих держав и военно-политических союзов. Недостаточно полезная, чтобы вкладывать в неё серьёзные ресурсы, но служащая постоянным источником проблем – плацдармом и перевалочной базой для подготовки террористов, поставщиком огромных партий наркотических веществ, рассадником средневековых обычаев и мракобесия. Захватить эту страну пытались три империи, и все три потерпели неудачу. Впрочем, на территории страны «А» эти империи скорее противостояли друг-другу, чем аборигенам, которые были для них всего лишь удобным инструментом.Тем не менее, в конечном итоге политическая ситуация в мире сложилась так, что консенсус был достигнут и решение о вторжении принято. На примере страны «А» было решено отработать концепцию полностью бесчеловечного вторжения, с применением только беспилотных вооружений и военной техники.
Фаза 1 – Подготовка
Активная подготовка операции по укрощению страны «А» началась примерно за один год до начала «острой фазы». Были выделены необходимые средства, заключены договора с субподрядчиками, приобретены или арендованы на длительный период площадки для размещения оборудования и вооружений – проблем с арендой не возникло, поскольку страна «А» уже изрядно «достала» большую часть своих соседей, а остальные просто опасались встать на пути «паровоза». Охрана площадок осуществлялась специалистами частных военных компаний (ЧВК).
Осуществление «бесчеловечного» вторжения с использованием такого огромного количества технических ресурсов было бы невозможным без боевого искусственного интеллекта (ИИ) – единого автоматизированного комплекса разведки, управления и связи «ЕАКРУС», включающего в себя глобальные спутниковые сети средств разведки и связи, обеспечивающие 100 % покрытие территории страны «А» в режиме 24/365, и новейшие аппаратно-программные комплексы прогнозирования и управления на базе квантовых компьютеров и нейросетей. Взаимодействие ЕАКРУС с людьми осуществлялось по принципу «человек – организатор действий», вместо использующегося ранее принципа «человек – оператор систем».С самого начала подготовки операции ЕАКРУС осуществлял первичную обработку и структурирование поступающих разведданных, планирование маршрутов развёртывания, размещения и нанесения ударов. Информация для задействованного в операции персонала предоставлялась в графическом виде, максимально удобном для восприятия.Момент начала операции был выбран исходя из оптимальных погодных условий, когда видимость была минимальной, а низкие температуры и сильный порывистый ветер вынуждали обитателей страны «А» большую часть времени находиться в укрытиях. Прогноз оптимальных метеоусловий был осуществлён метеоподсистемой ЕАКРУС – точность прогноза погоды на несколько недель вперёд была близка к 100 %.
Фаза 2 — Развертывание
Первыми в воздух поднялись стратосферные БПЛА – атмосферные спутники. Маломощные электрические моторы и хрупкая конструкция не позволяли развивать высокую скорость, поэтому их развертывание началось заблаговременно, и заняло около суток. Огромная высота полета – свыше 20 километров и «тонкая» конструкция не позволяли рассмотреть атмосферные спутники с поверхности, а специализированных оптических и радиолокационных средств разведки у «аборигенов» не было. За несколько суток стратосферные БПЛА «расползлись» над всей территорией страны «А». Качество съёмки оптических и тепловых сенсоров стратосферных БПЛА на порядок превосходило возможности сенсоров разведывательных спутников – при острой необходимости они могли «поднырнуть» под облачность. Чувствительные бортовые средства радиотехнической разведки (РТР) были способны засечь излучение даже маломощных средств связи – раций типа «уоки-токи» и сотовых телефонов. Маршруты развертывания были проложены таким образом, чтобы в процессе получить максимальный объём разведывательных данных.Продолжительность полета атмосферных спутников составляла несколько месяцев, после чего им необходимо было проходить техническое обслуживание, однако при необходимости они могли держаться в воздухе до полугода и более, получая электроэнергию от солнечных панелей на крыльях и корпусе, и запасая её в водородных каталитических топливных ячейках.Примерно через сутки после начала развертывания стратосферных БПЛА в воздух поднялись высотные дирижабли. Их скорость перемещения была ещё ниже, чем у стратосферных БПЛА, поэтому развертывание они полностью завершили в течение нескольких суток. Часть из них несла радиолокационные станции (РЛС) с синтезированной апертурой, способные получать радиолокационные изображения фотографического качества, другие выступали в роли воздушных авианосцев – носителей малогабаритных БПЛА. Значительные размеры вынуждали беспилотные дирижабли на первом этапе держаться в стороне от населённых пунктов для того, чтобы снизить вероятность их визуального обнаружения. Впрочем, средств, способных поразить дирижабли, у аборигенов также не было.
После развертывания атмосферных спутников, но ещё до того, как беспилотные дирижабли заняли свои позиции, в воздух стали подниматься тяжелые транспортные самолеты и конвертопланы. И те, и другие могли управляться экипажем (опционально-пилотируемые летательные аппараты), но в рамках «бесчеловечной» войны они выполняли боевую задачу в полностью автоматическом режиме. Полезную нагрузку транспортных самолетов и конвертопланов составляли малые БПЛА, способные выступать в роли своеобразных «хабов» – ретрансляторов, разведывательные микро БПЛА и разведывательно-сигнализационные приборы, кластеры ударных микро-БПЛА в контейнерном исполнении и дистанционно-управляемые стрельбовые комплексы, а также дроны технической поддержки, предназначенные для обслуживания РСП, кластеров ударных микро-БПЛА и дистанционно-управляемых стрельбовых комплексов.Первичное развертывание «полезной нагрузки» осуществлялось под управлением ЕАКРУС в отдалённых районах, в узловых точках дорог, перевалов, безлюдных в момент развертывания, по данным, полученным от средств спутниковой разведки, стратосферных БПЛА и беспилотных дирижаблей.Контроль территории страны «А» не дал бы положительных результатов в случае, если бы её границу свободно могли пересекать люди и грузы. Эта проблема требовала отдельного решения.
Фаза 3 – Граница на замке
Основным способом контроля границы страны «А» стали «классические» высотные БПЛА, несущие мощные РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) и оптоэлектронные средства разведки. Их возможности позволяли обнаруживать одиночных людей на расстоянии до 100 километров, а транспортные средства на расстоянии свыше 200 километров. Задачей «классических» высотных БПЛА стала охрана границы страны «А» от её пересечения в обе стороны. Интервал между пролетами высотных БПЛА был подобран таким образом, чтобы незамеченным проскочить границу нельзя было ни пешком, ни верхом на животных, ни на мотоцикле, ни на автомобиле. Протяжённость границы страны «А» составляла порядка пяти с половиной тысяч километров – учитывая скорость перемещения потенциальных цепей и дальность их обнаружения средствами разведки, для полного контроля границы достаточно было менее 30 высотных БПЛА, осуществляющих её круглосуточное патрулирование (без учёта необходимости дозаправки и техобслуживания).Также по периметру границы были разбросаны сотни тысяч РСП. Позиции их размещения были выбраны ЕАКРУС на основе данных о рельефе местности, существующих и потенциально-удобных маршрутах перемещения людей и техники. РСП осуществляли обнаружение перемещения людей и техники с помощью акустических и тепловых датчиков. От малогабаритных РСП, практически неотличимых от естественных элементов местности, данные поступали на хабы-ретрансляторы, расположенные в труднодоступных местах, которые в свою очередь отправляли их в ЕАКРУС по спутниковому каналу передачи данных. Время непрерывной работы РСП могло достигать нескольких лет, хабы-ретрансляторы могли дозаправляться БПЛА технического обслуживания. Кроме того, многие РСП и хабы были оснащены компактными солнечными батареями.К выявленным цепям оперативно направлялись разведывательно-ударные БПЛА, осуществляющие распознавание перемещающихся людей и техники. Первоначально удар наносился нелетальными средствами воздействия – боеприпасами с раздражающими веществами, краской, химическими средствами, издающими отвратительный запах, раздражающими слизистые и кожу. В случае продолжения попытки пересечения границы удар наносился уже летальным оружием. Также летальное оружие сразу применялось при однозначном определении наличия у цели оружия или при открытии огня по БПЛА.Ряд участков границы контролировался наземными безэкипажными боевыми машинами и БПЛА вертолетного типа, оснащёнными микроволновыми и акустическими пушками, предназначенными для причинения болевого воздействия без нанесения организму человека существенного вреда.
Важнейшим элементом бесчеловечного вторжения стало нанесение первого мощного удара – именно он начал отправку страны «А» в средневековье.Первыми ударили крылатые ракеты – их применили для уничтожения наиболее приоритетных целей – складов вооружения, боеприпасов, электростанций и топливохранилищ, боевой техники, брошенной империями, ранее пытавшимися завоевать страну «А». Впрочем, такой техники осталось не много – поддерживать в работоспособном состоянии сложные технические устройства аборигены не умели.Одновременно с крылатыми ракетами были запущены БПЛА типа «Gremlins», внешне очень похожие на крылатые ракеты, но несущие во внутренних отсеках малогабаритные суббоеприпасы, и способные возвращаться на самолет-носитель. Сам носитель не пересекал границу страны «А».
Фаза 4 – Удар
Большую часть выявленных целей уничтожили ставшие уже привычными средневысотные БПЛА класса MALE. Они атаковали автомобили с кустарно установленным вооружением, выявленные ЕАКРУС места дислокации вооруженных группировок, находящиеся в пути конвои и другие цели.Активная фаза первого удара продолжалась около недели. За это время было выпущено несколько сот тысяч высокоточных боеприпасов, уничтожено практически всё тяжелое вооружение и порядка 90 % боевиков организованных вооруженных формирований страны «А». Также была уничтожена большая часть объектов промышленности, способных производить или ремонтировать вооружение. В результате удара государственные и силовые структуры страны «А» оказались дезорганизованы, фактически она превратилась в скопище разрозненных племён без единого управления. Возникла необходимость обеспечения удалённого контроля территории страны «А».
Фаза 5 – Контроль
Контроль в формате бесчеловечной войны на первом этапе не подразумевал прямого контакта с населением – его основной формой стало активное пресечение нежелательных действий населения силой оружия.В первую очередь это коснулось перемещений между регионами страны «А». Учитывая характер местности, провести большие партии грузов можно было только по ограниченному числу дорог и горных троп. Большая часть из них в нескольких точках контролировалась развернутыми дистанционно-управляемыми стрельбовыми комплексами, РСП и кластерами микро-БПЛА в контейнерном исполнении.При обнаружении нежелательного перемещения точный выстрел или появившийся из ниоткуда, практически бесшумный миниатюрный дрон выводили из строя технику, уничтожали вьючных животных, люди с распознанным оружием также уничтожались на месте. По стране «А» стало небезопасно перемещаться с чем-либо более опасным, чем лук и стрелы. При попытках организованного нападения на оборудование узловых точек, с высотных дирижаблей сбрасывались малоразмерные БПЛА, способные часами висеть в воздухе и эффективно уничтожать противника управляемым и неуправляемым вооружением.
При исчерпании боекомплекта дистанционно-управляемых стрельбовых модулей и кластеров микро-БПЛА в контейнерном исполнении, их перезарядка осуществлялась БПЛА технического обслуживания. Впрочем, это требовалось всё реже – население страны «А» приходило к пониманию тщетности своих усилий.Аналогичные процессы происходили в городах и населённых пунктах. Разбросанные повсеместно замаскированные РСП, в сочетании с наблюдением с воздуха и из космоса, позволяли легко вычленять вооруженных людей – открыто ходить с оружием стало практически невозможно. Более того, ЕАКРУС осуществлял распознавание намерений, исходя из перемещений отдельных людей, групп людей, а также семантического анализа речи.Решили забить камнями неверную жену – через минуту в кидающую камни толпу прилетал осколочно-фугасный боеприпас. После нескольких подобных инцидентов средневековая традиция ушла в прошлое. Обнаружена посадка опиумных полей – и любой приблизившийся к ней превращался в мишень. Применялись не только летальные, но и нелетальные средства поражения, позволяющие отсеять «зёрна от плевел», заведомо мирное население, случайно зашедшее «не туда», от боевиков различных бандформирований.Постепенно проникновение в жизнь населения страны «А» становилось всё глубже, миниатюризация электроники и развитие технологий интернета вещей позволили создать и развернуть РСП и нано-БПЛА с размерами, близкими к размерам насекомых, для продолжительной работы которых хватало солнечного света и перепадов температур. Контроль ЕАКРУС проник практически в каждое жилище аборигенов.
Одним силовым воздействием формирования необходимого социально-культурного облика страны «А» вряд ли удалось бы достичь, поэтому это было лишь началом. Со временем системы вооружений стали дополняться, а затем и вытесняться специальными системами удалённого взаимодействия с населением, впрочем, это уже совсем другая история.Все описанные в вышеизложенном сценарии системы и комплексы вооружения или уже разработаны, или разрабатываются в настоящее время, перспективы их развития уже неоднократно рассматривались на страницах Военного обозрения:- Захватить Афганистан, не входя на его территорию: возможно ли
Заключение
?.- Удержать Афганистан: тотальный контроль
.Космический эшелон:- Найти авианосец: космические средства разведки
.- «Всевидящее око» компании Capella Space: предвестник революции в спутниковой разведке
.Авиационный эшелон:- Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев
.- Возрождение дирижаблей. Дирижабли как важная часть вооружённых сил XXI века
.- Найти авианосец: взгляд из стратосферы
.Наземный эшелон:- Дистанционно управляемые комплексы: автоматизированные огневые точки
.- Машина антитеррора: интегрированный пространственно-распределённый снайперский комплекс
.- БПЛА-камикадзе: новые возможности наземных подразделений
.- Дроны против живой силы: заменят ли малогабаритные БПЛА винтовку на поле боя
?.Несмотря на то, что большая часть описанных в материале технологий уже существует, пройдёт ещё два-три десятилетия, прежде чем проведение подобных боевых операций станет возможным.За скобки вынесена политическая ситуация, при которой возможно проведение бесчеловечной операции. Как говорил немецкий «Железный канцлер» Отто Фон Бисмарк – «Политика – наука о возможном», а в нашем «подлунном мире» возможно всё – две сверхдержавы вполне могут договориться, по тем или иным причинам, а остальные закроют глаза...Не рассмотрена и экономическая составляющая такой операции, хотя предварительно планировалось включить её в статью. Скажем так, по предварительным прикидкам, бесчеловечная операция в представленном формате вполне укладывается в 10-20 % в год от военного бюджета крупнейшей экономики планеты.Технически реализовать такую операцию смогут только страны, обладающие развитыми орбитальными спутниковыми группировками и промышленностью, способной массово и недорого производить высокотехнологичную продукцию. С другой стороны, неспособность провести бесчеловечную операцию в указанном формате не означает поражения – этот способ годится только против слаборазвитых стран, и по сути представляет собой специфическую форму ведения экспедиционных боевых действий, которую невозможно осуществлять при условии наличия у противника стратегических вооружений и развитых сил общего назначения. Выполнение этого условия позволит не допустить, чтобы на месте условной страны «А» оказалась некая страна «Р».