Продолжаем разговор про Государственный оборонный заказ на 2020 год.
На этот раз вернемся с небес на землю и поговорим о технике для сухопутных родов войск, а именно - о боевых бронированных машин (ББМ).
Достаточно сказано о перспективности и, в то же время, неоднозначность роли этой техники в вооруженных противостояниях современности по всему миру.
Также немало за последние годы мы слышали о преимуществах и недостатках образцов отечественных ББМ, которые поступали и поступают на вооружение ВС Украины.
Причем, для темы сегодняшнего разговора ключевым является слово - отечественные. Именно почему? А потому, что в ГОЗ-2020, пожалуй впервые, в новейшей истории Украины, в значительном количестве включены ББМ иностранного производства. Речь идет о бронемашинах Oncilla производства Польши, с заявленной ценой всего-то в 8,3 млн. гривен за единицу. История этой машины по-своему уникальна и началась она задолго до весны 2014 года. И началась она - на Украине, в недрах всесильного тогда, как никогда, концерна «Укроборонпром».
Дело в том, что Oncilla является ничем иным как польским вариантом отечественной бронемашины «Дозор», которой за длительный срок так и не суждено было стать образцом, который отвечал бы требованиям ВС Украины. Государственной компанией «Укрспецэкспорт» в свое время была официально экспортирована документация на «Дозор» в Польшу.
И уже много лет Украина планирует закупать польскую копию «Дозора» под звучным названием Oncilla. Бесспорно, польские специалисты значительно усовершенствовали неудачный образец, и он лишился многих недостатков своего прототипа. Но, к сожалению, далеко не всех.
Сравнительные испытания «Варты», «Дозора-Б» и Oncilla в декабре 2019 года
Так, например, согласно акту «Демонстрационный показ новых и модернизированных образцов автомобильной и бронетанковой техники», который был инициирован СНБОУ и ГШ ВСУ в декабре 2019 года, Oncilla не смогла преодолеть подъем с уклоном 30º - а это стандартное требование к проходимости боевых машин в армиях всего мира уже почти сотню лет! Кроме того, комиссия отметила ряд дополнительных недостатков: неудобство перемещения внутри десантного отсека, осложненная замена экипажа и десанта, необходимость дооборудования дополнительными бойницами и бортами.
«Дозор-Б» ХКБМ им. А.А. Морозова
Модернизированный украино-польский бронеавтомобиль Oncilla-M (версия «Дозор-Б») Научно-производственной компании «ВК Система».
Государственный подход к такой ситуации должен подразумевать под собой системную работу по усовершенствованию конструкции и тактико-технических характеристик пресловутого «Дозора» с учетом всех пожеланий Вооруженных Сил и вывод из опыта их эксплуатации 2016-2019 годов. И такая работа должна развернуться на предприятиях оборонного комплекса. Немного математики: предположим, что Минобороны приобретет в ГК «Укроборонпром» 25 единиц «Дозор-Б» по цене в 8 млн. грн; предположим, что после расчета расчетно-калькуляционных материалов, рентабельность сделки для государственных предприятий «ХКБМ» или «ЛБТЗ» составит только 5% - 400 тыс. гривен. На контракте в 25 автомобилей это 10 млн. грн - значительная сумма для обновления производственных фондов или разработки новых систем вооружения, а также, что немаловажно в социальном плане - для удержания квалифицированной рабочей силы...
Но ... государственный подход, при оснащении ВС Украины ББМ, в проекте оборонного заказа на 2020 год пока еще разглядеть сложно. Вместо этого, Украине предлагается профинансировать оборонную промышленность Польши, а обновление производства отечественных государственных заводов, кажется, предлагается оплачивать из бюджета...
Сергей Карпенко Не буду говорить в какую "Паркетно -Элитную" Бригаду Передали партию ВАРТ.... так вот... по документации на них должен стоять НСВ... которых НЕТ. . И вот так и будут они стоять и гнить... а по самой машине.... так ели доехали с базы хранения в ППД.....
Петр Сидоров Аби свого часу документацію з виробництвом на Дозор-Б не передали на ЛБТЗ, а зробили на виробничій базі ХКБМ ім Морозова , то 10шт Дозорів, що отримали ДШВ, не були би таким лайном зліпленим зі сміття... башта, котра клинить у погоні при повороті; мости та редуктори зі списаних БТРів, в котрих навіть стару мазуту не поміняли, і котрі виють мов 5ТДФ; кришки паливних баків мають різні розміри під ключ, замість одного розміру на всю партію; кришки маточин закручені болтами з голівками різних розмірів (що у смітнику знайшли - те й поставили) - щоб зняти кришку тре мати 3 розміри ключів!!! Думаю що це була цілеспрямована диверсія проти української ББМ, бо на такому наше військо не має воювати.
Сергей Дорофеев Тоб то за 5 років не має ні одної уніфікованої платформи КТЗ ні в одному класі вантажопід'ємності. Ні вантажівок уніфікованих ні БТР. Навіть плану немає розвитку. Я так розумію? Дозор була універсальна платформа, був у розробці навіть цивільний варіант. Дозор легкий, дозор важкий, Дозор 4х4 6х4 6х6 ( останні два можно булоб розробити) в броньованому варіанті і в не броньованому варіанті, далі можно було підключіти Краз з його напрацюваннями і повністю закрити потреби всіх силовікив у всьму діапазоні.
Komissarov Volodymyr вже березень 2020, а ДОЗ 2020 в обговоренні, мабуть в 2019-му на це часу було замало?
Євген Стеблина Доречі, цікаво як Поляки будуть проводити гарантійне обслуговування, чи приїдуть вони, так як наші заводчики на передок...
Анатолий Панчошка Євген Стеблина у поляков в отличие от некоторых с головой все в порядке
Примечание: Информация об импорте из Польши на Украину ББМ Oncilla: