Трое экономистов, один из которых — сотрудник Всемирного банка, провели исследование на тему «Присвоение зарубежной помощи элитами. Свидетельства с офшорных счетов».
Как отмечает BBC, ещё до официальной публикации исследования, такие издания как Economist и Financial Times описали содержание работы и поставили ситуацию в контекст перемен во Всемирном банке, главой которого недавно стал его критик и соратник американского президента Дональда Трампа.
Впоследствии банк разместил исследование у себя на сайте. Дальнейшая независимая экспертиза позволила выяснить, что происходит после поступления в какую-либо страну международной помощи.
Как пишет BBC, после изучения данных о переводах валюты из двух десятков стран, наиболее зависимых от льготных кредитов и грантов Всемирного банка, выяснилось, что как только эти страны получают помощь в существенном объеме — более 1% ВВП, почти немедленно из них начинается отток денег в офшоры. В среднем 7,5% полученного.
«Такие скромные масштабы — нижний порог, поскольку они учитывают только средства, отправленные на зарубежные счета, и не включают потраченное на недвижимость, предметы роскоши и так далее», — уточняется в исследовании.
Если масштаб помощи увеличивается до 3% ВВП, что характерно для предельно обнищавших стран ввиду микроскопического объема их экономики, доля оттока удваивается до 15%.
«Можно утверждать практически безошибочно, что выгодоприобретателями перетоков валюты в офшоры в периоды выделения помощи являются представители экономических элит. Точный механизм превращения притока помощи в отток денег определить сложнее, но самой очевидной и правдоподобной версией является присвоение выделенных средств политиками и чиновниками», — резюмируют ученые.
Следует отметить, что в исследование попали 22 страны: Кыргызстан, Армения, Афганистан, Буркина-Фасо, Бурунди, Гана, Гайана, Гвинея-Бисау, Замбия, Мавритания, Мадагаскар, Мозамбик, Малави, Мали, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Танзания, Уганда, Эритрея и Эфиопия.
Экономисты поясняют, что эти государства были выбраны потому, что объем помощи относительно размеров их экономики значителен, а местная банковская система не развита, а то и вовсе отсутствует — и потому отток хорошо заметен. Для стран побогаче кредит Всемирного банка — капля в денежном море, и что именно выплескивается через край в офшоры, определить практически невозможно.