На прошлой неделе Илон Эрролович Маск в битком набитом личным составом зале мощно выступил на конференции ВВС США, заявив "Эра истребителей миновала. Будущее за БПЛА!". Чем сильно озадачил присутствовавших.
Заголовки СМИ по всему миру поразили человечество, и полыхнули пуканы онлайн-дебаты. Многие русскоговорящие эксперты уже высказали свое весомое мнение в комментариях к теме заявления Маска, теперь же предоставим слово представителям ВВС США.
Хотя Маск, безусловно, преуспел в провокации, но вот его прогноз не имеет отношения к реальности. Несмотря на впечатляющие достижения в области автономных технологий, пилотируемые истребители будут продолжать являться основой обеспечения превосходства в воздухе еще в течение десятилетий.
Проще говоря, истребительная авиация - одна из самых требовательных профессий в мире. Лишь небольшой процент людей может успешно пройти многолетнюю подготовку и перейти в действующую истребительную эскадрилью. И даже в этом случае требуются годы дополнительного опыта полетов, чтобы быть компетентным.
Сравните это с нынешним состоянием искусственного интеллекта (ИИ), даже с учетом его использования для простейших задач.
Самоуправляемые автомобили Маска работают в двух измерениях, с предсказуемыми законами движения и понятным человеческим поведением. И при этом только в конце 2019 года три автомобиля Tesla, использующие функцию "автопилота", потерпели крушение. Один из них проехал на красный свет, и в результате столкновения погибли два человека. Еще один врезался в припаркованный пожарный автомобиль со смертельным исходом, а третий - в полицейскую машину на шоссе. Разумно будет заметить, что краткосрочный и среднесрочный потенциал автономности БПА не следует смешивать с научной фантастикой.
Гораздо продуктивнее исследовать реальные возможности применения автономности в военной авиации. Она эффективна в случаях, когда параметры задания хорошо известны, стохастичность сведена к минимуму и работают алгоритмы. Именно для таких условий ВВС США используют автономные разведывательные самолеты типа RQ-4 Global Hawk для выполнения разведывательных задач по всему миру.
Некоторая автономность уже имеется в истребителях F-22 и F-35, чтобы помочь пилоту в работе с множеством бортовых функций. Автономные самолеты в конечном итоге присоединятся к пилотируемым боевым самолетам в качестве партнеров для выполнения заданий - концепция, называемая "пилотируемо-беспилотным соединением". Однако это далеко не автономный воздушный бой.
Полагаться на автономную систему без контроля человека, крайне неблагоразумно. Необходимо понимать, что БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper управляются дистанционно людьми, а не являются “терминаторскими” роботами-убийцами.
Ни корабли в море, ни солдаты на земле, ни космические объекты, ни самолеты поддержки не могут существовать без защиты истребителей. Вот почему заявление Маска вызвало удивленную реакцию у аудитории ВВС. Они понимают важность этих задач, и они прекрасно знают реальные технологические возможности.
Автоматическую парковку автомобиля недопустимо экстраполировать на вещи, которые имеют решающее значение для защиты нации.
Реальность такова, что нынешний американский флот истребителей устарел - средний возраст истребителей ВВС США составляет более четверти века. Менее 20% готовы противостоять современным угрозам с помощью технологии "стелс". Вот почему такие программы, как F-35, должны быстрее расширяться, являясь основой превосходства американских ВВС.
Возможности будущей автономности не следует путать с ответом на явные и реальные угрозы сегодняшнего и завтрашнего дня.
Автор - Дуглас Бирки - является исполнительным директором Института аэрокосмических исследований имени Митчелла, где занимается исследованием вопросов, касающихся будущего аэрокосмической отрасли и национальной безопасности. Ранее он занимал пост директора Ассоциации ВВС по связям с правительством.