Из последних новостей – секретарь СНБО Украины Данилов в открытую заявил о проработке удара по Крымскому мосту. Насколько это возможно технически, чиновник не уточнил, но сам этот факт должен вызвать особое внимание. Сложно даже представить проблемы с военной и гражданской логистикой, которые возникнут у российской группировки войск. И это, не говоря уже о серьёзных репутационных потерях, сравнимых с гибелью крейсера «Москва». Дмитрий Медведев уже прокомментировал выпад Данилова:
Мосты под огнём
«Один из упоротых украинских начальников сказал о необходимости нанести удар по Крымскому мосту. Надеюсь, он понимает, что будет ответной целью.»
Не раскрывая ответные цели, можно сказать, что украинские мосты через Днепр, которые связывают две части страны, уже являются лакомой целью для ВКС. Нескончаемый поток натовского оружия, способного осложнить действия российской армии, должен быть обрезан на днепровском рубеже. Кроме этого, по данным артериям перебрасываются резервисты, а также военнослужащие, прошедшие переподготовку за рубежом.В общей сложности на украинской территории не менее 45 мостовых переправ, каждая из которых может использоваться для переброски техники и живой силы противника. Конечно, уничтожение всего этого хозяйства повлечёт за собой немало проблем. Прежде всего, нарушатся гражданские коммуникации в территориях, которые пока контролируются киевским режимом. Например, в Киеве после уничтожения мостов невозможно будет попасть с левого берега на правый. Остановится и поток беженцев с востока страны, а это в немалой степени связывает руки российским войскам, вынужденным учитывать риски гибели мирного населения. Гипотетическое уничтожение знаменитого цельносварного моста Патона в Киеве можно рассматривать как утрату культурной ценности. Катастрофическим будет уничтожение мостовых переходов на Каховской, Киевской, Днепровской, Кременчугской и Среднеднепровской гидроэлектростанциях. Несмотря на то, что все эти ГЭС относятся к классу равнинных, уровень воды в Днепре в случае разрушения ниже по течению они поднимут на несколько метров. О коллапсе с электроэнергией во всей стране даже и говорить не стоит. Впрочем, до тотального разрушения ГЭС можно не доводить, главное, вывести из строя дорожное полотно плотин. Нельзя отметать и ограниченный характер операции, предусматривающий уничтожение лишь критически важных для военной логистики мостов. Например, только железнодорожных переправ.Учитывая все гуманитарные последствия таких ударов, мы должны ответить на один вопрос – насколько далеко мы можем зайти в деле защиты собственных военных в Украине? Даже уничтожение узловых железнодорожных станций в этой ситуации выглядит полумерой. Кто мешает выгружать натовское оружие с платформ в чистом поле? Для украинцев это сложная задача, но далеко не запредельная. Сейчас в Украине понятие военная инфраструктура очень расплывчато. Например, можем ли мы говорить о днепровских мостах как о гражданской инфраструктуре, если по ним идут военные грузы на восток? Вопрос риторический.
Непростые цели для непростых систем
Несмотря на всю сложность уничтожения мостов, у России для этого есть всё необходимое – например, «Калибры» и «Искандеры». Однако наиболее эффективным способом видится разрушение мостов высокоточными корректируемыми авиабомбами (КАБ). Во-первых, потому что гораздо дешевле, а во-вторых, боевая часть тяжелых КАБов гораздо внушительнее. В отличие от свободнопадающих бомб, корректируемые боеприпасы могут быть сброшены с большей дальности от цели. Кроме этого, сопутствующий ущерб от данных высокоточных боеприпасов (круговое вероятностное отклонение – до 5-7 метров) гораздо скромнее. Кстати, в «инструкции по эксплуатации» к корректируемым бомбам среди целей отдельно выделяются железнодорожные и шоссейные мосты. Головным разработчиком российских КАБов является московское АО ГНПП «Регион», входящая в АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение». Линейку российских корректируемых авиабомб отличает унификация по основным системам – головкам самонаведения, взрывателям, автопилоту, рулевым приводам, источникам и системам сопряжения с различными самолетами-носителями. Если не брать в расчёт авиабомбу начального уровня КАБ-250ЛГ-Э, которая подходит для поражения небольших складов и легкоуязвимой техники, то линейку «мостобойных» аппаратов открывает КАБ-500Кр. Это универсальная бомба, носителями которой могут выступать Су-24М, Су-25ТМ, Су-30МКИ, Су-30МКК, Су-32, МиГ-27К, МиГ-29СМТ и Су-34. Как и остальные типы боеприпасов, запуск пятисоткилограммовой бомбы может осуществляться одиночно, залпом, с горизонтального полета, пикирования, кабрирования и даже по нескольким разнесённым целям в одной атаке. Система самонаведения – телевизионно-корреляционная. Важно, что КАБ-500Кр – это бетонобойный боеприпас, способный разрушить до 1,5 метров ЖБ преграды или уйти на 10 метров в грунт средней плотности. Трёхметровая бомба, несущая в себе 380 килограмм взрывчатки – отличное средство для разрушения опор мостов. Несколько залпов такими бомбами способны очень надолго вывести мост из строя. Как известно, уничтожение пролетов не самый эффективный приём – инженерные подразделения противника восстановят пути в считанные дни, а вот разрушенные опоры серьёзно осложнят работу восстановительных бригад. КАБ-500Кр – это авиабомба, работающая по принципу «сбросил – забыл», что позволяет носителю вовремя уйти из зоны сброса. В автономном полете бомба управляется четырьмя аэродинамическими рулями по командам автопилота. Бомба на траектории движется по баллистическому алгоритму из расчётной точки самолета-носителя или зоны сброса. Близкий аналог КАБ-500Кр, получивший дополнительный индекс Э, отличается более совершенной элементной базой и большим потолком применения в 10 км. У КАБ-500Кр максимальная высота сброса 5 км.
Лазерная система наведения реализуется в серии корректируемых бомб КАБ-500Л и КАБ-500ЛГ. Боеприпасы отличаются 460-килограммовой боевой частью и полуактивной флюгерной головкой самонаведения, которая закреплена на карданном подвесе на корпусе головки. Захватывает цель бомба на удалении 5-7 километров при видимости в 10 км. Подсвечивать мосты можно как с внешнего источника, так и с борта самолета. Современная модификация КАБ-500С-Э, активно использующаяся в ходе спецоперации, оснащена системой наведения ГЛОНАСС, что также позволяет реализовать принцип «сбросил – забыл». И, наконец, настоящие вожаки среди корректируемых боеприпасов – авиабомбы серии КАБ-1500, которые могут применяться со всех российских боевых самолетов, начиная с Су-30. Непосредственно для поражения мостов больше всего подходят модели КАБ-1500Кр и КАБ-1500Кр-ОД. В первом случае у бомбы фугасная боевая часть (440 кг взрывчатки), во втором – объёмно-детонирующая (650 кг взрывчатки). Боеприпасы представляют собой внушительные объекты длиной 4,6 метра, диаметром 0,58 метра и с раскрывающимся оперением на 1,3 метра. Если у серии Кр и ОД система самонаведения телевизионно-корреляционная, то у варианта КАБ-1500Л-Ф уже полуактивная лазерная на флюгерной головке. На этом отличия «лазерной» версии заканчиваются.
Отличным средством для уничтожения массивных железобетонных частей мостов является КАБ-1500Л-Пр, отличающаяся бетонобойной БЧ, способной проникнуть в преграду на 2 метра. Либо войти в грунт средней плотности на 20 метров. Как видно из индекса, это бомба с лазерным самонаведением.Наиболее современными полуторатонными бомбами, которые уже апробировали в Украине, стали УПАБ-1500Б (К08БЭ) и его планирующий аналог УПАБ-1500Б-Э. Последняя модель сбрасывается на удалении от цели в 50 километров, что серьёзно увеличивает шансы носителя на спасение от ПВО противника. К цели бомба несёт больше тонны боевой части, используя инерциально-спутниковую систему наведения. При всех достоинствах систем серии КАБ, у них есть один глобальный недостаток – это необходимость использования пилотируемого носителя. ПВО в Украине, как известно, не подавлено на 100 %, что создаёт большие риски при уничтожении инфраструктуры противника. Но для этой цели у ВКС есть целый ряд специфических «открывашек ПВО».
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас