Российские власти поняли, что повреждённую в ходе спецоперации на Украине бронетехнику невозможно везти на ремонт в Нижний Тагил или Санкт-Петербург, поэтому, считает Иван Ермаков, премьер-министр РФ Михаил Мишустин издал постановление Правительства о создании двух автобронетанковых ремонтных заводов ближе к «театру военных действий»: 71-й в г. Раменское, 72-й в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области.
Аналогичное решение, говорит Иван Ермаков, отдавший «вертолётке» более 15 лет жизни, должно быть принято и по Севастопольскому авиационному предприятию, которое власти региона, считает он, «бросили на съедение».
Подготавливая этот материал, ForPost выяснил, что юрлицо ФГУП «Севастопольское авиационное предприятие» (вид деятельности – ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические) было ликвидировано 22 августа 2022 года и присоединено к ФГУП «Авиакомплект» (вид деятельности – торговля оптовая неспециализированная).
«Я несколько раз выступал в присутствии руководства «Вертолётов России» и Мантурова (глава Минпромторга РФ, – прим.), который тогда ещё был не таким крутым, как сейчас, и говорил о стратегической важности завода, объяснял весь наш предыдущий опыт», – рассказал Иван Ермаков.
Бывший мэр Севастополя напомнил, что во время Великой Отечественной войны САП, которое тогда называлось «45-е авиационные ремонтные мастерские», выпускало и миномёты, и гранаты, и автоматы, и кроме того – ремонтировало всю авиационную технику.
«В 2017 году и ранее я говорил, что всякое может случиться на территории Севастополя, что Крым – это вероятный театр военных действий. Если вертолёт повредили – на тягач его, привезли, отремонтировали на заводе, и дальше своим ходом он полетел выполнять задачи по предназначению. Но войны же не было, всё мирно. И в итоге вертолёты на ремонт из Севастополя возили аж в Новосибирск», – вспоминает Ермаков.
По его словам, когда в 2012 году Министром обороны РФ стал Сергей Шойгу, начала реализовываться стратегия, что Минобороны только эксплуатирует технику, а ремонтирует её промышленность – заводы, подчиняющиеся Минпромторгу. После 2014 года севастопольская «вертолётка» находилась в собственности города, а затем была передана холдингу «Вертолёты России», а от них Минпромторгу.
В 2017 году ForPost писал в материале «Операция «беспилотник»: из АТО в Севастополь» о проникновении на САП предпринимателей, которые до этого поставляли беспилотники для неонацистского полка «Азов*» (террористическая организация, запрещенная в России). Новый директор предприятия Юрий Липатников, назначенный в июле 2017 года, узнав об этом от ForPost, пресёк их деятельность, а затем имел обширные планы по развитию «вертолётки». Однако в феврале 2019 года Липатников подал в отставку из-за планов реализовать на территории завода крупный девелоперский проект.
«Сейчас обстановка следующая. На заводе квалифицированных кадров практически нет. Всего завод располагает, по моим данным, численностью в 150 человек, включая охрану и весь административный персонал. Чтобы авиационную технику ремонтировать, нужны специалисты», – говорит Иван Ермаков.
Севастопольский вертолётный завод размещается около парка Победы на участке в 17 гектаров у моря. Территория полностью обеспечена автономными системами всех видов коммуникаций, включая две мощные подстанции электроснабжения. Был ещё цех завода на проспекте Октябрьской Революции на участке в 2 гектара, где сейчас строится детсад, говорит Ермаков.
«В конце 80-х годов, когда я был директором завода, существовало специальное постановление Совмина СССР и ЦК КПСС о развитии Севастопольского авиаремонтного завода. Численный состав завода – 15 тысяч человек. Для рабочих завода на проспекте Октябрьской Революции должны были целевым образом строить дома и раздавать квартиры. И людей должны были набирать по оргнабору. Планировать создавать филиалы севастопольской «вертолётки» в Очакове, в Донузлаве и в Каче. Если тогда в мирное время такое решение было принято, но оно не реализовалось из-за развала СССР, то почему сейчас нельзя принять аналогичное решение?» – задаётся вопросом Иван Ермаков.
«Вертолётку» в Севастополе даже сейчас можно восстановить, несмотря на то, что это непросто. Можно и людей пригласить, и «станочников» подготовить, убеждён экс-мэр Севастополя.
«В 2020 году на одной встрече по судьбе завода, где я присутствовал, командование морской авиации Черноморского флота выступило за сохранение завода. Этот завод, который был приспособлен обслуживать вертолёты любого класса и предназначения, нужен и для ремонта вертолётов флота. И тогда представитель «Вертолётов России» пообещал, что завод будет жить. Ну с тех пор жизни там не появилось», – рассказал Иван Ермаков.
Сейчас, по его словам, САП, которое теперь следует именовать как «Авиакомплект», ремонтирует максимум два вертолёта в год.
«В нынешнее время было правильным восстановить завод. Никто не знает, что будет дальше. Возможно, придётся очень серьёзно участвовать в текущих событиях не только в рамках спецоперации, но и в виде большой войны. Вот уже поляки готовы участвовать, встать в строй. А это страна НАТО. Я полагал бы правильным завод сейчас никуда не переносить. Помещений там достаточно. Нужно сделать завод с числом рабочих в количестве 500–600 человек, которые могли бы выполнять необходимые работы», – добавил Ермаков.
Ермаков отметил, что при его директорстве на заводе в советское время по мобилизационному плану к заводу было приписано более 1500 человек со всего Крыма.
«Это были офицеры, матросы. Везде были наши роты. Мы ездили их обучать. И в случае войны их призывали на завод. В Бахчисарайском районе существовала зона эвакуации завода. И, я думаю, нужно завод возродить, чтобы он работал на оборону, на страну, как и положено. Можно начать выпуск небольших беспилотников, можно привлечь к этому процессу другие российские предприятия», – заключил Иван Ермаков.
Сергей Абрамов
Фото Андрея Киреева