В предыдущих частях
Для леса и артиллерийских складов
истории бронированной гусеничной пожарной техники шла речь о ГПМ-54, самом массовом в мире пожарном танке. Машина выпускалась и выпускается под заказ до сих пор на Львовском бронетанковом ремонтном заводе на базе Т-54 и долгое время была единственной в своем классе в стране. ГПМ-54 применялась для тушения пожаров в самых экстремальных условиях, прежде всего, на артиллерийских складах. Машина не отличалась совершенством исполнения, из-за чего порой гибли люди. Так, в 1982 году в Йошкар-Оле в ходе ликвидации пожара на складе артвооружений сгорели два ГПМ-54 вместе с экипажами. Для менее суровых условий предназначалась легкая гусеничная бронетехника, способная пробраться сквозь лесные завалы и при необходимости провести минерализованную полосу вокруг очага пожара. Первыми в отечественной линейке пожарной техники стоят небронированные вездеходы пожарные лесные ВПЛ-149 и ВПЛ-149А.
Это универсальная гусеничная машина, способная перевозить до 6 человек личного состава и более 300 литров воды с пенообразователем. Техника базируется на плавающем вездеходе ГТ-СМ (ГАЗ-71) Заволжского завода гусеничных тягачей или по-современному – ГАЗ-34039. ВПЛ одна из самых распространенных гусеничных пожарных машин, неплохо приспособленных к ликвидации лесных пожаров – на борту имеются две мотопомпы, брандспойт, 60-метровые напорные рукава, бензопилы, мотопомпы и дисковый плуг для прокладки минерализованных полос. Однако относительно небольшой запас воды снижает автономность ВПЛ-149. Следующей модификацией, значительно расширившей возможности машины, стал ВПЛ-6. Разработчики просто прицепили к тягачу полуторатонную цистерну на колесном ходу и нарастили емкость баков на самом шасси до 700 литров. В такой конфигурации гусеничный ГТ-СМ уже не мог плавать, не избавившись предварительно от прицепа.
За технику более тяжелого класса отвечает Рубцовский филиал Уралвагонзавода в Алтайском крае, выпускающий гусеничные машины на базе БМП. Рецепт прост – ходовую дополняют седьмым опорным катком и меняют мотор на более долговечный дизель ЯМЗ-238БВ мощностью 310 л. с. По такой схеме в Рубцовске рождается универсальное снегоболотоходное шасси 521 М1, которое внешне роднят с военным предком только опорные катки. Гусеницы, кстати, также пришлось заменить на широкие 700-миллиметровые с повышенным ресурсом. На базе данного шасси выпускают немало техники, но в рамках статьи интерес представляет лесопожарный агрегат ЛПА-521, серийный выпуск которого стартовал относительно недавно – в 2010 году. Это настоящий универсальный солдат, способный на многое в районе стихийного огненного бедствия. Помимо мелкого пожарного скарба (ранцевые огнетушители, зажигательные аппараты, средства защиты и тому подобное), на нос машины навешен массивный клин-толкатель. Этим отвалом машина способна на скорости до 5 км/ч формировать 3,2-метровую минерализованную полосу, а хвостовым ПЛК-2А – двухметровую борозду. При этом гусеничная машина везет на себе до 4 тонн воды и шестерых спасателей. В кабине предусмотрены два спальных места.
Для самых тяжелых случаев
Сходной по комплекции с рубцовской пожарной машиной можно считать целую линейку техники, выпускаемой на предприятии «Муромтепловоз». За основу взят вездеход МТ-ЛБу с комплексом минимальных изменений. В соответствии с добрыми отечественными традициями пожарная машина несет длинное имя – МТ-ЛБу-ГПМ-10.
В активе у вездехода 4 тонны воды, 300 литров пенообразователя, лафетный ствол, бульдозерный отвал и противопульная броня, позволяющая залезать в лесные очаги. Внешняя система орошения кузова позволяет спасти машину в самых экстремальных условиях. Армейский тягач также стал основой еще и для пожарной передвижной насосной станции, позволяющей перекачивать воду из открытых источников на несколько сот метров. Интересным вариантом исполнения является авианаводчик для разведки в очаге пожара, топопривязки, целеуказания и корректировки действий авиации.
В корпусе МТ-ЛБу специально разместили рубку авианаводчика с полным комплектом радиосвязи. Бронекорпус тягача, в случае чего, может безболезненно пережить падение нескольких тонн воды из воздушного пожарного танкера. При этом сам авианаводчик не потерял способности бороться с огнем – баки с водой и лафеты сохранились. Последней модификацией МТ-ЛБу для нужд огнеборцев стала «Специальная амфибийная гусеничная пожарная машина», опознать которую можно по характерным бакам, размещенным прямо на крыше. Машина напичкана современными средствами связи и навигации, а также массой специфического пожарного оборудования – в списке есть грунтомет, зажигательный аппарат, индивидуальные газодымозащитные комплекты «Шанс-Е» и многое другое.
В Муроме выпускают легкий артиллерийский тягач МТ-ЛБ, и он также стал основной для пожарной машины. Это специфическая машина, относящаяся к классу пожарных тракторов. На «Мотолыгу» установили носовой отвал, плуг – в корме, а на крышу – ковш экскаватора. МТ-ЛБ-ЛП может как минерализованные полосы в горящем лесу проделывать, так и завалы разгребать для прохода более легкой техники. В случае необходимости конструкция позволяет подцепить к бронетягачу еще и четырехтонный прицеп с водой.
Немного отвлечемся от военной техники и рассмотрим пожарный трактор, созданный на базе трелевочного трактора МСН-10. Выпускают этот специфический агрегат на Алтайском заводе самоходных машин в Барнауле, который славится гусеничной техникой для лесного хозяйства. Пожарный вариант получил красивое имя «Рубеж – 4000», где число обозначает количество литров воды на борту. Машина оборудована в лучших традициях жанра отвалом, плугом и насосом. Но кузов не бронирован, что серьезно ограничивает боевую эффективность единицы в войне с лесным огнем.
И снова танки
На постсоветском пространстве одним из ведущих производителей тяжелой бронированной пожарной техники является Львовский бронетанковый завод. В настоящее время он производит по заказу массивный пожарный танк ГПМ-72, больше походящий на фургон на гусеницах. Инженеры учли опыт не самого совершенного предшественника ГПМ-54 и основательно переработали конструкцию. Прежде всего, танк оборудовали спасительной системой орошения кузова, а также снабдили цистерной сразу на 20 тонн воды – у ГПМ-54 было всего 9 тонн. Увеличилась и дальнобойность лафетного ствола. Водяной поток уходит на 100 метров, а пенный – на 60. Это очень важный параметр для машины, предназначенный для борьбы с возгораниями артиллерийских арсеналов. Во многом такая дальность обусловлена мощным импортным насосом FPN Ziegler-6000-2H.
Экипаж состоит из трех человек – это позволяет командиру машины не отвлекаться на управлением лафетом, что было неизбежно в двухместном ГПМ-54. В случае необходимости пожарный танк способен эвакуировать из зоны бедствия до 6 человек – для этого предусмотрен специальный отсек. Украинцы впервые продемонстрировали пожарный танк на базе Т-72 семь лет назад в Астане на выставке вооружений «KADEX-2014». Это была инициативная разработка Львовского завода.
А вот разработкой пожарного танка на родном украинском шасси Т-64 занимались уже на Харьковском бронетанковом ремонтном заводе (ХБТРЗ). Машину под именем ГПМ-64 построили в 2010 году и успели даже обкатать при тушении нефтебазы под Киевом и военных складов в Лозовом. Отличия от аналога из Львова – не только в используемом шасси, но и в большем объеме цистерны на 25 кубометров воды, а также в отсутствии отсека для эвакуируемых. В остальном харьковчанин схож с львовским пожарным танком. Надо отдать должное инженерам ХБТРЗ, пожарный танк у них получился ладный.