Главная » 2022 » Февраль » 21
18:11

Уроки русско-японской войны

Уроки русско-японской войны

Поражение в той войне не только ввергло страну в пучину революции и обрушило экономику, оно было очень даже показательным с точки зрения военной. И не все уроки той войны Российская империя выучила.

Урок первый. Логистический

Самый большой, пожалуй, урок той войны. Во-первых, оказалось, что полноценно снабжать отдалённый ТВД невозможно, во-вторых, если мобилизуемые живут за тысячи километров – массовая мобилизация затруднена. А в-третьих – без промышленной базы на ТВД войну выиграть невозможно. Ну и – база на чужой территории предельно уязвима и легко блокируема. А блокированная база обречена. Всё это сейчас очевидно, но тогда, ещё 8 февраля 1904 года этого откровенно не понимали, разместив главную базу флота на территории Китая и связав её с Россией только однопутной ЮМЖД.Вложив миллионы в передовой форпост, мы имели в качестве его опоры пустую территорию, что в смысле промышленности, что в смысле продовольственной базы, что в смысле человеческого ресурса. В итоге же ВСЁ пришлось вести из Европейской России, что и обрекло на поражение армию, а флот, лишённый базы... вы знаете. Будь на месте промышленность, живи запасные в данных краях, существуй в Приморье развитое сельское хозяйство и... У нас же не было даже нормального судоремонта и производства винтовок и патронов.Надо сказать – урок пошёл впрок, и в 1939/1945 годах Дальний Восток и Сибирь уже могли многое, впрочем, Дальневосточное противостояние СССР и Японской империи и результат имело другой, несмотря на потерю половины Сахалина и отсутствие флота. Умные люди они изучают логистику, не стратегию.

Урок второй. Пропагандистский

За что воевали японцы, они понимали. Здесь и вполне средневековые понятия о чести, и оскорбление со стороны европейцев времён Японо-китайской, и обещания сытой жизни после победы, и нелюбовь к «белым колонизаторам»... Японцы вели эффективную пропаганду среди своего населения, и результат она дала: от газет и листовок и до «» на мачтах «Микаса». У нас же... «прогрессивная общественность» что тогда, что сейчас против любого военного конфликта России, даже если враг стоит под Москвой и Ленинградом, а уж на Дальнем Востоке:

«23 февраля. В университете что-то не все еще ладно. Уверяют, что среди студентов и курсисток отыскался кружок лиц, решивших выразить свое сочувствие микадо и японцам посылкой ему приветственной телеграммы и сбором денег в его пользу.»

И знаете, несмотря на отсутствие подробностей, зная настроения в той среде в начале века, верится. А армия? А патриоты? Вот Куропаткин пишет:

«В результате вместо того чтобы при первых наших неудачах явиться источником для подъема патриотизма, самопожертвования, вместо того чтобы по мере роста трудностей войны взывать о новых усилиях с нашей стороны, ободрять ослабевших, призывать на борьбу всех лучших сынов родины, помогать правительству комплектовать убывающие ряды армии, помогать приливу в армию материальных и духовных сил, наша печать во время войны в значительной степени играла на руку врагам нашим, внутренним и внешним, вселяя в массы населения ненависть к войне, угнетая еще на родине дух отправлявшихся на войну, подрывая всемерно веру солдат в офицерский состав армий, подрывая авторитет начальствующих лиц.»

На флоте было не лучше:

«Каков наш Кладо? Давно бы пора так пробрать наше министерство. Подумайте, ведь в статьях Кладо нет и сотой доли тех мерзостей и того непроходимого идиотства, которые делало и продолжает делать это милое учреждение, так основательно погубившее наш несчастный флот. Если, даст Бог, мне удастся еще с Вами увидеться, я Вам порасскажу много такого, чего Вы, вероятно, даже при самой пылкой фантазии себе представить не можете…

В своем адмирале мы окончательно разочаровались. Это человек, совершенно случайно заслуживший такую хорошую репутацию. На самом деле он самодур, лишенный каких бы то ни было талантов. Он уже сделал и продолжает делать ряд грубых ошибок.»

Лейтенант флагманского линейного корабля, идущего на ТВД скопом, считает всё руководство идиотами. Настроение не одиночное, среди офицеров скорее массовое и доходящее до матросов. Вы ещё удивляетесь итогам? Нет, пропаганда была:Ура-патриотическая и казённая, рассчитанная на неграмотного крестьянина с глубинки. Но поставьте себя даже на его место – призвали вас, везут месяц, вокруг непонятные китайцы, о которых вы и не слышали, Россией и не пахнет, а в расположении прокламации и офицеры начальников матерят, дурачки, мол, они, идиоты и воры, и самого царя в этом деле не забывают. При этом армия всё-таки сражалась, что можно отнести лишь на стойкость национального характера.Урок опять же не выучили, и в Первую мировую войну смогли повторить ещё в большем масштабе. А вот в Великую Отечественную русский солдат понимал, за что воюет, потому и выстоял, потому и дошёл до Берлина и Порт-Артура.

Урок третий. Морской

Вкратце – корабли это ещё не флот. Нужны базы, не одна, не две, а множество, нужна связность – не так, как между Порт-Артуром и Владивостоком, когда две части флота разделяет подконтрольный противнику пролив, а нормальная. Нужен судоремонт и судостроение, не мастерские, а заводы. Понятно, крейсера во Владивостоке в то время строить бы не вышло, но верфь для сооружения миноносцев, канлодок, небольших минзагов, чего бы и нет? В 1945 мы били Японию, не имея крупных кораблей толком, Корея отбивалась от коалиции по сути партизанскими действиями на море, а мы чем были хуже? Зачем сборку «Соколов» наладили в Порт-Артуре? Почему не Владивосток? Всё делалось на ходу и на коленке, в разгар боевых действий и в недостаточных масштабах.А подкрепления? Достаточно глянуть на политическую карту мира, дабы понять – переход с Балтики на ТВД в военное время авантюра, с Черного моря невозможен по причинам политическим. Не зря Рожественский буквально помешался на топливе, промежуточных баз не было, доков по пути не было, дружественных портов не было. Дошли, и толку? Всё равно в никуда. Допустим, даже бы прорвались, и что? Владивосток ремонт эскадры обеспечить не мог, да и снабжение тоже толком не мог. Дойти и стать на якорь до конца войны? А после неё ремонтироваться в Японии? Другого то нет... Потому и перегруз, потому и «овладеть морем», потому и Цусима – либо мы побеждаем в одном сражении (в это не верил и сам Рожественский), либо смысла нет. В итоге же флот, не обеспеченный ничем, погиб, не сыграв своей роли. И зря Куропаткин обижался:

«1) наш флот, оказав малое сопротивление японскому, был заперт в Порт-Артуре, и японцы, овладев морем, получили возможность снять береговое вооружение со своих приморских крепостей и направить его для действий против сухопутной линии обороны Порт-Артура. Против этих береговых орудий наши бетонные работы на сухопутном фронте оказались слабы и 2) доставка этих огромных орудий и всех вообще тяжестей для японских осадных работ чрезвычайно облегчилась созданием г. Дальнего.»

Моряки здесь при чём? Чудес не бывает.А не было выводов, ну, помимо поиска крайних за всё. Адмиралов разогнали, администраторов отставили, Куропаткина самого убрали, густо измазав грязью, конечно, командир он был не гениальный, но и не тот идиот, которым его выставили. А так... к Первой мировой войне снова – снарядов/патронов недостаток, производство не закрывает потребности вооруженных сил, пропаганда слабая, флот... На Балтике построили флот береговой обороны Финского залива, на Черном море опоздали с дредноутами (не моряки опоздали, финансы и промышленность), а пропаганда, а что пропаганда? Если подпольные партии разложили армию, как сейчас любят утверждать, то значит – с политико-идеологической работой в армии было не очень. Если они же разложили общество – значит, сама идеология государства не работала. Да и само распределение сил – о прикрытии Севера никто и не подумал, думали уже в ходе войны, флотилию СЛО лепили из того, что было, покупая у японцев старые изношенные корабли. Урок, что в новую эпоху воюют экономики, а не армии, до конца так и не осознали. Точнее, осознали, но уже другие люди, да и страна называлась по-другому.

Урок четвёртый. Выводы



Источник

Просмотров: 322 | Добавил: Dmitrij | Уроки русско-японской войны | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх