Новости о новых санкциях против России периодически звучат уже как курьёз. Ничем иным сообщение о персональных санкциях Канады против деятелей народных республик назвать нельзя. Складывается впечатление, что сказать Канаде больше нечего, но очень надо. Впрочем, не исключено, что так оно и есть: инструментарий санкций конечен, и Канада, вероятно, его уже исчерпала, вот и приходится использовать что-то глубоко символическое.
В целом вся санкционная кампания начинает напоминать спектакль или ритуал. Но далеко не все рады продолжению этого спектакля. В том числе и на самом Западе.
Особенно на фоне энергокризиса, свирепствующего в западных странах, который вполне очевидно заставляет общественное мнение меняться по отношению к санкционным войнам. Например, в Великобритании поддержка антироссийских санкций обрушилась на 14 процентов всего за один месяц, что не так уж и удивительно на фоне резкого роста инфляции и падения реальных доходов населения.
А ведь ещё в марте 50 процентов британцев были готовы терпеть высокие цены на топливо ради санкций против России. Но в апреле число таковых сократилось до 36 процентов. В то же время 62 процента респондентов полагают, что экономическая ситуация в Соединённом Королевстве будет и дальше ухудшаться.
Но уже в том же марте инфляция в Великобритании выросла до 7 процентов — максимального значения с мая 1992 года. А в ближайшие месяцы она и вовсе может перешагнуть через двузначный порог. Цены на электричество уже взлетели на 54 процента. А вот доходы населения в этом году прогнозируемо упадут на 2,2 процента, в результате чего больше миллиона британцев окажутся за чертой бедности, а 34 процента населения начнут зарабатывать ниже прожиточного минимума.
Неудивительно, что в других странах Запада таких опросов в последнее время не проводилось. Тем не менее, американская пресса уже начала задаваться вопросом о том, сколько ещё Америка сможет терпеть инфляционный кризис до того момента, когда начнёт требовать отказа от санкций? Опять же в марте 63 процента американцев были готовы перетерпеть рост цен ради борьбы против России. Сейчас же таковых очевидно меньше, но вот на сколько именно, либеральные социологи сообщать не желают. Демократия, гласность и открытое общество — они такие.
Однако всё это косвенно, но наглядно проявляется в рейтингах нынешних лидеров стран Запада. Например, уровень поддержки г-на Байдена в самых последних опросах обвалился до 33 процентов, и одновременно с этим 63 процента американцев считают экономическую ситуацию в стране плачевной. В Соединённом Королевстве уже 57 процентов требуют отставки премьер-министра Бориса Джонсона. Очевидно, что в условиях усталости от рекордной инфляции их число будет только расти.
Всё более явным становится тот факт, что заигравшиеся в санкции лидеры западных стран оказались под угрозой реальной потери власти. И если во Франции Макрону с мизерным отрывом удалось победить во втором туре (хотя масса причин полагать, что победил он точно так же, как г-н Байден), то у других через достаточно короткое время такое уже может не получиться, причём категорически.
В Великобритании в случае провала консерваторов на выборах в мае может состояться отставка Бориса Джонсона, причём в довольно позорном контексте. В Америке на выборах в Конгресс демократов уже почти гарантированно ждёт чувствительный разгром, после которого даже возможен сценарий импичмента Байдена. Хотя демократы нынче научились побеждать и без участия избирателей.
И вывод у всего этого один: санкционная агрессия против России всё больше перерастает в затяжной политический кризис на самом Западе. И время уже работает не на «цивилизованный мир».
Осталось лишь надеяться, что современная РФ захочет этим воспользоваться.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас