В конце апреля Бундестаг одобрил расширение программы военно-технической помощи Украине. Теперь ей планируется передавать не только легкое вооружение, но и бронетехнику. В частности, рассматривается возможность отправки некоторого количества бронемашин семейства Wiesel. Станет ли Бундесвер делиться такой техникой, неизвестно. Но перспективы подобной помощи предсказуемы и очевидны.
По данным прессы
В конце апреля в Берлине рассматривались новые планы по оказанию помощи Украине. Главным результатом этого процесса стало решение парламента, дающее добро на передачу бронетехники и тяжелых вооружений. Кроме того, начали давать разрешение компаниям-производителям вооружений на экспорт наличной техники устаревших типов.На фоне этих событий, 27 апреля издание Focus Online рассмотрело известные предложения и раскрыло новую информацию. Так, в контексте передачи военной техники оно вспомнило о немецких бронемашинах семейства Wiesel. В частях и на базах хранения Бундесвера имеются сотни таких изделий, и их могут передать Украине вместе с другими образцами.Предположение о возможных поставках «Визелей» привлекло ограниченное внимание прессы. При этом за прошедшие дни оно не получило никакого подтверждения. Официальные лица или анонимные источники СМИ, рассматривая будущие поставки бронетехники, не упоминают легкие машины Wiesel.
Возможно, ситуация прояснится в ближайшее время. Немецкое военное и политическое руководство пока только составляет списки техники, пригодной для передачи киевскому режиму. Вполне вероятно, что в них войдет и некоторое количество легких машин Wiesel. Такой шаг вполне соответствует общей логике военно-технической помощи Украине, наблюдаемой в последнее время. Кроме того, он будет иметь ясные и предсказуемые перспективы.Разработка будущего семейства Wiesel началась еще в первой половине семидесятых годов. Бундесвер хотел получить легкие десантируемые «танкетки» с разным вооружением, способные повысить боевые возможности воздушно-десантных соединений. Проект создавался компанией Porsche, и в 1975 г. дошел до испытаний опытной техники. Однако через несколько лет заказчик отказался от проекта по экономическим причинам.Компания-разработчик не стала останавливать проект и не ошиблась. В начале восьмидесятых Бундесвер вновь заинтересовался тематикой десантируемой бронетехники. Итого этого в 1985 г. стал заказ на производство 343 бронемашин Wiesel 1 в нескольких модификациях с разным вооружением и отличающимися задачами. Поставки серийной техники начались в конце десятилетия. Производство осуществлялось компанией Rheinmetall.По опыту первых лет эксплуатации «Визеля-1», армия Германии заказала разработку улучшенной модификации. Этот проект был реализован в девяностых годах, и в 2001 г. готовую машину приняли на вооружение под обозначением Wiesel 2. Тогда же появился заказ на серию из 179 «танкеток». Было построено ок. 150 ед., после чего производство остановили из соображений экономии.
Техника для десанта
Бронемашины семейства активно использовались армией и даже привлекались к участию в миротворческих операциях. Однако эта техника достаточно быстро морально устарела, и в последние 10-15 лет немецкая армия постепенно сокращает ее парк. По известным данным, сейчас в строю остается ок. 70 машин огневой поддержки с малокалиберной пушкой и ок. 100 самоходных ПТРК TOW. Остальные 350 бронемашин находятся на хранении.Единственным заказчиком «Визелей» были сухопутные войска Германии. Некоторое количество передали для изучения в США. Другие страны не проявили интереса к ним и не заказывали новые или подержанные машины. Теперь же может появиться новый зарубежный эксплуатант – если ненужные машины все же отдадут Украине.
Многоцелевая платформа
Бронемашина Wiesel создавалась для десантных частей, что сказалось на ее облике. Это легкая и компактная гусеничная «танкетка» длиной 3,55 мм и высотой по крыше 1,8 м с боевой массой от 2,75 т, способная нести разные боевые нагрузки или специальную аппаратуру. Прорабатывался целый ряд модификаций, но до серии дошли не все.«Визель» имеет сварной бронекорпус узнаваемой формы, обеспечивающий защиту от 7,62-мм пуль или осколков. В носовой части корпуса помещены дизельный двигатель мощностью 86 л.с. и трансмиссия с выдачей момента на передние ведущие колеса. В исходном проекте использовалась ходовая часть с тремя опорными катками на борт. Заднее направляющее колесо опущено на грунт. Машина может развивать скорость до 70 км/ч.
Благодаря небольшим размерам и массе Wiesel 1 может перевозиться различными самолетами и вертолетами, причем десантирование осуществляется только посадочным способом. На ранних стадиях рассматривалась возможность парашютной выброски, но испытания показали, что шасси не выдерживает такие нагрузки.Серийные Wiesel 1 строились в нескольких конфигурациях. Самыми массовыми стали машины разведки и огневой поддержки, оснащенные боевым модулем с 20-мм пушкой Rheinmetall MK 20. Также получил распространение самоходный ПТРК с ракетами TOW. Для инженерных войск разработали дистанционно управляемый тральщик с необходимым оснащением. Еще несколько вариантов «Визеля» разного назначения прорабатывались, но до серии не дошли.Проект Wiesel 2 предусматривал глубокую модернизацию имеющейся конструкции. В первую очередь, переработали корпус: он стал длиннее и получил улучшенную защиту. Также пришлось заменить двигатель на более мощный 109-сильный. Ходовая часть получила дополнительную пару опорных катков. По результатам такой переработки длина машины достигла 4,8 м, а масса превысила 3,5-4 т, в зависимости от модификации.На базе «Визеля-2» строилась техника нескольких типов. Несколько таких шасси используются в составе ЗРК LeFlaSys, вооруженного ракетами FIM-92 Stinger. Также разработаны самоходный миномет, командно-штабная машина, санитарный транспорт и т.д. Как и в случае с базовой «танкеткой», разрабатывались и другие проекты, не получившие одобрения заказчика.
В свое время бронемашины Wiesel двух моделей и нескольких модификаций строились достаточно крупной серией. Однако из заказанных 520 машин за все время было построено только 490. Кроме того, за прошедшие десятилетия большая часть этой техники была выведена из эксплуатации, и в строю остается порядка 170-175 единиц. По всей видимости, размеры активного парка и далее будут сокращаться.Причины подобных сокращений просты и понятны. Оба варианта «Визеля» морально и физически устарели. Первая «танкетка» создавалась по техническому заданию из первой половины семидесятых годов, а серийное производство удалось запустить более 30 лет назад. Глубокая модернизация конструкции с созданием машины Wiesel 2 была проведена 20 лет назад.Как следствие, все варианты и модификации машин Wiesel не соответствуют актуальным требованиям и в целом не представляют большой ценности для Бундесвера. По мере появления новой современной техники, от них будут отказываться и выводить в резерв – или передавать зарубежным партнерам.Устаревшие машины Wiesel могут попасть на Украину в качестве военно-технической помощи. Очевидно, что такие поставки могут быть выгодны только для немецкой стороны. Бундесвер получит возможность списать ненужную бронетехнику и не тратиться на ее утилизацию. Одновременно с этим Берлин покажет свою готовность помогать киевскому режиму.
Устаревшая помощь
В то же время, для украинской армии гипотетическая поставка «Визелей» фактически бесполезна. Морально устаревшая техника в любых разумных количествах не сможет компенсировать потери последних недель и/или серьезно усилить украинскую армию. При этом получатель столкнется со всеми характерными проблемами в виде необходимости обучения экипажей и организации эксплуатации и обслуживания.Кроме того, любой дополнительный образец из-за рубежа увеличивает номенклатуру вооружений и техники. Это приводит к разунификации и создает дополнительные проблемы для украинских формирований. Они, как минимум, теряют возможность использования всего потенциала полученной помощи.
Неясно и предсказуемо
Таким образом, вокруг поставки бронемашин Wiesel складывается весьма любопытная ситуация. Возможность передачи такой техники пока упоминалась только отдельными изданиями и не подтверждалась официально. Возможно, этот вопрос прояснят в ближайшем будущем, когда Берлин определится с планами помощи Украине.Несмотря на отсутствие официальной информации, перспективы такой помощи уже сейчас понятны и очевидны. В очередной раз зарубежная страна может помочь украинской армии и получить определенные выгоды. При этом особые преимущества для киевских партнеров в такой схеме не предусматриваются. В этом отношении предполагаемая поставка легких бронемашин «Визель» почти не отличается от других эпизодов последнего времени.