Туда обратно – но под контролем?
Удивляешься порой, как синхронно с властью работает в России «большой» бизнес. Причём большой отнюдь не смысле масштабов и общественной пользы, а в том, насколько большое влияние он имеет на «правила игры». Измениться они могут уже с 1 июля 2021 года – крайне редкие для российского законотворчества темпы.
Ещё не отзвучали фанфары и не настало время глубокой аналитики по мотивам президентского послания, как бизнес-сообщество получило новый повод для аплодисментов. Точнее, не всё бизнес-сообщество, а только та его часть, которая по всем законам, должна зарабатывать для страны валюту за счёт экспорта.
В расчёте на ту самую дату – 1 июля, Минфин вынес на общественное обсуждение законопроект, который позволяет экспортёрам сохранять валютную выручку на зарубежных счетах, минуя отечественные уполномоченные банки.
Шаг вполне последовательный после того, как три года назад экспортёрам (всем, заметьте) было дано право не возвращать валютную выручку в страну. При одном условии – его надо было подкрепить имеющимися возможностями рассчитаться с контрагентами там же – за рубежом.
Сейчас, как видим, уже ничего и подкреплять не надо (Валютный контроль не для всех).
Времени для обсуждения, согласитесь, просто в обрез, да и кто будет против такой «валютной вольницы»? Если только упёртые члены фракции КПРФ, но на них у нас давно привыкли при рассмотрении настоящих «деловых предложений», вообще, не обращать внимания.
Такая старая новация
Новация где-то из 90-х, когда введённая на волне реформ полная валютная вольница стала одной из причин для полного финансового коллапса. Да, авторы не однажды оспаривали сам факт полного дефолта в России, называя его полудефолтом или, как сейчас надоумил Олег Дерипаска, квазидефолтом. Сути дела это не меняет.
После августа 1998 года правительству Евгения Примакова и конкретно службе валютно-экспортного контроля – ВЭК, понадобились титанические усилия для наведения элементарного порядка в движении долларов, дойчемарок и всяких-разных фунтов и франков через границы России. И туда, и обратно.
Потом, как известно, ВЭК благополучно ушёл в небытие, как видно, от избытка полномочий – ведь президент Ельцин успел сделать службу координатором сразу семи профильных ведомств, вплоть до Центробанка, где в то время рулил Виктор Геращенко, удививший всех тем, что не имел ровным счётом ничего против всесилия ВЭК.
Впрочем, чему удивляться – тогдашний Банк России, не в пример нынешнему, не очень-то патриотическими играми с валютой, вообще, не занимался. Ну а сейчас вздох облегчения у тех, кому ещё до сих пор «за державу обидно», может вызвать только одно положение законопроекта – он касается отнюдь не всех экспортёров, а только несырьевых.
Правоохранителей просят не беспокоиться
Но позвольте, это опять-таки сути дела не меняет, так как сырьевой экспорт и без того находится под самым пристальным контролем, который только возможен в наше время. А вот под несырьевой экспорт все потенциально и реально сомнительные операции как раз и маскируются.
Министр финансов Силуанов не стал делать ссылку на послание президента, где отеческая забота об экспортёрах озвучена всё-таки не столь прямолинейно. Зато он, представляя либеральную, аж до печёнок, правовую инициативу, не постеснялся прямо-таки воспеть наш многострадальный экспортный бизнес.
Чего стоят хотя бы вот такие пассажи:
Или ещё либеральнее:
Ну, наконец-то, теперь даже нам, непримиримым скептикам, считающим что за валютой нужен глаз да глаз, всё понятно.
Понятно даже то, почему государство «постепенно», по словам министра Силуанова, но очень и очень последовательно идёт по пути либерализации валютной выручки. Министр, оглянувшись на послание главы государства, решил кое-что уточнить.
К примеру, что пополнять зарубежные счета вскоре можно будет за переданные товары, информацию, выполненные работы, оказанные услуги и результаты интеллектуальной деятельности. С последним, вообще, всё здорово – можно заработать даже на исключительных правах на них.
То есть, если раньше многочисленные, вообще-то, российские патенты продавались в основном подпольно, то теперь процесс, что называется, пойдёт, и пойдёт вполне себе легально. Всё перечисленное надо будет лишь подкрепить внешнеторговыми договорами, которые заключены с нерезидентами.
Напомним, чуть меньше трёх лет назад за нерепатриацию (извините за корявый термин) валюты отменили штрафы (Валютный рай для офшоров). Сейчас на повестке дня – почти полная отмена репатриации валютной выручки. Хотя и только в несырьевой сфере.
И она не коснется только договоров, предоставляющих займы в иностранной валюте, а также на внешнеторговые договоры, в рамках которых произведены авансовые платежи нерезидентам в иностранной валюте. Оговорка не по Фрейду, и она, вообще, мало кому может помешать. Только если новичкам во внешней торговле – так их туда никто и не приглашает.
Зато явно готовы приглашать матёрых отмывальщиков, готовых за умеренную плату переоформить чуть ли не любую «сырьевую» сделку под внешнеторговый договор по реализации за рубеж отечественных продуктов самой, что ни на есть, глубокой переработки. Той же нефти или того же газа.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас