Уже увеличены силы НАТО в Прибалтике. На ротационной основе регулярное патрулирование стали осуществлять военные корабли альянса в Черном море. Последнее особо ощутимо для Москвы и других причерноморских стран, поскольку по Конвенции Монтре военные корабли третьих государств не могут находиться в Черном море более 21 дня.
Данный документ в последние годы не раз нарушали военные корабли НАТО, о чем недавно с озабоченностью говорил глава российского МИДа Сергей Лавров. В последний раз Конвенцию весной 2014 года нарушил американский фрегат USS Taylor, который превысил сроки своего пребывания в Черном море на 11 суток (якобы из-за того, что сел на мель у берегов Турции). Российские эксперты не исключают, что уже в ближайшее время нарушение Конвенции может стать нормой. 28 мая в Черное море зашел фрегат ВМС Франции Surcouf. До этого до 29 мая здесь также находился принадлежащий флоту этой страны разведывательный корабль Dupuy de Lome.
Кроме того, у берегов Румынии и Болгарии действует американский ракетный крейсер Vella Gulf, который прибыл в акваторию Черного моря 23 мая. Для данной морской акватории это считается значительной военно-морской группировкой. Согласно Конвенции, Vella Gulf должен будет покинуть акваторию не позже вечера 13 июня, а Surcouf – до вечера 18 июня. Но есть вероятность, что они задержатся, а если нет, то им на смену, как это уже было ранее, придут новые корабли НАТО.
По словам председателя общероссийского Движения поддержки флота (ДПФ) Михаила Ненашева, подобные действия НАТО в Черном море «являются началом большой политики США и Североатлантического альянса по агрессивному давлению на Россию». Ее составной частью, считает лидер ДПФ, является попытка отмены Конвенции Монтре как таковой, что даст возможность кораблям любых стран находиться в Черном море длительное время.
Член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков отмечает, что «ранее такие попытки уже предпринимались, но не были поддержаны ни одной из черноморских стран». Но, по мнению эксперта, «сейчас, видимо, американцы и руководство НАТО, учитывая изменение геополитической ситуации в связи с присоединением Крыма к России, попытаются вновь заручиться согласием своих сателлитов – Болгарии, Грузии и Румынии – дать добро на изменение Конвенции. Бухарест, к примеру, уже дал согласие на увеличение своего военного бюджета, и именно у берегов Румынии самое длительное время и находятся корабли НАТО».
Родюков также обращает внимание на то, что здесь очень важна позиция Украины и Турции. Как известно, Киев уже сорвал маневры военных кораблей Blackseafor, в которых помимо РФ и Украины участвуют военные флоты Турции, Грузии, Румынии и Болгарии. Учения Blackseafor должны были пройти в Черном море с 28 марта по 15 апреля. Но не состоялись. Видимо, не состоятся и военные маневры «Черноморская гармония», в которых ранее участвовали Турция и Россия, а также в меньшем формате Украина и Румыния. И насколько в сложившейся ситуации крепка система безопасности на Черном море, ответить сегодня невозможно.
Анкара, чей военный флот на Черном море самый большой, как известно, до недавнего времени была против дальнейшей милитаризации Черного моря и изменения Конвенции Монтре. Но Турция – член НАТО, а у США и западных стран есть определенные рычаги давления на эту страну. К примеру, в марте 2014 года, когда готовился референдум о самоопределении Крыма, СМИ со ссылкой на турецкий дипломатический источник сообщали, что премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил по телефону президенту России Владимиру Путину, что Анкара закроет Черноморские проливы для российских судов. Правда, потом, когда подогреваемая США оппозиция стала проводить манифестации против Эрдогана, позиция турецкого лидера изменилась. А состоявшаяся 27 мая встреча глав дипломатических ведомств России и Турции показала, что Анкара не отказывается от контактов с Москвой на высшем уровне. В ответ на европейскую изоляцию состоялось IV заседание Совместной группы стратегического планирования, действующей в рамках Российско-турецкого совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ). Российский МИД сообщает, что стороны констатировали близость или совпадение подходов по ряду актуальных региональных и международных проблем: «Был подготовлен ряд межправительственных и межведомственных документов с целью их возможного подписания в ходе предстоящего заседания ССВУ». Москва уверена, что «состоялся полезный обмен мнениями по ситуации в Украине, Сирии, на Ближнем Востоке, Севере Африки, вокруг иранской ядерной программы, в Закавказье, положению в Центральной Азии, взаимодействию в Черноморском регионе».
Хотя, как считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев, в Анкаре есть силы, заинтересованные в срыве наметившегося диалога между Россией и Турцией. «Если на почве антироссийской риторики США и НАТО смогут добиться от Турции уступок на Черном море, то, конечно же, напряженность в регионе возрастет», – уверен генерал. По его мнению, дальнейшая милитаризация Черного моря путем свободного захода в него любых военных кораблей может привести к свертыванию важных экономических проектов в регионе, в том числе строительства «Южного потока», в чем заинтересованы Турция и Европа. «Кроме того, реализация данного сценария лишит Анкару рычагов давления на другие страны и при определенных условиях приведет к утрате Турцией статуса одного из региональных лидеров», – отмечает эксперт.
Юрий Неткачев уверен, что, несмотря ни на какие изменения военной ситуации в Черном море, Россия будет стремиться обеспечить свою безопасность в регионе. В качестве подтверждения своих выводов он приводит информацию СМИ о том, что морская авиация Черноморского флота активизировала деятельность в рамках боевой подготовки и стала контролировать воздушное пространство над нейтральными водами. В ходе полетов отрабатываются вопросы освещения надводной обстановки в Черном море и наблюдения за маневрированием боевых кораблей НАТО. «Но это не наш выбор. Это стало ответным шагом на усиление морской группировки стран НАТО в Черном море», – отмечает генерал.
Конвенция Монтре
Документ был подписан 20 июля 1936 года. Он предусматривал пересмотр ранее существовавшего режима Черноморских проливов (то есть режима судоходства в Черном море и использования проливов Босфор и Дарданеллы), позволявшего беспрепятственно проникать в Черное море военным кораблям нечерноморских держав. Конвенцию Монтре подписали 10 государств, в том числе СССР и Англия. Документ ограничивает проход в Черное море военных кораблей нечерноморских держав в мирное время. Разрешается проход с их стороны легких надводных кораблей (не более 10 тыс. тонн водоизмещением), полностью запрещается проход авианосцев и подводных лодок. При этом общий тоннаж могущих одновременно находиться в Черном море кораблей нечерноморских стран ограничивается 45 тыс. тонн (для одной страны – 30 тыс. тонн), общее количество – девятью (не более), а срок их пребывания – тремя неделями. В военное время проход воюющих держав запрещается полностью.
Срок действия Конвенции устанавливался в 20 лет, но с оговоркой, что за два года до истечения указанного 20-летнего периода ни одна из стран, подписавших документ, не поставит вопрос о денонсации. Таких предложений пока не поступало.
Первоисточник http://www.ng.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас