Для российской армии в данный момент разрабатывается целое семейство артиллерийских установок различного назначения и калибра
имя им «Набросок».
В рамках этой ОКР создаётся не менее 4-х образцов, и в этот список входит покрытая тайной «Мальва», которую частично рассекретили буквально на днях.
САО "Мальва". Бронирование - противопульное.
САО «Мальва» - это действительно уникальный вид вооружения, но лишь для нашей армии. Почему-то долгие годы подобные артустановки обходили стороной наших военных и только в последние годы к ним стали присматриваться. Первое, что бросается в глаза - это колёсное шасси новой самоходки, что очень необычно для нашей армии. Сделано это по нескольким причинам и главной является то, что такую машину гораздо легче и дешевле эксплуатировать, нежели гусеничное шасси. Даже если не опираться в ресурс ходовых (а он очень сильно разнится), то первое, в чём выиграет «колесо», так это мобильность. На большие расстояния она и сама прекрасно сможет доехать, а вот той же Мста-С понадобится тягач. Да и в случае поломки её будет куда легче буксировать, нежели 42-тонную гусеничную версию. Преимуществ масса, а минус всего один - проходимость. Там где проедет Мста-С, «Мальва» может довольно сильно сесть на брюхо. Однако учитывая стратегию и тактику применения, этот минус довольно легко можно компенсировать.
Мста-С. Унификация существенно снизит стоимость "Мальвы".
Также стоит отметить тот факт, что новое САО выполнено на базе вездехода БАЗ-6010-027 Брянского автомобильного завода. В иные годы это должен был быть МЗКТ, но в последнее время с продукцией этого предприятия возникли проблемы политического характера. С шасси разобрались - идём дальше. Второй и не менее важный параметр - орудие. Мы не просто так упомянули Мста-С, так как орудие у «Мальвы» стоит от этой самоходки - 2А64. Правда неизвестно, доработанная ли версия (2А64М2), или же обычная. Однако даже в случае размещения в стандартном варианте дальность стрельбы достигает 30 километров, что очень неплохо даже по современным меркам. Конечно, это не 60 км, как у немецкой PzH2000, но и установки разного уровня. Последнюю более корректно сравнивать с Коалицией-СВ, но сегодня не об этом. Номенклатура боеприпасов у «Мальвы» аналогична «Мста-С», что позволяет избавится от такой проблемы, как их нехватка. У той же «Коалиции» она наверняка появится, так как под неё уже делают новые образцы (старыми может стрелять, но не столь эффективно). А новые боеприпасы, как известно, в первое время дефицит. Но вернёмся к «Мальве».
Первый вариант "Мальвы".
И теперь главный вопрос - для чего же нам нужна такая самоходка? И где применять её главную особенность? Всё очень просто. Армия насмотрелась на Сирию и поняла, что в конфликтах такого уровня гусеничное шасси не представляет интерес - оно нужно только для борьбы с мощным противником, когда уже нет никаких дорог (хотя это не единственная причина). А в конфликтах низкой интенсивности - «Мальва» самое то. Причём эта высокая мобильность позволяет достигать целей максимально оперативно и незаметно - накрыть брезентом, передвигаться ночью по 3-4 машины и никто даже не поймёт, что это выдвигается на позиции артиллерия калибра 152-мм. Особенно понятным становится желание Минобороны иметь такую мобильную артиллерию, когда смотришь на страны, граничащие с Россией - то тут то там возникает какой-то конфликт, на который нужно крайне оперативно отвечать. В начале мы упомянули ОКР «Набросок», так вот, вся техника в этой работе выполняется именно с условием высокой мобильности. Например, миномёт для ВДВ - «Дрок». Этот образец вооружения заслуживает отдельного рассмотрения.
Миномёт "Дрок" на базе Тайфун-ВДВ.
Однако стоит отметить, что «Мальва» никогда не будет столь массовой, как, например, «Коалиция» или же «Мста-С». Связано это всё с той же главной особенностью. Колёсная САО - это некий спецназ артиллерии, который не предназначен для глобальных конфликтов, а армия готовится в первую очередь именно к ним.