Проблема в том, что у европейских лидеров очень ограниченный выбор: если они не могут покупать энергоресурсы у России, то их приходится покупать на Ближнем Востоке или у государств Северной Африки. Поначалу Норвегия готова была заполнить этот пробел в силу своих возможностей, но затяжной кризис привёл европейцев к мысли о том, что королевство просто корыстно пользуется ситуацией.
Первой «не выдержала» Польша: в мае премьер-министр страны Матеуш Моравецкий назвал норвежские цены на газ «больными». Другие политики выбирают более сдержанные выражения и всё чаще намекают, что «просвещённый» поставщик мог бы ограничить рост цен хотя бы на тот срок, пока конфликт не подойдёт к концу. В Норвегии же разводят руками и говорят, что для них рыночная цена работает, а большая прибыль необходима для того, чтобы как можно скорее перейти на «зелёные» альтернативы, чего часто требует от них Евросоюз.
При этом внутри королевства дела тоже обстоят не гладко. Большая часть электричества внутри страны генерируется за счёт гидроэлектроэнергии, но засуха, которую почувствовали этим летом во многих уголках мира, затронула и Норвегию: многие водохранилища истощены, что привело к росту цен на энергию для простых норвежцев. В связи с этим власти королевства рассматривают возможность снизить экспорт электроносителей, что тоже вызывает вопросы у европейских лидеров.
Скидка на газ для европейских клиентов, скорее всего, находится за гранью возможного, но уже появились первые признаки того, что Норвегия готова идти на уступки. По словам премьер-министра королевства Йонаса Гара Стёре, энергетические компании могут согласиться на долгосрочные контракты, по которым цена на газ временно будет ниже текущей в обмен на стабильную прибыль в будущем.
«Чем дольше цены на газ будут оставаться на заоблачном уровне, тем сильнее от Норвегии будут требовать поделиться внезапно обретёнными доходами. Как утверждает аналитик Георг Рикелес, хорошие отношения с соседями для Норвегии значат больше, чем потенциальная возможность высосать из них последние деньги. Дальнейшее богатство Норвегии зависит не только от её нефти и газа, но и от того, что она живёт в гармонии с остальными странами Европы», — пишет Карл Великий.