Как только недавние военнопленные оказались в Донецке и Луганске, местные активисты заговорили о сборе помощи. Люди, многие из которых отсидели в украинских застенках по 4-5 лет, нуждаются практически во всем, в особенности те, кто родом не из Донбасса и боролся против майданной власти в своих городах и весях. У них в ЛДНР, что называется, ни кола ни двора.
Абсолютной неожиданностью для волонтеров, представителей благотворительных организаций и просто неравнодушных граждан стало заявление омбудсмена ДНР Дарьи Морозовой, заявившей, что обмененные из плена граждане получают всю необходимую помощь и ни в чем не нуждаются.
«По состоянию на сегодняшний день все лица, освобожденные в ходе обмена, прошедшего 29 декабря, обеспечены всем необходимым, а именно квалифицированной медицинской помощью, питанием, а также предметами личной гигиены. По окончанию медицинского обследования для всех лиц, которые не имеют своего жилья на территории Донецкой Народной Республики, уже подготовлены места проживания со всеми необходимыми условиями, помимо этого, каждому из лиц, вернувшихся в ходе обмена, будет выделена единоразовая финансовая помощь»,
— утверждает Морозова.
Как помогли в 2018 году?
Прошлый «обмен» выживал во многом именно благодаря помощи волонтеров. После карантина, проведенного в медицинских учреждениях, людей расселили в общежитиях. В больнице военнопленных кормили, хотя и достаточно скромно, а уже после того, как они покинули медучреждения, вся помощь свелась к пайкам от Международного Красного Креста, которые привозили раз в две недели. Небольшой запас бытовой химии, крупы, консервы – для человека с нормальным аппетитом где-то на неделю, хотя выжить, конечно, можно.
Значительно более серьезной проблемой была одежда, белье и медикаменты. Лечебные учреждения то ли не планировали лечить военнопленных, то ли перед ними попросту не стояло такой задачи – людям поставили общий диагноз и снабжали лекарствами по принципу «что бог послал». Полноценное лечение состоялось лишь через несколько месяцев после обмена, и дожить до него некоторым освобожденным было непросто: сказывались выбитые зубы и поломанные пальцы, хронические бронхиты и т. д.
В общем, прежде чем все освобожденные получили медицинскую помощь, небольшое финансовое пособие и документы, им пришлось пережить несколько трудных месяцев. Без заботы добрых людей многим, в особенности возрастным, это далось бы непросто.
Зачем все это было?
Как стало известно в понедельник, 6 января, в Донецке все-таки начали принимать помощь для военнопленных. В ЛНР чиновники по-прежнему утверждают, что освободившимся после нескольких лет в тюрьме людям вполне хватит больничной каши и редкого супчика. Безусловно, хочется верить, что обещания правительства будут не пустыми словами и настрадавшихся людей действительно поддержат должным образом, что в Луганске и Донецке провели работу над ошибками и продумали действительно полноценную программу реабилитации военнопленных, которая позволит обеспечить их успешную ресоциализацию.
И все же непонятно: для чего вообще весь этот шум? Кому помешает, если военнопленных как следует накормят и оденут в чистое белье? Если это вопрос безопасности, так на то их стережет в больнице несколько десятков вооруженных людей, которые вполне могут найти время, чтобы досмотреть посылки с помощью. Честно, другие соображения даже в голову не приходят.
И самое главное: если громкие обещания вновь окажутся пустым звуком, понесет ли кто за это наказание? Или хотя бы просто извинится? Скажет честно: ребята, мы хотели, но не смогли?
Скоро увидим. Хочется верить в лучшее, но модели поведения у республиканских чиновников пока не внушают оптимизма.
Зря Путин дал ему индульгенцию на жизнь.