На неделе Министерство иностранных дел страны опубликовало документ, который носит название Концепция внешней политики Российской Федерации. Концепция состоит из пяти пунктов, среди которых особо можно выделить два основополагающих: «Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем» и «Региональные приоритеты».
Документ разочаровал любителей сенсаций, приправленных острым перцем, ведь он, по сути, был анонсирован еще задолго до своего официального опубликование президентом Владимиром Путиным. По сути, все объявленные главой государства тезисы нашли свое отражение в Концепции, суть которой заключается в том, что Россия позиционирует себя в качестве государства, настроенного на защиту интересов своих граждан и укрепление международной безопасности. Кстати, именно раздел об укреплении международной безопасности в опубликованной концепции является одним из самых внушительных по объему. В этом разделе МИД повествует о том, что Россия выступает за непременное снижение роли силы при решении тех или иных конфликтов и противоречий, а также поддерживает курс на укрепление стабильности в мире.
Очевидно, что этой самой стабильности в современном мире не хватает. Как впрочем не хватало ее и вчера, и позавчера… И в каждую историческую эпоху находилась та сила, которая выступала главным инструментом масштабной дестабилизации. В нынешней концепции такие силы напрямую не упоминаются, однако можно и без откровенных указаний пальцем понять, что за сила видится таковой внешнеполитическим ведомством России на современном этапе развития.
МИД, используя свой хорошо отточенный дипломатический язык, заявляет, что Россия будет делать всё, чтобы сохранить незыблемость позиций ООН. Хотя здесь впору говорить о необходимости проведения в ООН генеральной уборки, которая позволит очистить эту организацию от того шлака, заслоняющего её истинное предназначение.
В Концепции содержатся слова о том, что есть, скажем так, субъекты международного права, которые нередко стараются принизить роль Организации Объединенных Наций, пытаясь достичь собственных целей. После целого ряда событий последних лет, очевидно, кого внешнеполитическое ведомство РФ имеет в виду. У многих на памяти целая россыпь занимательных ситуаций:
господин Пауэлл, потрясающий на Совбезе ООН пробиркой «с сибирской язвой», якобы доставленной из суперсекретных иракских лабораторий, работающих над созданием оружия массового уничтожения. Настолько секретных, что ни одной боеголовки этого самого оружия в Ираке не нашли ни в ходе войны, развязанной НАТО, ни после ее окончания (если таковое вообще можно считать произошедшим). Кстати, до сих пор Соединенные Штаты так и не удосужились официально признаться, что пробирка со смертельно опасными штаммами – это чистой воды подлог, а война в Ираке была развязана совсем в иных целях;
подлог с вводом над Ливией бесполетной зоны (очередной случай того, как Россия попалась на удочку Запада), которая на самом деле стала лишь прелюдией к началу войны в этой североафриканской стране;
подлог в 1999-м году относительно Югославии, когда в Совбезе ООН представлялись данные об этнических чистках исключительно по приказу тогдашнего югославского президента Слободана Милошевича. О том, что большая часть этих «чисток» - дело рук радикальных албанских провокаторов, стало известно уже после того, как города Сербии подверглись бомбардировкам натовских самолетов. А сами же бомбардировки в центре Европы послужили настоящим сигналом того, что современная европейская цивилизация угрожает самой себе и может свалиться в политический, экономический и нравственный штопор, что сейчас наглядно проявляется.
Получается, что во всех перечисленных случаях, к которым можно присовокупить и другие подобные примеры, игнорировались сами цивилизационные основы современного мира. Одни государства методами махинаций с фактами, их подлогами и прочими подобными инструментами выводили за рамки управления глобальными процессами других игроков. Очевидно, что эти случаи подчеркивают и то, что теми же государствами Организация Объединенных Наций превращалась в служанку их интересов. Лидеры организации, судя по всему, были не против… А могли ли они быть против, когда наибольший вклад в бюджет ООН вносят именно Соединенные Штаты Америки… Служанка служит, а что ей остаётся делать.
Выходит, что руководители ООН сами прекрасно понимают, что используются они в качестве хорошо оплачиваемых лакеев, и вряд ли готовы обменять нынешнее безбедное лакейское положение на честное, но малооплачиваемое будущее (без членских-то взносов США и их союзников)… А если так, то генеральную уборку в ООН России в одиночку не потянуть. Именно поэтому в Концепции делается упор на сотрудничество с такими странами как Китай и Индия, совместно с которыми уже можно было бы оттереть Организацию от копоти. Безусловно, об исключении тех же США из ООН речи не идет (это и ни к чему), а идёт речь о том, что пора уже заставлять «партнеров» считаться и со своими интересами, и с назначением организации, в которую они входят.
Опубликованная МИДом России Концепция внешнеполитической деятельности даёт тому же Западу понять, что больше никакие «пауэлловские пробирки» не пройдут. То, что Россия не собирается снова и снова играть роль наивной барышни, которая рада обманываться в глобальном геополитическом обществе, наглядно иллюстрируется ситуацией в Сирии. Если бы позиция официальной Москвы была бы такой же мало вразумительной, как в случае с Ливией, то очередное «Wow!» от главы американского внешнеполитического ведомства (теперь уже в отношении Башара Асада) давно разнеслось бы по миру. Однако не разносится…
В Концепции внешней политики прописано то, что Россия не собирается отказываться от продуктивного диалога ни с одной из международных организаций, с которыми контактирует сегодня. Другими словами, при наличии конструктивной линии взаимодействия, диалог Москва будет вести и с НАТО, и с Европейским союзом, и с представителями ОБСЕ. Такие слова подчеркивают то, что если эти организации не будут себе позволять игнорирования российских интересов (во что, честно говоря, с трудом верится), то ни о каком разрыве контактов и речи не идет. Концепция как бы говорит: «без провокаций, плиз!»
В то же время в разделе «Региональные приоритеты» МИД РФ раскрывает суть наиболее тесного партнерства, к которому официальная Москва сегодня готова. Направление этого партнерства – пространство Содружества Независимых Государств. О приоритете этого направления во внешней политике России достаточно часто упоминает президент Путин. При этом МИД делает упор на развитие добрососедских отношений между государствами, входящими в СНГ при условии наличия открытости и нацеленности на конструктивный диалог. Именно наличие встречной открытости, о котором говорится в Концепции, можно считать главным посылом для наших партнеров по СНГ. Ведь нередко конструктивный диалог и партнерские связи прерываются вследствие того, что одна сторона за счет другой старается получать для себя определенные преференции, не прилагая усилий для обратной, скажем так, отдачи. Примеров того, когда уступки со стороны одних не порождают уступок со стороны других, на постсоветском пространстве сегодня более чем достаточно. Если наши страны научатся перешагивать через свои амбиции на благо улучшения качества жизни своих граждан, более тесной интеграции, преодоления искусственных барьеров, то это можно будет считать огромным успехом.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас