Украина не оставляет попыток получить разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты американского производства. Ранее сообщалось о переговорах на тему поставок изделий MQ-9 Reaper, а теперь киевский режим выпрашивает беспилотники MQ-1C Gray Eagle. Однако американская сторона может отказать в передаче такой техники.
Новые пожелания
Ранее в апреле сообщалось, что украинская делегация провела переговоры с американской компанией General Atomics. Обсуждалась возможность поставки на Украину тяжелых разведывательно-ударных БПЛА разных типов. В первую очередь, в этом контексте упоминался аппарат MQ-9. Украинская сторона проявляла завидный оптимизм, но получить желаемую технику так и не удалось. Впрочем, теперь она делает новую попытку, хотя и с более скромными запросами.27 апреля американское издание Politico со ссылкой на свой источник в украинском военном ведомстве сообщило о новой попытке получить БПЛА. По его данным, Украина отправила руководству США еще один список желаемых вооружений и техники, и вместе с прочей продукцией в него вошли беспилотники MQ-1C, а также управляемые ракеты AGM-114 Hellfire для них.Украинская сторона ждет положительный ответ, за которым могут последовать первые поставки. Однако американская сторона не торопится радовать Киев. Более того, официальные лица США отказываются комментировать возможность передачи ударных БПЛА тяжелого класса.
Politico напоминает, что продажа разведывательно-ударных беспилотников за рубеж в целом является сложной темой. Экспортный контракт такого рода должен пройти экспертизу Госдепа и Пентагона, которые оценивают его выгоды и риски. При этом экспортируемый БПЛА рассматривается с учетом условий Режима контроля за ракетными технологиями. Вследствие этого не все контракты получают одобрение – отказывают даже близким партнерам.Если Киев действительно направил Вашингтону официальный запрос на изделия Gray Eagle, ему предстоит пройти все оценки и прочие процедуры. Весьма вероятно, что контролирующие органы не станут делать исключение, и не одобрят экспорт таких БПЛА. Соответственно, нынешние новости не получат продолжения.
Желаемое изделие
Компания General Atomics разработала БПЛА MQ-1C Gray Eagle в начале двухтысячных годов, он создавался как глубоко модернизированный вариант существующего аппарата MQ-1 Predator. В ходе обновления проекта были сохранены все основные функции, но при этом выросли характеристики и появились новые возможности. В 2004 г. MQ-1C впервые поднялся в воздух, а в 2009-м был принят на вооружение. В следующем году началось боевое применение в Афганистане и Ираке.Уже в 2011 г. БПЛА пришлось дорабатывать в связи с низкой надежностью некоторых систем. Затем развернулся процесс постепенной модернизации с целью повышения характеристик. Заменялись приборы и системы разного назначения, внедрялись новые устройства. Также был разработан беспилотник Improved Gray Eagle или GE-ER с улучшенными летными данными. Отрабатывалось взаимодействие беспилотных и пилотируемых авиационных комплексов.
С середины двухтысячных было построено более 200 серийных аппаратов MQ-1C. Основная их часть, не менее 180 ед., поступила в распоряжение армейской авиации США. Еще 24 изделия имеется у Командования специальных операций. Зарубежным странам Gray Eagle не поставлялись, а несколько запросов на покупку были отклонены.MQ-1C развернуты на ряде авиабаз США по всему миру и активно используются в разных регионах. В первую очередь, беспилотники работают в горячих точках и ведут разведку, при необходимости нанося удары. Месячный налет всего парка в некоторые периоды достигал 3-4 тыс. часов.
Технические особенности
БПЛА MQ-1C выполнен на базе более старого изделия Predator и сохраняет его основные особенности. Сохранен фюзеляж небольшого сечения с крупным носовым обтекателем, тонкое крыло большого удлинения и Л-образное хвостовое оперение. Размах крыла составляет 17 м, длина – 8,5 м. Пустой аппарат весит 1300 кг, максимальная взлетная масса не превышает 1900 кг. Из них 360 кг приходится на полезную нагрузку.Gray Eagle оснащен поршневым двигателем Thielert Centurion 1.7 мощностью 165 л.с. с толкающим винтом. С его помощью БПЛА развивает максимальную скорость до 310 км/ч. Базовый вариант беспилотника несет 260 кг топлива, которые позволяют оставаться в воздухе около суток. Модернизированный GE-ER имеет внутренние баки на 390 кг и может нести подвесные разной емкости. За счет этого продолжительность полета достигает 42-50 ч.Для решения задачи разведки БПЛА оснащен оптико-электронным «шаром» типа AN/AAS-52 под носовой частью фюзеляжа. Предлагалась его замена другими образцами. В увеличенном носовом обтекателе помещается бортовая РЛС с синтезированной апертурой AN/ZPY-1 STARLite. Разрабатывались и другие приборы для ведения разведки и сбора данных.
Данные от средств наблюдения в режиме реального времени передаются на станцию управления. Обратно поступают команды разного рода. Средства связи обеспечивают работу на удалении до 400 км от нее. Также имеется система спутниковой связи, позволяющая увеличить расстояние между оператором и БПЛА.Под крылом MQ-1C предусмотрено четыре точки внешней подвески. БПЛА может нести до четырех ракет «воздух-поверхность» AGM-114 или четыре управляемые бомбы GBU-44/B Viper Strike. Также возможно применение ракет «воздух-воздух» AIM-92 Stinger в количестве до 8 ед.
Украинские проблемы
В целом MQ-1C Gray Eagle от General Atomics представляет собой достаточно удачный БПЛА с широкими возможностями разведки и некоторым ударным потенциалом. ВВС и ССО США на протяжении последних 10-12 лет активно пользуются всеми его функциями и получают желаемые результаты. При этом такой техникой не делятся даже с ближайшими союзниками – в первую очередь, из-за высокого уровня характеристик.После недавней неудачи с получением более крупных MQ-9, киевский режим пытается выпросить беспилотники другой модели. Однако можно предполагать, что запрос на MQ-1C тоже не будет одобрен. Иной исход маловероятен, но полностью исключать его нельзя. При этом поставка американской техники в целом не даст Украине никаких преимуществ.В первую очередь, возникают затруднения финансового характера. General Atomics не станет отдавать технику бесплатно, а ее покупка будет чрезмерно дорогой для киевского режима или его покровителей. Так, один БПЛА MQ-1C стоит ок. 8 млн долл. США. Полный комплекс с четырьмя беспилотниками, станцией управления и другими компонентами обойдется в 80-90 млн долл. Удастся ли вписать такие расходы в украинский бюджет или в иностранные программы помощи – большой вопрос.
Следующая проблема заключается в подготовке эксплуатации. В украинской армии отсутствуют специалисты, способные управлять американскими тяжелыми БПЛА и обеспечивать их эксплуатацию. Их обучение займет не менее нескольких месяцев, что в нынешней ситуации неприемлемо. Отправка американских специалистов исключается по политическим мотивам и из-за военных рисков.Изделия Gray Eagle на практике подтверждали свои возможности и решали разные задачи. Однако им пока приходилось работать только в условиях отсутствия развитой ПВО противника. Попытка применения такой техники на Украине будет иметь очевидные последствия. Российская ПВО без особых трудностей сможет выявить БПЛА и поразить его, в т.ч. задолго до выхода на рубежи разведки или пуска ракет.
Мечты и реальность
Таким образом, новости об украинском запросе на получение разведывательно-ударных БПЛА MQ-1C напоминает другие истории, имевшие место в последние месяцы. Киевский режим желает получить разрекламированную зарубежную технику и уже возлагает на нее большие надежды. Однако получение желаемых изделий связано с серьезными трудностями. Более того, беспилотники могут не оправдать ожиданий – даже если их и поставят.Если информация от издания Politico соответствует действительности, и Украина передала США запрос на беспилотники Gray Eagle, то теперь все зависит от американской стороны. Пентагон и Госдеп должны оценить необходимость и перспективы такой экспортной поставки и вынести свое решение. Очевидно, что оно будет основано только на интересах США – и, скорее всего, окажется отрицательным.