На самом же деле СМИ слегка приукрасили событие, а позднее республиканский МИД сделал существенное уточнение. Евгений Шевчук лишь издал указ о «гармонизации законодательства» Приднестровья на предмет его соответствия законам Российской Федерации, что и следует из опубликованного указа. Впрочем, и этого было достаточно, чтобы событие произвело эффект разорвавшейся бомбы. Неужели России надо готовиться к Крыму-2?
Всё обстоит отнюдь не так, как на первый взгляд кажется. Конечно, на это резко отреагировали в Кишинёве и даже в некоторых европейских СМИ. Однако все понимают объективную сторону дела: у Приднестровья нет общей границы с Россией.
Хуже того, Республика окружена сплошь странами, к России недружелюбными: Украина, Румыния, Молдова. Соответственно, присоединение выглядит очень проблематичным. Ещё один эксклав, только в отличие от Калининграда, не полученный по итогам Второй Мировой войны, а полностью блокированный по суше и не имеющий выхода к морю.
К тому же быстро вспомнили и о том, что глава республики Евгений Шевчук сейчас переизбирается, а его шансы эксперты оценивают как весьма скверные: примерно 50 на 50. Его наиболее сильный соперник – нынешний спикер Верховного совета Вадим Красносельский. По мнению исполнительного директора Изборского клуба в Молдавии Владимира Букарского, присоединение самопровозглашенной республики к России пока нереально.
Более того, эксперты склоняются к тому, что судьбу республики и отчасти имидж России местный политик ставит на карту исключительно во имя собственных амбиций и удержания власти. Вспоминается история о том, как предыдущий глава Приднестровья Игорь Смирнов провернул аналогичный «фокус». Почти 10 лет назад аккурат перед выборами Смирнов реализовал такую же схему, что в значительной степени сыграло в его пользу и позволило переизбраться.
А Шевчук, как мы уже сказали, сейчас тоже находится в шатком положении, что, видимо, и подталкивает его к подобным авантюрам. Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов считает, что присоединение Приднестровья к России возможно только в случае военной агрессии Молдавии. За пять лет правления Евгению Шевчуку так и не удалось преодолеть раскол в обществе, считает московский эксперт.
Формально же, в лучших, советских традициях, всё это делается исключительно «по просьбам трудящихся». Во всяком случае замглавы МИД Приднестровья Дмитрий Паламарчук объяснил последние события в республике следующим образом:
А вот в Москве подобные инициативы «на местах» встречают с большой прохладцей. У России и так достаточно проблем по обеспечению и снабжению размещённых там наших миротворцев, а расшатывание ситуации и подобные провокационные заявления способны создать для нас неприятные последствия. Во всяком случае, действующая власть предпочла просто «не заметить» это событие. На прямой запрос от СМИ пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков официально предпочёл отказаться от комментариев:
«Я не могу ответить на этот вопрос, мне неизвестно о какой-либо реакции (Москвы — прим. ред.). Нужно понимать, на чем основываются такие действия. Не обладая деталями, я не могу это никак комментировать»
Так же промолчали и в МИДе. Несколько свободнее себя чувствуют депутаты Госдумы, тем более от партии КПРФ, которые весьма сочувственно относятся к првящим коллегам-коммунистам из Тирасполя. Так, член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Олег Пахолков заявил:
Однако вся эта популистская суета заставляет задуматься о том, насколько в действительности возможно для Приднестровья повторение сценария Абхазии и Южной Осетии или даже Крыма. Как мы уже видели, эксперты не относят это к области чистой политической фантастики, однако обуславливают такую возможность совсем другими факторами и событиями, а не действиями местных властей. Все сходятся на том, что это зависит, скорее, от поведения Кишинёва, а не Тирасполя. Или как крайний случай – провокации Украины.
О том, что в случае нарушения перемирия и «разморозки» конфликта, как это было в Грузии в 2008 году, Россия может дать очень жёсткий ответ, уверены почти все эксперты. О том, что у военного ведомства России есть разработанные планы на случай таких сценариев, и предусмотрены пути снабжения и поддержки миротворческого контингента, а также пути его усиления в случае, если ситуация накалится и выйдет из-под контроля, сомневаться не приходится. Сейчас в Крыму дислоцируется усиленная эскадра Черноморского флота, в том числе – и его авианосная часть. А большинство судов оснащено средствами ведения боя не только на море, но и на суше. Так что пробить блокаду и наладить пути связи с Приднестровской республикой наши вооружённые силы определённо смогут.
Но в данный момент России всё это совершенно не надо. Нам не нужно обострение замороженного приднестровского конфликта. И Россия, скорее всего, даст понять по открытым и закрытым каналам, что не намерена поддерживать подобные провокации отдельных политиков из Тирасполя. То есть Россия не станет развязывать военный конфликт во имя интересов одного из местных лидеров, у которого возникли проблемы на выборах. Скорее всего, она даже постарается угомонить его, чтобы впредь воздерживался от таких резких шагов, если хочет продолжения российской поддержки.
Но в случае, если Молдова решит нарушить перемирие и открыть огонь по нашим миротворцам, то тогда Россия, безусловно, ответит. Успокаивает в данной ситуации одно: в Кишинёве не осталось глупцов, которые после августа 2008 года решатся на такой самоубийственный ход. А авантюристов из Тирасполя почти наверняка угомонит сама Россия. Так что пока не следует ожидать обострения в регионе.
Источник: http://politrussia.com