В «мир по-американски» Россия так не вписалась, как бы ни стремилась к этому её либеральная верхушка. В Вашингтоне требовали столь многого (ликвидировать российское ядерное оружие, децентрализовать страну), что некоторые части «элиты» поняли, что если выполнить все, то можно потерять страну, а, следовательно, и свою власть. Ведь мечта была совсем другой — сидеть за одним столом на равных с лидерами США, Великобритании и всех прочих. Их же если и пускали за этот стол, то на откровенно уничижительных правах. События на Украине поставили крест даже на таком формате. Хотя до сих пор сильна откровенно компрадорская часть, которая будет добиваться «мира любой ценой», в целом можно сказать, что разрыв уже произошёл и Кремль стал искать альтернативные связи. Собственно, самой естественной альтернативой стал Китай, но с известным числом оговорок.
В относительно недавнем прошлом владыки Срединной империи считали себя повелителями всего мира, а все окружающие народы — варварами. Хорошие варвары это те, кто принимает власть китайского императора, а плохие те, кто не принимает. Варварами считали и европейцев, не смотря на их техническое превосходство. Китайцы объясняли это так: вот паук плетёт паутину, которую человек сплести не может, также и европейские варвары строят технику, что нам не под силу. Но они всё равно варвары, а мы — цивилизованные люди. Возможно, в трудное время руководство РФ решило схитрить и поиграть в «хороших варваров» до тех пор, пока отношения с Западом не нормализуются или не удастся найти других партнёров.
Китаю не нужно изничтожение России в той степени, которой оно нужно Соединённым Штатам. Он бы с удовольствием проглотил Дальневосточные регионы РФ, но полномасштабная война это совсем не та цена, которую он готов заплатить. Даже если НОАК и удастся захватить какие-то территории без ядерной войны, то цена (разрушенные приграничные провинции КНР, разрушенный российский ДВ, санкции мирового сообщества) будет непозволительно велика. Максимум на что он готов, это условный «крымский сценарий», но он возможен только при крахе центральной власти в Москве при событиях аналогичных противостояниям 1991 или 1993 годов.
Есть и ещё одна причина, по которой Пекин не будет в обозримой перспективе стремиться к военной конфронтации с Москвой. Даже если допустить, что Китай одержал военную победу над РФ в приграничных регионах и требует мира на своих условиях, то этим он заимеет и лютого и непримиримого врага на Севере, в дополнение к уже имеющимся недругам на Востоке и Юге. Нужно такое Пекину? Едва ли, учитывая других нюансы геополитической ситуации в регионе. Сейчас Китай имеет под боком целую дугу враждебных либо просто недружественных государств. Это Япония, Филиппины, Тайвань, Вьетнам, Индия. Список при желании можно дополнить ещё одной-двумя странами поменьше. При таком раскладе крайне желательно иметь нейтрально-дружественную границу на севере.
Судя по развитию событий, китайское руководство всё это просчитало. Россию в Пекине желают видеть в виде стабильного северного сателлита, который будет исправно поставлять ресурсы за юани. Последний момент — ключевой. Поставка сырья за оплату в китайской валюте навсегда привяжет РФ к Поднебесной. Ведь если доллар и евро можно отоварить где угодно, то юань официально ходит только в одной стране. Конечно, в Китае можно купить практически всё, но не слишком ли это высокая зависимость?
Нынешняя внешняя политика России Китай вполне устраивает — по многим вопросам взгляды пересекаются, хотя и далеко не по всем. За примерами далеко ходить не надо. В нынешних украинских событиях китайцы скорее поддерживают Киев, чем Москву (хотя китайский МИД старается высказываться максимально расплывчато и двусмысленно), кроме того, в Пекине крайне негативно относятся к любым интеграционным проектам россиян в Средней Азии, которую они считают практически своей внешней провинцией. Почти также недружелюбно китайская пресса реагирует на любые, даже мнимые, подвижки в отношениях России и Японии. Наш южный сосед понимает, что если между странами будет заключён мирный договор и крупные торговые соглашения, то он уже не сможет монопольно диктовать свои условия.
Попав под санкции, сегодня Россия выбрала меньшее из двух зол, продолжая оставаться страной открытой для сотрудничества. В перспективе она, скорее всего, продолжит лавирование между центрами силы, не давая решающего преимущества ни одной из них. Суть такой политики достаточно прозрачна. Если США с союзниками удастся сокрушить Пекин, тем или иным способом, то их усилия по расчленению России будут утроены. Если Китай одержит победу на тихоокеанском направлении, то он вполне может повернуть взгляд на Север.
Стратегия «и нашим и вашим» не нова. Так, к примеру, достаточно успешно развивалась Финляндия на протяжении всей холодной войны. Но в случае с Россией потребуется высший пилотаж дипломатии, чтобы не завязнуть намертво в одном из противоборствующих блоков, пока наша страна будет восстанавливать силы.