31 января, 110 лет назад, в семье авиационного конструктора и одного из родоначальников движения планеризма в СССР Степана Гризадубова родилась дочь, которая стала одной из самых прославленных в отечественной истории авиации 1930-40-х годов лётчиц-рекордсменок. Среди первых женщин она была удостоена звания Герой Советского Союза. Имя ее - Валентина Степановна Гризодубова.
С самого детства, она грезила и мечтала о небе. Вместе с отцом она летала на самолётах, а после занималась планерным спортом. Осенью 1928 года учась в Харьковском технологическом институте, она была зачислена в городской Центральный аэроклуб, который закончила через три месяца, а позже поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа.
1930-е годы ознаменовали собой время рекордов, скорости. Валентина Гризодубова на самолёте УТ-1, УТ-2 (гидроплан) и гоночном АИР-12 установила ряд рекордов по скорости, дальности полёта и высоте осенью 1937 года. Уже через год экипаж в составе Марины Расковой, Полины Осипенко под командованием Валентины Гризодубовой установил мировой рекорд среди женщин по беспосадочному перелету.
Они преодолели расстояние почти в 7 тысяч километров, перелетая из Москвы на Дальний Восток на самолете АНТ-37 «Родина». Полёт был сопряжён с большими климатическими трудностями. После Урала прервалась радиосвязь с землёй и ухудшилась погода, что крайне затрудняло ориентирование на местности, поэтому экипаж ввёл машину по приборам интуитивно. Когда бензина осталось на полчаса, Гризодубова решила садиться в тайге. Все три лётчицы 2 ноября 1938 года были удостоены звания Героя Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны она командовала 101 авиационным полком Авиации Дальнего действия. На самолётах Ли-2 выполняла вылеты по бомбардировке важных вражеских объектов, по доставке боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами в немецком тылу. После войны возглавляла ряд научно-исследовательских институтов, специализирующихся на разработке и производстве различного авиационного оборудования для Военно-воздушных сил и гражданской авиации Советского Союза.
В фондах Музея Победы хранится уникальная картина. С неё на нас смотрят три улыбчивые и одухотворённые молодые девушки, которые стоят на фоне самолёта с собственным именем «Родина» – это и есть женский экипаж героинь: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова.
Кроме того, на открытой площадке вооружения и военной техники музея есть авиационный раздел экспозиции, где представлен военно-транспортный самолёт Ли-2, на котором совершала боевые вылеты в годы войны Валентина Гризодубова.