В 1572 г. Папа Римский Григорий XIII устроил торжества с фейерверками и слал французскому королевскому двору поздравления. Папа радовался резне гугенотов – Варфоломеевской ночи. «Эта кровавая расправа лучше пятидесяти побед на турками», – говорил он.
Уничтоженные гугеноты описываются порой как угнетенное меньшинство и вызывают сочувствие как попавшие под пресс религиозной нетерпимости католиков. Но у католиков были причины их ненавидеть. Гугеноты – вот кто действительно знал, что такое чувства верующих и как их правильно оскорблять.
Гугеноты (от нем. Eidgenossen — «сотоварищи») — это французские протестанты, кальвинисты. Именно над ними учинили католики расправу во время Варфоломеевской ночи в 1572 г. Войны католиков и гугенотов во Франции длились уже много лет, с 1559 г.
Кальвинизм распространился на западе и юго-западе страны в 1530−40-е гг. Кальвинистская доктрина предопределения (только Бог заранее решает, кто спасется, человек никак не в силах это изменить) снимала с кальвиниста ответственность и избавляла от постоянных забот о спасении. Кроме того, кальвинисты освобождали себя от уплаты церковной десятины. В результате число гугенотов, в том числе знатных, быстро росло.
В 1534 г. король Франциск I обнаружил на дверях своих покоев листовки с высмеиванием католицизма. С этого момента началось преследование гугенотов. Вскоре за отправление их культа корона уже угрожала смертью.
Кальвинисты боролись за свободу отправления своего культа, но со временем война стала главным образом борьбой политических кланов за корону — Бурбонов (протестантов), с одной стороны, и Валуа и Гизов (католиков), с другой. Бурбоны были первыми после Валуа в очереди на трон, что подогревало их готовность к войнам. К Варфоломеевской ночи с 23 на 24 августа 1572 г. они пришли следующим образом. После очередной войны в 1570 г. был заключен мир.
Хотя гугеноты не выиграли ни одного крупного сражения, корона продолжать войну не могла: слишком дорого. И пошла на мир с большими уступками гугенотам. Гугенотам разрешались богослужения везде, кроме Парижа, а также было позволено занимать государственные должности. Они получали 4 крепости (в том числе мощную Ла-Рошель). Кроме того, их лидер адмирал де Колиньи получил место в королевском совете и начал оказывать сильное влияние на короля. Ни королеве-матери Екатерине Медичи (мать короля), ни Гизам это понравиться не могло.
Чтобы скрепить мир, Екатерина решила отдать свою дочь Маргариту в жены Генриху IV Наваррскому, знатнейшему гугеноту. Съехалось огромное количество гостей-гугенотов.
Но спустя 4 дня по приказу герцога Генриха де Гиза было совершено покушение на адмирала Колиньи. Де Гиз мстил за убитого 9 лет ранее Франсуа де Гиза (по приказу адмирала, нанявшего убийцу). Кроме того, он был раздосадован, что принцессу Марго отдали не за него. Но пуля, выпущенная из аркебузы убийцы, лишь ранила Колиньи. Протестанты требовали наказать виновных. Собравшийся королевский совет, опасаясь мести гугенотов, навязал зависимому от окружения королю решение нанести превентивный удар и враз покончить с врагами.
Свадьба Маргариты Валуа и Генриха Наваррского.
К 1572 г. высшая власть ненавидела гугенотов — правящая династия Валуа опасалась за свою безопасность. Дважды за историю религиозных войн гугеноты пытались похитить короля Карла IX Валуа и королеву-мать Екатерину Медичи, чтобы навязать им свою волю. Важно было и то, что в окружении короля ведущую роль играли герцоги Гизы, ревностные католики.
Кроме того, гугеноты приглашали себе в помощь иностранные войска (англичан и немцев-протестантов), и разумеется, обещали уступки за счет королевства. Гугеноты были в меньшинстве (около 10% населения, т. е. почти 2 млн человек), но желали всех привести к своей вере и были очень энергичны. Войны с ними разоряли Францию. Так что они стали большой угрозой.
Екатерина Медичи, влиятельная королева-мать.
Совет планировал только устранение раненого Колиньи (что и было сделано) и еще десятка гугенотских вождей, захват Генриха Наваррского и его кузена Конде (это тоже было сделано и Генриха заставили принять католичество; потом он сбежал и вновь принял протестантство). Однако парижане давно просили короля огнем и мечом истребить всех гугенотов. И как только в ночь на 24 августа начались расправы над их вождями, горожане высыпали на улицы и начали погромы.
Обыкновенно одетых в черное гугенотов легко было отличить от католиков. Женщины, дети, старики — убивали всех без разбора. Погибло от 2 до 3 тыс. человек. Расправы длились несколько дней во многих городах: Париж, Орлеан, Мо, Труа, Сомюр, Руан, Тулуза, Лион… В результате в провинции было убито еще 6−10 тыс. гугенотов. В погромах участвовали даже дети (их жертвами становили дети враждебного лагеря). Поэт Агриппа д’Обинье писал, что «ветер обратился в стон и крики», а в Сене «не вода, а кровь». Устроенную католиками кровавую баню осудил даже не склонный к гуманности Иван Грозный. До 200 тыс. гугенотов в панике бежали из страны. С большим трудом по приказу короля войска навели порядок.
Е. Медичи осматривает трупы гугенотов.
Чем была обусловлена такая жестокость? С одной стороны, все усугублялось тем, что во время безумств толпы многие люди сводили личные счеты с кредиторами, оппонентами в суде, просто врагами…
Кто там потом разберет, кто был гугенот, а кто его убийца. Многие во время Варфоломеевской ночи обогатились. Безнаказанность увеличивала количество жертв. Например, граф де Бюсси д’Амбуаз зарезал своего кузена гугенота Антуана де Клермона только потому, что так он устранил конкурента за наследство, из-за которого они долго судились. Философ П. Рамус был убит по заказу другого мыслителя, Ж. Шарпантье: они по-разному понимали философию Аристотеля и сломали в спорах много копий.
Варфоломеевская ночь.
Но главной причиной стихийного буйства католиков стала всеобщая ненависть к гугенотам. Ведь по плану королевского совета убиению подлежали единицы, а не десятки тысяч людей: это была народная инициатива. Несколько факторов способствовало ненависти толпы. Во-первых, в то время любые изменения в религиозной жизни воспринимались как покушение на давно устоявшийся порядок, выстроенный для спасения души.
Господь, как считалось, покарает всю страну за неспособность христианского общества хранить верный уклад жизни. А именно гугеноты внесли раскол. Примерно так же восприняли старообрядцы реформы Никона в сер. 17 в., из-за чего русское общество раскололось на непримиримые группы. Во-вторых, когда гугеноты прибыли в Париж, население которого составляли в основном фанатичные католики, они раздражали их еще и своим богатством, ведь на свадьбу людей королевских кровей прибыли знатные гости. А Франция того времени переживала тяжелый экономический кризис, и толпы бедняков не могли сдержать агрессию при виде роскоши религиозных врагов. А самое главное, гугеноты заслужили недовольство той же нетерпимостью, которую проявляли и католики. Сам Кальвин давал пример свои последователям: он казнил своих противников, сжигая их на костре.
Битва при Монконтуре, 1569 г.
Гугеноты действовали не менее решительно. Обе стороны обвиняли друг друга в пособничестве Сатане. А сатанистов нужно высмеивать и громить: религия — это не личное дело, как в XXI веке, и не может быть двух религий в одном королевстве! Там, где гугеноты преобладали, они требовали от католиков навсегда уйти из города или села. Они разрушали и грабили католические храмы, ломали и жгли реликварии, иконы, разбивали распятия, ломали статуи, пытали и калечили монахов и священников, вешали их. Иконоборчество стало у гугенотов еще в конце 1550-х гг. хорошим тоном: на погромы отправлялись целыми семьями, как на праздник. Ритуалы католиков они считали идолопоклонничеством и суеверием.
4 июля 1560 г. гугеноты Лиможа голову статуи Святой Девы прикрепили к позорному столбу. Как пишет историк Ж. М. Констан, такие символические казни происходили нередко. В другом случае, в Труа в том же году, гугеноты забросали статую Святой Девы помоями, а на шею ей повесили дохлую кошку. Иногда оскорбления католиков и убийства настолько повышали накал в обществе и доводили католиков до такой исступленной ненависти, что самому Колиньи и даже Кальвину приходилось просить гугенотов умерить пыл. Самый жуткий случай произошел в Ниме в 1567 г.: гугеноты за одну ночь убили десятки местных католических священников, а тела сбросили в колодец (погибло от 80 до 90 человек). В Париже обо всех этих случаях отлично знали. В общем, гугеноты были так же жестоки к католикам, как и католики к ним. И за это получили Варфоломеевскую ночь.
Резня католиков в Ниме.
Варфоломеевская ночь, однако, ничего не решила. Лишь обострилась вражда и началась новая война. Войн было еще несколько. В ходе последней (1584−1589) от рук наемных убийц погибли все основные претенденты на корону (включая короля Генриха III), кроме гугенота Генриха Наваррского. Он и взял власть. Чтобы это сделать, ему пришлось принять католичество. Без особых переживаний он стал католиком (уже во второй раз, первый был как раз в Варфоломеевскую ночь). По легенде, Генрих произнес: «Париж стоит мессы», показывая, что готов ради власти пожертвовать верой. Война двух партий, оформленная в религиозное противостояние, завершилась победой Бурбонов. Десятки тысяч жертв ради победы одного клана над другим…
Но выиграли наконец и гугеноты. В 1598 г. король Генрих IV издал Нантский эдикт, давший гугенотам равные с католиками права.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас