Первый локдаун в Великобритании продлился с марта по июль 2020 года и был одним из самых жёстких в мире. Затем, были сделаны небольшие послабления, к примеру, разрешили спортивные соревнования без зрителей. Однако, уже в ноябре был объявлен второй локдаун, который длился по декабрь 2020 года. В 2021 году третий локдаун был объявлен с января по апрель.
Однако, сейчас всё равно сохраняются отдельные ограничения, так, к примеру, закрыты увеселительные заведения, в кино сходить не получится, не работают театры, музеи. Ограничены собрания граждан. Правительство по прежнему рекомендует людям продолжать работать дистанционно, если есть такая возможность.
По данным британского центра экономических и бизнес-исследований, год национальной блокировки бизнеса обошелся экономике в 251 миллиард фунтов. ВВП Великобритании упал на рекордные 9,9% в 2020 году, что стало самым большим падением за 100 лет. Тенденции в 2021-м году не очень оптимистичные. В январе подразделение Barclays банка, отмечало 16% снижение потребительских расходов, в годовом исчислении. Причём 63% от всех покупок непродовольственных товаров были совершены онлайн - это вдвое больше, чем годом ранее.
Согласно опроса, проведенного Федерацией малого бизнеса, в течение 2021 года, примерно 250 000 малым предприятиям придётся закрыться, если правительство не окажет адресную помощь. Вся надежда на снятие антикоронавирусных ограничений и с 12 апреля ритейлеры отмечают очереди в магазины, как и традиционные английские пабы, которым разрешили обслуживать людей на открытом воздухе.
Однако, как рассказал исполнительный директор Британской ассоциации пива и пабов - МакКларкин, открылось менее половины всех пабов, около 2500 пабов закрылись навсегда в 2020 году. Традиционное времяпрепровождение англичан уходит в прошлое, с 1980 года, ещё до пандемии, количество пабов сократилось примерно на 40%. Кроме того, в правительстве рассматривают вопрос обязательного наличия паспорта вакцинированного для посещения пабов.
В то же время, с приличным ростом пережил локдаун финансовый сектор. Это не удивительно, ведь благодаря финансовому стимулированию доля Банка Англии в британских облигациях превысила 30%, что сделало его крупнейшим держателем государственных ценных бумаг, оставив позади частные фонды. Сотрудники Goldman Sachs с радостью начинают возвращаться в свои офисы в центре Лондона. Внутренний опрос работников показал, что дома, в отсутствие коллег, сотрудники младшего звена были дезориентированы и некоторые работали по 105 часов в неделю, боясь, что они сделают меньше остальных. Естественно это вызывало перенапряжение и нервные срывы.
Исследование, опубликованное Каледонским университетом Глазго, указывает, что изоляция ухудшает когнитивные функции человека. Испытуемые, в возрасте от 18 до 72 лет, в течении 13 недель проходили онлайн тестирование и отмечали ухудшение способностей решать задания. В то же время при увеличении социальных контактов способности приходили в норму.
Хуже всего изоляцию переживают подростки. Королевский колледж психиатров зафиксировал, что с апреля по декабрь 2020 года в службы психического здоровья обращения детей и подростков выросли на 28%, а количество детей нуждавшихся в кризисной помощи выросло на 18%. Удивительного мало, дети почти год не посещали школу, а занимались дистационно. Издание The Times сообщает, что этой осенью более 200 тысяч учеников перейдут из начальной школы в среднюю, не умея просто читать.
Работа здравоохранения в Великобритании - это отдельная тема.
Со слов бывших соотечественников, проживающих в Великобритании, многие уже знают, что в первые месяцы эпидемии индивидуальная медицина показала полную несостоятельность. Все врачи были брошены на борьбу с COVID-19 и ходить по обычным вызовам было практически некому. Однако, сейчас всплывают всё более ужасающие подробности.,
Комиссия по качеству медицинской помощи Великобритании установила, что 34% медработников не производили сердечно-легочную реанимацию инвалидам, с признаками COVID-19, если не удавалось обнаружить их родственников и получить разрешение. Такая ситуация была даже в домах престарелых, и тут прослеживается связь с тем, что с января по ноябрь 2020 года трое из пяти умерших от COVID-19 - это инвалиды.
Кроме того, в издании The Spectator появилась статья профессора медицины Оксфордского университета и директора Центра доказательной медицины - Карла Хенегана, о скрытых жертвах изоляции. Профессор рассказывает, что терапевты работают на грани возможностей и не могут оказать помощь всем нуждающимся. После начала пандемии количество смертей среди диабетиков выросло на 28 тысяч, у людей с сердечными заболеваниями на 17 тысяч, с деменцией и болезнью Альцгеймера на 22 тысячи человек.
Теперь же, как стало известно The Telegraph, чиновники от здравоохранения издали указание медработникам "отказаться от несущественной работы", чтобы сконцентрироваться на программе вакцинирования, в результате чего часть больных вновь останется без необходимой помощи. На текущий момент в стране, как минимум одну дозу вакцины получило 48% населения.
Вообще все действия британский чиновников, над своим населением, больше похожи на какой-то социальный эксперимент.
Издание The Telegraph узнало, что правительство Великобритании манипулировало общественным поведением. Оказывается, в начале пандемии научно-консультативная группа по чрезвычайным ситуациям подготовила для правительства документ, в котором указывалось, что "значительное число людей все еще не чувствуют для себя лично угрозы; возможно они вдохновлены низким уровнем смертности в их демографической группе, хотя уровень беспокойства может расти ... уровень восприятия личной угрозы должен быть увеличен." Один из источников издания заявил: "Британцы подверглись недооцененному психологическому эксперименту, не будучи уверенными в том, что происходит. Все это связано с попыткой направить поведение в том направлении, которое выбрала элита и не связано с тем, правильно ли это или этично.”
Газета Daily Mail выяснила, что в официальной статистике смертности от COVID-19 23% - это умершие, которые заразились, но причина их смерти вовсе не вирус, правительство просто нагнетало страх. Складывающаяся ситуация становится предметом серьёзного обсуждения.
Центральное издание The Times, в апреле, вышло со статьёй подзаголовок к которой звучит так: "Мы стали слишком увлечены тем, что нам говорят, что нужно делать, и должны выступить против будущих проверок и страха". "Меня беспокоит, что паспорт вакцинации навсегда вошел в нашу жизнь. Британия зарекомендовала себя не страной свободы, а податливых последователей правил и энергичных критиков непослушных." - пишет колумнист издания.
"Неужели мы настолько пристрастились к «сильному» правительству, которое дает нам разрешение пить кофе на скамейке или навещать умирающего любимого человека... Мы признаем, что наша свобода, наш доступ к общественным благам основывается на некоторой форме документа, который менее благосклонное правительство могло бы отобрать. Это серьёзное изменение в наших отношениях с государством. Как минимум, мы должны потребовать, чтобы вопрос паспорта вакцинации был полностью обсуждаем, и эти экстренные меры имели определенный срок действия." - делает вывод автор.
Роберт Дингуолл - профессор социологии Университета Ноттингем Трент и член нескольких правительственных консультативных групп написал статью для Daily Mail, в которой он говорит, что "Мы являемся свидетелями зарождения того, что вы могли бы назвать «государством биобезопасности», нового мира, в котором политики и ученые, которые их консультируют, решают, что подавление болезней более важно, чем человеческие свободы, которые мы считаем само собой разумеющимися... Пора премьер-министру и его советникам примириться с общественностью и признать, что определенный риск болезни и смерти - это цена, которую мы платим за нормальный образ жизни."
Все эти опасения далеко не напрасны. По заказу правительства академия гуманитарных и социальных наук Великобритании представила 172-страничный доклад долгосрочных социальных последствий COVID-19. В нем указано, что "Неспособность понять масштаб грядущих задач и внести изменения приведет к быстрому сползанию в сторону ухудшения общественного здоровья, более крайних форм неравенства и фрагментации национального единства. Вмешательство правительства, включая крупные инвестиции в общественные услуги, обязательно для устранения «глубокого социального ущерба», нанесенного или усугубляемого коронавирусом в таких областях, как экономика, психическое здоровье, общественное доверие и образование. С появлением вакцин и неизбежным прекращением карантина мы можем подумать, что влияние Covid-19 подходит к концу. Это было бы неправильно. Мы живем в десятилетие Covid: социальные, экономические и культурные последствия пандемии отбросят тень на будущее - возможно, более чем на десятилетие".
Поэтому не удивительно, что премьер-министр Великобритании - Борис Джонсон заявляет, что не вакцинация, а локдаун позволил стабилизировать ситуацию с распространением вируса в стране. "Люди, я думаю, не понимают, что именно блокировка была чрезвычайно важна для достижения этого улучшения в пандемии и в цифрах, которые мы видим. Итак, да, конечно, программа вакцинации помогла, но основная часть работы по снижению заболеваемости была проделана путем изоляции.” Вот, таким образом, подготавливается почва для нового локдауна.
Давно запланированная выдача паспортов вакцинации, штрафы за попытку выезда за границу, государственное приложение по отслеживанию контактов и COVID-патрули, заглядывающие в замочную скважину в поисках собраний граждан - это реалии сегодняшней Великобритании. Таким образом, происходящее ещё раз подтверждает, что описывая государственную машину постоянного контроля над людьми в романе-антиутопии "1984", Джордж Оруэлл брал за прообраз свою страну, а вовсе не СССР.
В тоже время, нужно отметить успехи государственной пропаганды, опрос проведённый The Sunday Times показывает, что 42% британцам локдаун понравился, это отчасти связано с тем, что государство оплачивало некоторым вынужденные отпуска из-за карантина. Тут вспоминается цитата другого писателя - Олдоса Хаксли из романа-антиутопии «О дивный новый мир»: "В тоталитарном государстве, по‑настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас