Дискуссия о необходимости перевода гражданской авиации на более экологически чистые виды топлива ведется давно. Однако зеленый водород слишком дорог, без правительственного протекционизма, по крайней мере, на первоначальном этапе авиакомпаниям переходить на такой вид топлива не выгодно. Однако именно с водородными двигателями связывают будущее современной авиации.Концепция FlyZero предусматривает сокращение выбросов углекислого газа от коммерческих перелетов. Правительство Соединенного королевства уже выделило 15 миллионов фунтов стерлингов (1,5 миллиарда рублей) на разработку и реализацию программы. Перспективный самолет, о котором идет речь, сможет пролететь более 10 тысяч километров на одном баке с жидким водородом. Получается, что 279 пассажиров смогут перелететь из Лондона в Сан-Франциско с одной лишь дозаправкой, при этом скорость и комфорт полета никак не будут отличаться от современных авиаперевозок, как утверждает разработчик. Реализация концепции, как заявляют в Институте аэрокосмических технологий Великобритании, произведет революцию в современном авиастроении. Однако использование экологически чистого водорода в качестве топлива может столкнуться с целым рядом проблем. Но если их решить, то новое поколение пассажирских самолетов сможет выйти на более высокую экономичность, чем современные самолеты. В Великобритании даже называют ориентировочные сроки: 2030-е годы. Именно к этому времени авиастроение достигнет такого уровня, что сможет поставить на поток производство самолетов, работающих на экологически чистом водородном топливе.Так как жидкий водород содержит гораздо меньше энергии, чем реактивное топливо, и его нужно хранить при температуре в минус 250 градусов, потребуются новые конструкции самолетов с крупными криогенными топливными баками. К примеру, концепция FlyZero среднего размера имеет криогенные топливные баки в фюзеляже и в двух выпуклых «щечных» баках под передней частью самолета. Самолет приводится в движение двумя турбовентиляторными двигателями, работающими на водороде. Британские инженеры утверждают: самолет заменит рейсы, на которые сегодня приходится 93% выбросов углерода в авиационной сфере.
Как отметил министр по делам бизнеса и энергетики Великобритании К.Квартенг, подобные проекты не просто определят будущее аэрокосмической отрасли, но покажут, что авиация без вредных выбросов в атмосферу возможна. Тем не менее, некоторые экологи считают, что и с новым самолетом не все гладко. Так, концептуальный самолет может выбрасывать большое количество парниковых газов, поскольку в любом случае будут выбрасываться в атмосферу оксиды азота и водяной пар. Кстати, над созданием собственных самолетов, способных летать на водороде, сейчас работает компания Airbus. В прошлом году она представила три проекта для различных целей, самым интересным среди которых была конструкция лайнера, вмещающего до 200 пассажиров. Не исключено, что и другие крупные игроки на рынке гражданской авиации в обозримом будущем попытаются представить собственные проекты самолетов, работающих на экологически чистом топливе. Тем более, к этому располагает экологическая и энергетическая политика стран Евросоюза, нацеленная на сокращение использования традиционных видов топлива во всех отраслях экономики.