Что будет интереснее, сама возможность столкновения двух систем на «нейтральной» территории или ее последствия, сказать пока сложно. Однако, почему-то не хочется сбрасывать со счетов такую вероятность.Да, сегодня НАТО делает заявления, что в замес на Украине ни ногой. Однако, стоит вспомнить, какие движения происходили в ноябре-декабре на той стороне границы Украины, в Польше, Румынии и так далее. Можно вспомнить и то, как российская сторона упорно вещала о маневрах на своей территории, и что на Украине все могут спать спокойно. Суть только в том, что сегодня говорить о каких-то там джентльменских соглашениях вообще не стоит. Это смешно после 1991 года, а уж после марта 2014-го и вообще выглядит несерьезно. Детский сад младшая группа мировой политики, не более того.Так что обещаниям сегодня веры нет ну совершенно никакой, поэтому сегодня Столтенберг сказал одно, а завтра его преемник скажет (а круче, если сразу сделает) совершенно другое. А потому вероятность столкновения сил НАТО и России на территории Украины есть. Возможно, она небольшая, но сказать, что слово североатлантических союзников по военному блоку тверже алмаза – это совсем для оптимистов.Кстати, в этом году известный нам Дэйв Маджумджар из «The National Interest» очень откровенно высказался на тему вероятного противостояния именно Су-35 и F-35.
Правда, старина Дэйв высказался в том плане, что ни Россия, ни Китай не смогут построить реальный воздушный флот из истребителей пятого поколения и использовать его. В отличие от США, понятное дело. Пятое поколение – это дорого как в постройке, таки в эксплуатации.А потому американским самолетам придется иметь дело с потомками Су-27 во всех вариациях, от самого «Фланкера» Су-27 до Су-35.Можно не сбрасывать со счетов F-15, F-16, F/A-18 всех модификаций, естественно, старые самолеты пойдут в бой первыми против не менее новых Су-27 и МиГ-29, но именно самолеты новейших конструкций станут бросаемыми на чашу весов камнями, способными переломить ситуацию в небе.
Американцы, как это странно не выглядит, но они не уверены в тотальном превосходстве F-35 над российским оппонентом. И на самом деле, так оно и есть, причем виной тому даже не боевые и летные характеристики самолетов, а элементарная тактика ведения боя.Здесь все очень даже понятно: F-35, пользуясь информационной поддержкой спутниковой группировки и самолетов ДРЛОиУ, опираясь на собственную малозаметность, должен будет первым обнаружить противника и нанести по нему удар.Требовать чего-то большего от истребителя-штурмовика (по Маджумджару) не стоит, тем более, использовать его в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе. Но ведь F-35 для этого и не предназначался, несмотря на то, что США позиционируют его (и рекламируют) как многоцелевой истребитель.
Впрочем, истреблять технику и иные цели на земле и воде – это тоже вполне нормальная работа для истребителя-бомбардировщика или истребителя-штурмовика.Потому если F-35 и встретится в небе с Су-35, то это будет совершенно не встреча равных противников, ставящих примерно одинаковые цели. F-35 будут идти к своим целям на земле, а Су-35 будут делать все возможное, чтобы цели остались нетронутыми.
Потому все, кто сегодня сравнивает F-35 и Су-35, делают это несколько некорректно. Самолеты различаются не столько по ЛТХ, сколько по тактике применения.Если мы начнем с тактики, то скорее всего, она будет выглядеть так: звено F-35 будет идти максимально скрытно, не используя свои РЛС на полную мощность, а вести звено будет самолет ДРЛОиУ или спутники. В такой ситуации «дальновидение» будет на стороне американских самолетов, а потому у них будет шанс обнаружить Су-35 первыми.И дальше в ход пойдут AIM-9 или AIM-132? А вот нет. Увы, но в штатном боевом комплекте вооружения F-35 отсутствуют AIM-120D или европейские «Метеоры». У F-35 просто нет ракет большой дальности, а ракеты малой и средней дальности против Су-35, у которого есть Р-37 – простите, несерьезно.Если бы российский истребитель был слеп и глух, но его БРЛС вполне способна обнаружить F-35 ЗА пределами действия ракет последнего. Это весьма серьезный момент, поскольку таким образом получается некий паритет: F-35 видит своего противника, но до определенного момента ничего не может с ним сделать. А вот если Су-35 увидит F-35, то будет бифштекс. Возможно, с кровью.Да, малозаметность и прекрасные датчики – это сильная сторона F-35, которую пилоты просто обязаны реализовывать, но…Проще будет, обнаружив Су-35 с помощью любых средств наблюдения, звену F-35 просто сменить курс и, говоря простым языком, «свалить в туман», вызвав на подмогу F-22, F-15, в общем, кого угодно, кто попробует потягаться с Су-35.В целом, F-35 соответствует тактике ведения воздушной войны, при котором одна из воюющих сторон всеми силами старается завоевать превосходство в воздухе. Именно так можно минимизировать свои потери и максимально наносить ущерб противнику.
Для того, чтобы завоевать превосходство в воздухе, у ВВС США вроде бы есть самолеты, которые могут справиться с такой задачей. Все те же «Рапторы». Некоторый скептицизм в словах «вроде бы» и «могут», поскольку есть сомнения в том, что F-22 сможет стать тем фактором, который уберет Су-35 с пути F-35. Но это вообще отдельный разговор.Вся проблема в том, что, как мы уже могли убедиться на недавних примерах, реализация планов и оптимальных решений – это далеко не всегда возможно на войне.Если рассматривать гипотетическую ситуацию в небе Украины, то там получится паритет. Территория Украины станет ареной, а работать обе стороны будут с аэродромов вне украинской территории. Российские – со своих (что сейчас и происходит), представители НАТО – с румынских или польских.На всех территориях имеются радары, которые прекрасно просматривают почти всю территорию Украины. Позволю себе выразить мнение, что наши РЛС справляются с задачей немного лучше, чем румыны или поляки. Западная часть Украины будет под более качественным контролем со стороны НАТО, восточная – с нашей стороны. Спутниковая группировка – это наша головная боль. Спутников у американцев и европейцев больше, о качестве судить не стану по причине того, что информация просто отсутствует, но в самой роскошной сети есть дыры и пробелы. Это факт.Потому в плане наблюдения можно сказать, что стороны будут равны.Естественно, есть такие вещи, которые мешают работе систем наблюдения. Да, не всех, но они есть. Комплексы радиоэлектронной борьбы - это одна из составляющих воздушной войны, поскольку слепой самолет – не оружие. Здесь преимущество у России, поскольку те комплексы РЭБ, которые российская сторона может выставить на борьбу с летательными аппаратами – это большой камень на чаше весов. И дело совсем не в перехваленных «Красухах», есть более эффективные станции, способные значительно затруднить работу авиации противника.В условиях, когда все видят всех, а исключением может стать «серая зона» в центральной части Украины, F-35 теряет многие свои полезные свойства. Конечно, более точное наведение от самолетов ДРЛО – это хорошо, но, если тебя видят радары противника, толку от этого мало.Кроме того, в реально войне все идет не так. Потому вполне возможен и такой расклад, при котором пилоты F-35 должны будут рассчитывать только на себя. Согласитесь, это нормальная ситуация на войне, когда кто-то орет, требуя поддержки, а кто-то выше по служебной лестнице, этой помощи не дает. Американцы считают, что в такой ситуации пилоты F-35 должны просто брать и использовать сильные стороны своих самолетов и не позволять пилотам противника использовать слабые стороны F-35. То есть, F-35 должен максимально скрытно дойти до цели и поразить ее, а если и придется сражаться, то делать это из-за границы видимости.
Учитывая некоторые особенности F-35, а именно его откровенно небольшую скорость, то здесь обещают проблемы. Бесфорсажная крейсерская скорость у F-35 всего 850 км/ч. Максимальная на форсаже – 1,6М или 1930 км/ч. Су-35 в бесфорсажном режиме выдает 1300-1400 км/ч, а на форсаже 2,3М или 2500 км/ч.Такая большая разница в скорости говорит о том, что безопасно убраться из района обнаружения шансов у F-35 откровенно маловато. Особенно если его будут видеть радары что в воздухе, что на земле.Плюс на малых и средних дистанциях (а именно на них работают ракеты F-35) американский самолет не обладает приличной для боя маневренностью, в то время как для Су-35 это норма. Да, сегодня многие говорят о том, что современный воздушный бой – это бой на дальних дистанциях. У кого лучше системы обнаружения и более цепкие ракеты – тот и победит. И про маневренность можно забыть.Правда, сами американцы признают (оружейный эксперт Билл Свифтман), что их AIM-9X запросто можно сбить с толку динамичным маневрированием, и чем активнее может маневрировать самолет в бою, тем сильнее уменьшается дальность уверенного пуска ракет по нему.Получается неприятный момент: для уничтожения Су-35, F-35 должен подойти ближе, на дистанцию уверенного пуска ракет хотя бы средней дальности. Тем самым все преимущества в скрытности нивелируются довольно мощным и очень удачным по мнению многих мировых экспертов радаром Н035 «Ирбис», который в связке с ракетами Р-37 вообще может не дать шансов F-35 на атаку.Удача? Возможно, этот фактор и играет определенную роль в современном воздушном бою, но все-таки лучше рассчитывать именно на дальнобойность радаров и ракет. Потому что самый «невидимый» самолет рано или поздно сверкнет в лучах радаров. И для пилота F-35 будет очень прискорбно, если это будет «Ирбис» нашего Су-35.В чем суть американской тактики воздушного боя? Всего три принципа: «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». В принципе, ничего нового. Но вот с реализацией теперь могут быть проблемы. Точнее, с появлением на арене Су-35, тактику нужно будет пересматривать.Роль охотника в гипотетическом воздушном бою будет играть Су-35.
Да, у него не так роскошно со скрытностью, но ракеты Р-37М с дальностью полета в 400 км – это неоспоримое преимущество. 4 ракеты Р-37М и 8 ракет Р-77 средней дальности могут перекрыть весь мыслимый диапазон, превратив F-35 в жертву, способную огрызнуться. Да, огрызнуться хорошо, AIM-120 позволяют это сделать, но на дистанцию уверенного пуска в 100 км надо еще подойти. Учитывая, что 300 км придется идти под прицелом Р-37М. Не самое приятное и весьма волнительное дело.Лотерея воздушного боя – это очень и очень хрупкое построение.Но самое неприятное то, что как раз в «собачьей свалке», или, как ее сейчас называют американцы, «knife fight», лучшим переводом термина является русское слово «поножовщина», преимущество абсолютно на стороне Су-35.Сверхманевренность Су-35, его способность к разворотам, «кобрам», «блинчикам» дает ему преимущество именно в «поножовщине». Пушка, ракеты, маневр – и у F-35 проблемы. Способность летать на минимальных скоростях, мгновенно разгоняться до сверхзвука, все эти суперманевры дают преимущество Су-35 в динамическом бою.
Ближний бой – не для F-35. Это вотчина Су-35.Чем дальше мы смотрим на все эти анализы и отчеты о боевом применении, тем все сильнее тает образ истребителя пятого поколения F-35. «Лайтнинг-2» - это не истребитель. Слишком медленный, слишком «тугой» в плане разгона и набора высоты, с небольшим количеством ракет и весьма приличными бомбами – образ, скорее для бомбардировщика, чем для истребителя. Плюс малозаметность, возведенная в ранг.Так что да, F-35 – это бомбардировщик с возможностью отбиться от истребителей противника при определенной доле удачи. Делающий ставку не столько на скорость, маневр и оружие, сколько на скрытность и незаметность.Конечно, в американском командовании дураков нет и ставить задачи по завоеванию превосходства в воздухе перед пилотами F-35 никто не будет. Для этого есть F-15 и F-22. И именно с ними и придется иметь дело российскому охотнику Су-35.Определенно, тот случай, когда самолет пятого поколения не будет иметь никаких преимуществ перед самолетом 4++. Если бы противостояние происходило в Сирии, Афганистане, Африке, где просто нет такого количества работающих РЛС, как в Европе, то да, F-35 был бы король внезапных ударов.Но противостояние, пусть и гипотетически, будет на территории страны, которая вся находится в поле зрения сотен РЛС, и в таких условиях реализовать преимущество в малозаметности будет непросто.На заре своего появления эти самолеты получили прозвища «самолеты-невидимки». Шли годы, и по мере «взросления» радаров самолеты все больше становились видимы для лучей радаров. И сегодня их правильно называют всего лишь малозаметными, поскольку ни покрытия, ни рассеиватели, ни новые формы – ничто не сделало самолеты невидимками.В этом плане аэродинамические формы Су-35, рассчитанные на маневрирование, не дают преимуществ в скрытности, зато они прекрасно подходят для «поножовщины». И в нашем случае самолет четвертого поколения способен стать палачом для самолета пятого поколения. И не потому, что это наш самолет, а жертва – американский. Просто Су-35 изначально ориентирован на то, чтобы реализовать принцип «найти, догнать, убить». А F-35 на то, чтобы максимально незаметно подкрасться к цели и уничтожить ее бомбами или ракетами.Потому малозаметный небольшой (а ведь F-35 реально меньше Су-35С) бомбардировщик заранее обречен стать жертвой истребителя-охотника, которым является Су-35С. И в этом нет ничего сверхъестественного, это нормальный расклад в дуэте «истребитель - бомбардировщик».В итоге противостояния не получилось. В конце концов, многое еще зависит и от пилота. То, что у опытного летуна на F-35 есть шанс проскочить незамеченным и поразить цель практически в любой стране мира – что есть, то есть. То, что если пилот Су-35С обнаружит «Молнию», у F-35 будет очень немного шансов вернуться назад – это тоже факт.Просто у каждого самолета свой круг задач, которые он может эффективно решить.