The Washington Post
Вашингтон пост опубликовал сообщение о том, что Иран начал поставку первой партии беспилотников в Россию, что подчеркивает углубление связей между Москвой и Тегераном.
По данным разведки, собранным американскими и другими шпионскими агентствами, 19 августа из Ирана вылетели транспортные самолеты, перевозящие по меньшей мере два типа беспилотных летательных аппаратов, способных нести боеприпасы для атак на радары, артиллерию и другие военные цели.
Но хотя это оружие может значительно усилить военные действия России против Украины, его передача была омрачена техническими проблемами, заявили в интервью представители служб безопасности США и союзных правительств. По словам чиновников, в ходе первых испытаний, проведенных русскими, иранские беспилотники столкнулись с многочисленными сбоями.
Первоначально намечена поставка в Москву беспилотников серий Shahed, Shahed-129 и Shahed-191, а также Mohajer-6. Все они считаются одними из лучших иранских военных беспилотников, предназначенных как для атак, так и для наблюдения. Предположительно, это является первой частью запланированной передачи сотен иранских БПЛА различных типов.
Как считают в Вашингтон Пост, прибытие иранских беспилотников может помочь заполнить важнейший пробел в военной кампании России в Украине. У России, имеющей от 1 500 до 2 000 военных разведывательных БПЛА, относительно мало ударных беспилотников, способных наносить точные удары по целям в глубине вражеской территории. Украина, напротив, использует боевые БПЛА турецкого производства для нанесения разрушительных ударов по российской бронетехнике, грузовикам и артиллерии с первых недель конфликта.
Иран продемонстрировал способность проводить атаки беспилотников "роем" - с участием нескольких беспилотников-смертников, направленных на одну цель - и западные правительства будут внимательно следить за тем, смогут ли иранские БПЛА проводить такие операции на поле боя, где идет ожесточенная борьба.
По словам экспертов, для России конфликт в Украине показал, что страна не смогла разработать линейку боевых беспилотников, аналогичных тем, которые использовались Соединенными Штатами в течение двух десятилетий. "Они понимают, что эти беспилотники были нужны им вчера в больших количествах" - говорит Сэм Бендетт, военный аналитик по россии из исследовательской группы CNA.
И у России есть только две страны, к которым она может обратиться, чтобы "заполнить пробел в возможностях" боевых беспилотников: Китай и Иран. Но Китай глубоко втянут в глобальную цепочку поставок и не хочет поставлять боевые БПЛА, потому что это, вероятно, повлечет за собой санкции США, сказал он.
Остается Иран, который не подвержен такому же воздействию, "на что и ориентируются русские", - сказал Бендетт. "Иран также является союзником России. Так что это единственный реальный выбор, который остался. Иран представляет собой очень интересный случай наличия отечественной промышленности, которая выросла в условиях санкций. И она представляет собой достаточно мощный потенциал".
По словам Роба А. Ли, эксперта по российским вооруженным силам и старшего научного сотрудника Института исследований внешней политики, дальнобойная артиллерия, поставленная НАТО, например, гаубицы M777, способные запускать снаряды с точным наведением, также усугубляет проблему, стоящую перед Россией.
По словам аналитиков, хотя Россия, очевидно, стремится увеличить внутреннее производство таких беспилотников, ей мешают западные санкции и экспортный контроль, которые остановили поток полупроводниковых чипов, необходимых для производства такого оружия.
"Они полагаются на черный рынок, но потребности огромны", — сказал Альперович. "Чипы нужны для всего - от ракет с точным наведением до самолетов и танков, не говоря уже о невоенных товарах в их собственной промышленности. Так что в России есть большой спрос на чипы, и если Россия сможет закупать полностью готовые беспилотники в Иране, ей не придется использовать свои драгоценные запасы чипов на черном рынке для производства собственных беспилотников".
Аналитики говорят, что передача иранских беспилотников вряд ли повлияет на текущие ядерные переговоры между Ираном и мировыми державами, которые идут по отдельному треку и преследуют другую цель: ликвидировать способность Ирана быстро создать ядерную бомбу. Но дальнейшее укрепление военных связей между Ираном и Россией само по себе является тревожным событием для Соединенных Штатов и их союзников, говорят эксперты.