Сегодняшний материал будет несколько необычным. Это, по сути, фоторассказ о переменах, которые совершались у меня на глазах в моем родном городе. Понятно, что примеры отрывочны, но показать их все – физически невозможно. Многие перемены, увы, уже не увидишь – когда они совершались, я был дитя без фотоаппарата. Другие – у вас перед глазами. Но, что важно – перемены идут постоянно и… к лучшему. Независимо от того, совершались ли они в «святом СССР» или в «никуда не годной путинской России». Причем, трудно сказать, где этих самых перемен было больше и какого они свойства были и есть…
Итак, начнем с моего собственного дома. Его рисунок, сделанный по памяти, я как-то уже давал, но истина от повторения не тускнеет. Построен он был в 1882 году на улице Александровской, получившей свое название в конце 80-х годов XIX века в память о пензенском экс-губернаторе Василии Павловиче Александровском (1818–1878). В 1924 году улица Александровская переименована в Пролетарскую.
Но сейчас на том месте, где стоял мой дом, находится магазин товаров для строительства. Только один старый дом уцелел без изменений. Это дом, где жил мой товарищ детских игр Виктор. Дом внутри напоминал кроличью нору. А вот сегодня он выглядит просто ужасно. Но тем не менее в нем живут…Хорошо помню, что в моем раннем детстве, то есть году в 1959, асфальта на пешеходной части улицы не было. Были дощатые тротуары – доски, набитые на поперечные бревна, вросшие в землю. Где-то доски при ходьбе прогибались и пружинили под ногами. Весной под ними скапливалась вода и, когда женщины на них наступали, била фонтанчиками из глазков от сучков им прямо под юбки. Смотреть на это было очень забавно.
Потом «тротуары» убрали, и пешеходную часть подняли сантиметров на 20–30 – засыпали гравием и положили асфальт, а вынутую при этом землю побросали на газон, из-за чего он и сегодня выше уровня асфальта. Потом еще несколько раз асфальтировали проезжую часть, так что поднялась она, если не на метр, то уж на полметра точно. Ну, а все деревянные дома на улице снесли, один «дом Виктора» остался… Но улица Дзержинского была деревянной и заасфальтированной еще в 1974 году. Потому что в 1975 нам с женой приходилось по ней совершать ежедневные рейды на молочную кухню мимо «Стрелы» и было это очень… «напряжно», так как асфальтовая дорожка то и дело пересекалась канавами из частных домов, по которым из дворов на улицу текла вода. Потом, начиная с 1976 года, ее всю застроили пятиэтажными домами, так что теперь ходить в магазин «Стрела» (он и сейчас так называется!) одно удовольствие.
Дома напротив этих лабазов построили раньше, а вот снести «это» руки не дошли. Правда, там дальше (второй от угла на предыдущем фото) стоит дом Мейерхольда, где сегодня находится его музей.Центральный универмаг строили уже при мне, то есть я помню, как это было, и ходил смотреть, как он строится. А строился он вот так, целиком из кирпича, включая даже колонны! Построен он был в 1961 году.
В городе имели место три значительные волны перемен в области застройки. Конца 50-х – начала 60-х годов. Появилось много безликих пятиэтажных «хрущевок» и монументальные здания центрального универмага, ОК КПСС, ну и ряд зданий им под стать. Затем после 1967 года началось строительство девятиэтажных домов и продолжилось строительство пятиэтажных – «брежневок». В 80-е строили, но мало. В 90-е… совсем мало. Наконец, после 2000 года в городе идет массовое строительство жилых домов, как в центре, так и на окраинах. Причем это не безликие коробки, а оригинальные, красивые дома с облагороженными дворами. Построено заново либо восстановлено множество зданий культурного предназначения, возведены современные плавательные бассейны, филармония с органом, чего раньше никогда не было, а еще на берегу реки Суры вырос целый город «Спутник». И все это после 2000 года, то есть меньше чем за 20 лет… А теперь еще дошло дело и до реконструкции совсем уже старых и заброшенных зданий. В общем, столько, сколько выстроено у нас всего за эти годы, пожалуй, не было возведено за все предшествующее время, начиная с самого XVII века. Хотя это чисто визуальное впечатление. По метражу я, разумеется, не считал. Но даже чисто внешне здания прошлого и нынешние несравнимы – это небо и земля. И строятся, особенно из литого железобетона, очень быстро. Так что нам, пензенцам, по крайней мере, в области градостроительства ветер перемен принес очень много хорошего, и… продолжает приносить.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!