В настоящее время как-то подзабылось, что всего каких-то 15 лет назад Украина не имела собственного государственного гимна. Этот факт на протяжении двенадцати лет со дня обретения «незалежности» омрачал жизнь и сознание профессионально украинствующих, поскольку над Украиной продолжал тихо, но отчётливо звучать гимн Советской Украины.
Отсутствие «незалежной» государственной песенки стало своеобразной «родовой травмой», усугубляющей комплекс «меншовартости». Ибо в ельцинской России москали быстренько определили на роль государственного гимна вполне пригодную для этой роли «Патриотическую песню» Глинки, а с заступлением Путина на должность президента России «главный гимнописец» страны Сергей Михалков подправил слова мощного гимна СССР, приспособив его под новую Россию. Тогда как «стотысячелетнее государство» Украина путалось в аккордах и никак не могло отыскать в своих анналах какого-нибудь «Хай живе!», чтобы его можно было переложить на лепет бандур и цимбал.
Ситуацию усугубил и тот кошмарный факт, что объявленный в 2000 году конкурс на лучший проект украинского гимна, закончился бесславным провалом. «Самостийники», так ловко «отжимающие» собственность и выкачивающие последние соки из остатков советской инфраструктуры, оказались ни на что не способными в плане последовательного и кропотливого государственного строительства и умудрились облажаться даже в такой малости, как написание с нуля собственного гимна.
Таким образом, три года творческих истязаний свидомых дуп не родили ничего путёвого. С попсы и прочей «умца-умца» какой спрос? Как ни кривился «многовекторный» Кучма сотоварищи, а пришлось им лезть на антресоли, отряхивать пыль с паутиной и втюхивать обществу в качестве государственного гимна старые и умеренно талантливые вирши «шароварника» Чубинского на музыку Вербицкого «Ще не вмэрла», из всех достоинств которых была разве что антикварность. Каких-то широких общественных дебатов вокруг кандидата на гимн не проводилось: привыкшие обстряпывать государственные вопросы в узком кругу, кучмоиды и здесь всё порешали келейно.
Таким чином, 6 марта 2003 года в Верховной Раде Украины состоялось голосование, в результате которого «Щенэвмэрлу» благословили на роль государственного гимна 334 депутата. Против проголосовало 46 депутатов от КПУ и Социалистической партии Украины.
То, что украинские коммунисты и социалисты выступили против «твiра» Чубинского – Вербицкого, а верные кучмовцы с трудом скрывали своё кислое к нему отношение, объясняется достаточно просто.
Во-первых, зная историю вопроса, ежу понятно, что кандидат на украинский гимн сугубо вторичен и написан под явным влиянием польского «Марша Домбровского», начинающегося фразой «Еще польска не сгинела». Сложный выбор. Вот уже две с лишним пятилетки «свидомые» никак не могут выкорчевать русское-советское культурное наследие, а тут предложен широкий выбор из одной пародии на польский гимн.
Кроме того, несмотря на антикварность, за «Щенэвмэрлой» пустышкой не было героического прошлого, участия хоть в каких-то значимых с исторической точки зрения событий. «Твiр» тихо и по-кучмовски келейно гундела по углам немногочисленная украинствующая интеллигенция конца XIX – начала XX веков. Это вам не прогремевшие на весь мир «Интернационал» или «Марсельеза».
Во-вторых, и это признают даже более-менее адекватные украинствующие, «Щенэвмэрла» потрясающе уныла, не соответствует духу украинской пассионарности и годится разве что для исполнения на похоронах скончавшегося от пьянства сельского головы. Только ленивый не упражнялся в переделках «щеня вмэрла» и «сгинут наши твороженьки». Да и для казацкого роду как-то слишком лежебоко – сидеть и ждать, пока «твороженьки» сгинут подобно росе на солнце.
Сравнить «Щеню» с торжественным, мажорным, победным гимном УССР Тычины – Лебединца – ведь ни в какие ворота не лезет. Траурный марш Шопена – и тот звучит куда более оптимистично и жизнеутверждающе.
С другой стороны, нельзя не признать, что жалостливая песнь в качестве государственного гимна, очень неплохо укладывается в упорно культивируемые комплексы виктимности и терпильства селюкового украинства, когда эпические саги об античных походах против легионов Цезаря и выкопанных морях древних укров легко сожительствуют со списками бесчисленных обид и притеснений, причиненных нации клятыми москалями, начиная с эозоя, когда юная жизнь на Земле роилась комочками протоплазмы в тёплых лужицах питательного протобульона.
В-третьих, «Щенэвмэрла» исторически имеет тяжёлую судьбу. И это даже не какие-то там гонения царизма на «самостийников», выбравших «Щеню» в качестве оратории в честь «видродження нации», а то, как обстояли дела с произведением за недолгую и позорную историю «территории без государства» УНР. «Щеня», вроде бы, и была гимном УНР, а вроде бы и нет, поскольку до законодательного утверждения дело так и не дошло. А кроме того, в раздираемом противоречиями искусственном квазигосударстве, каждая фракция «самостийников» дудела в качестве гимна своё местечковое «гiмно».
Или того хуже. «Щеню» назначили было гимном Карпатской Украины, да вот беда: Карпатская Украина стала одним их самых мимолётных квазигосударств, просуществовав ровно один день – с 15 по 16 марта 1939 года. Ну как тут не задуматься о делах кармических, злом роке и прочей метафизике?
Надо сказать, что следующие 10 лет после утверждения «Щени» в качестве государственного гимна Украины, какой-то особой любовью и популярностью в народе она не пользовалась. «Щеню» просто не замечали. Обычная судьба для снятой с дальней полки позаброшенной вещи, внезапно назначенной на роль национального символа за неимением лучшего.
При Януковиче раздавались слабые голоса отдельных эстетов от украинства, не удовлетворённых явной ущербностью украинского гимна, и в различных СМИ время от времени всплывали предложения поменять текст на что-то более светлое и оптимистичное, сохранив музыку гимна, ибо «мировому сообществу» пофигу слова, а Украине тошно жить с теми, что есть. Что и говорить, удружил Чубинский свидоменьким своими упадочными виршами.
Как водится, у депутатского корпуса отношение к гимну было «и так сойдёт», от чего возражения эстетов оставались гласом вопиющего в пустыне.
Но времена меняются. Поворотным пунктом в карьере «Щени» стал «Евромайдан» и последовавшие за ним драматические события. Как это часто бывает в истории, трагическое и смешное идут рука об руку. «Лыцари» «революции гiдности», опять же, за неимением ничего лучшего, использовали в качестве своего манифеста унылую и абсолютно непассионарную «Щеню», входившую в жуткий диссонанс с вакханалией майданных поджогов и погромов. Было чрезвычайно уморительно наблюдать, как толпы майдаунов, замершие в стойке суслика, чертовски серьёзно прикладывают лапки к груди и пять, десять, а то и пятнадцать раз кряду надрывным козлетоном исполняют «Щенэвмэрлу», а на счастливых мордасах, испятнанных копотью горелых покрышек, прочерчивают светлые дорожки патрыотычны сльози.
Так на свет народился термин «щенэвмэрлыки». Тогда же «Щеня» сделалась своеобразным тестом на «подлинное украинство». Вооружённые битами патрули майданных дегенератов ловили «латентных москалей и федералистов» и проверяли их на знание текста «писеньки», в котором был один слабо уловимый нюанс: начальную строчку гимна следовало петь «Ще нэ вмэрла Украины», а не «Украина», потому что следом шло «и слава, и воля». Посему, тест был краткий, и услышав, что Украина чуть ли не при смерти, испытуемый с большой вероятностью мог быть избит бандерлогами во славу умирающей. Не выучишь гимн добром – выучишь из-под палки. Европейская демократия и свобода, вы же понимаете…
За последние три года, прошедшие в тяготах и лишениях, патрыотычный угар «громадян» в значительной мере выдохся, хотя пароксизмы гимнопения у отдельных, не растративших силы индивидов, изредка, но случаются. Пожалуй, одним из последних всплесков «гiмнофилии» следует считать случай 2015 года, когда общеукраинская газета «Вести» (та, что вместе со свежеприхлопнутым радио «Вести» давно не знает – как половчее лизнуть властям, чтобы только остаться на плаву) из лучших патрыотычных соображений запустила в массы жареную крякву о том, что «Центр всемирного наследия ЮНЕСКО признал гимн Украины лучшим в мире среди гимнов 193 стран».
Прогиб не засчитали. Газета «Вести», отводя от себя немилость хунтарей, невольно подкинула режиму Порошенко небольшую, но очень упитанную свинью: ЮНЕСКО в ответ разразилась официальным заявлением в СМИ, что никаких спевок и смотров их организация не устраивала, призовых мест не раздавала и украинский гимн всемирным наследием не считает. Конфуз удался на славу. Осерчавшие на невольную подставу услужливых медийных дураков, хунтяры и рагули громогласно обвинили газету «Вести» в «пророссийской пропаганде» и тому подобных грехах, продолжив и дальше травлю медиахолдинга и входящих в него изданий.
Вобщем, время показало, что для связки «Украина – гимн» действует правило капитана Врунгеля «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», да и для насквозь искусственной и раздираемой внутренними конфликтами государства-неудачника, пожалуй, лучшего государственного гимна, чем «Щеня вмэрла» не найти. Они были созданы друг для друга даже когда не подозревали об этом. С праздником унылого государственного гiмна, щенэвмэрлыки!
Александр Ростовцев