Визит турецкого «недосултана»
На начинающейся неделе в Россию приезжает с официальным визитом Эрдоган. Казалось бы, обычное событие, такого рода встречи проходят по нескольку раз в год и как правило не заканчиваются чем-то оглушительно громким. Просто статус-кво и ничего более. Но в этот раз визит сопровождают весьма громкие заявления и крайне серьезная подготовка с обеих сторон.
В качестве основной темы для переговоров называют ситуацию в Идлибе, части Сирии уже на протяжении достаточно долгого времени являющейся «заповедником террористов», разделенным между различными группировками разной степени людоедистости.
России данная ситуация крайне не нравится, тем более, что в обозримой перспективе вырисовывается возможность полной очистки Сирии от террористических очагов. Только что проведены успешные действия по демилитаризации южной провинции Дераа, в рамках переговоров с США назревает выход американского контингента из Сирии (после успешного бегства американских войск из Афганистана на очереди Ирак и соответственно Сирия), в других частях страны постепенно налаживается мирная жизнь, отстраивается экономика, государственные органы входят в привычный ритм работы. Турецкий контроль над Идлибом, Африном, районом города Рака и частью территорий за рекой Евфрат остаются самыми главными бастионами антиправительственных сил в Сирии. А занчит наведение там порядка обязательно.
Россия уже говорила о том, что в перспективе видит Сирию в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и видимо и в структурах ЕАЭС. И турецкие анклавы ни правительству Сирии, ни российским властям не нужны. Тем более, что гуманитарную составляющую, а именно защиту туркоманского населения в Идлибе Россия вполне может взять на себя.
Турция против перспектив покинуть Сирию пытается уйти, считая свое присутствие необходимым. Как следствие заявления и действия, которые при любых обстоятельствах не могут быть рассмотрены как дружественные. Однако приходить к какому-то решению по Сирии необходимо, воевать ни Турция, ни Россия не намерены, но и оставлять вечным нарывом террористический Идлиб позволять нельзя.
На этом фоне начнутся переговоры, которые вероятнее всего не увенчаются окончательным успехом, однако, вероятно, подвигнут стороны к действиям в обозримой перспективе решающим проблему Идлиба. Пока же рассмотрим подготовку к встрече и те вероятные последствия, которые могут произойти вследствие этой встречи и принимаемых на ней решений.
Турция напрягает
На протяжении последних недель Турция активно пыталась создать атмосферу напряжения перед грядущими переговорами, обеспечивая себе таким образом более удобные плацдармы для отстаивания своей позиции – заморозить тему Идлиба до лучших времен. И увеличившаяся террористическая активность лишь один из фрагментов активности Турции.
Что собственно делает Турция? На самом деле широкой общественностью был услышан только один турецкий ход – громкое непризнание результатов выборов в Госдуму в Крыму и заявления о том, что считают присоединение Крыма к России аннексией. Тут Турция мало чем удивила. На протяжении последних лет их позиция по Крыму не менялась, что, однако не мешало более-менее конструктивному диалогу между Россией и Турцией. Однако одно дело тихо и незаметно не признавать, а другое заявлять об этом с трибуны Генассамблеи ООН. Это откровенный вызов.
Вторым ходом стала международная активность Анкары в части попыток проведения совместных с Азербайджаном и Пакистаном учений, активности представительства в Косово, и даже попыток укрепиться в Судане провоцируя там гражданские протесты и вроде как имея сопричастность к неудачной попытке государственного переворота. Да и контакты Анкары в поставках вооружения не могла не досаждать Кремлю.
Третьим можно назвать ряд заявлений. Которые, казалось бы, не имеют отношения к росийско-турецким отношениям, однако на деле сопряжены с ними. Так, например, заявление одного из руководителей талибов в Афганистане о том, что якобы Таджикистан вмешивается во внутренние дела Афганистана и что это не останется без ответа (скрытый намек на поддержку таджикской оппозиции в Афганистане) собственно турецкий выпад против России. Все просто. Россия – гарант безопасности Таджикистана (201 военная база) в случае, если в республике начнется война будет вынуждена вступить в эту войну на стороне официального Душанбе. При этом, наверняка, талибы делали такое заявление не самостоятельно, а под влиянием пакистанской разведки, которая активно сотрудничает с Талибаном. Разумеется, Талибан сейчас не будет активизировать процесс конфронтации на севере, им это самим сейчас не нужно. Но заявление сделано и вызовет вполне определенную реакцию в Москве.
Так что Турция провела прекрасную подготовку к встрече Эрдогана и Путина, обеспечив целый ворох тем, помимо Идлиба, которые возможно могла бы поднять и предложить разрешить с наименьшими для Кремля потерями и сложностями. Да, зачастую это «продажа слона», который кремлю не нужен, но это ведь переговоры …
Дальше лучше. Россия отвечает
Россия, судя по ответной реакции на турецкие вызовы намерена на начинающихся переговорах добиться большого прогресса. По крайней мере иначе российскую активность в части подготовки к визиту объяснить было бы нельзя. Тут правда могут сказать, «но Песков ведь сказал … » о том, что отношения Анкары и Москвы и рабочие и т.д. На это Путин уже как-то отвечал, и повторятся не хочется.
Что же предпринимает Москва? Совокупность реальных и ритуальных действий с одной целью – решить проблему Идлиба. Для начала скажем, что Москва очень интересно формулирует тему встречи «выполнение Турцией обязательств по борьбе с терроризмом в Идлибе». А выполнения как такового нет. От слова совсем. Боевики прекрасно себя чувствуют в провинции. Периодически отстреливают друг друга, а потом лечатся в Турции и все как один ненавидят Асада. Сам вопрос поставлен Москвой критично и в неудобной для Турции проекции, предполагающей как минимум увеличение роли России в ликвидации терроризма в Идлибе. Дабы такой вопрос не казался голословным вот уже который день российские ВКС осуществляют точечные (но масштабные) удары по позициям боевиков в Идлибе. На вопрос Анкары «какие такие террористы» Москва сможет ответить «те самые которых мы в последние дни накрывали ударами».
Другой плоскостью стала международная активность Москвы. Как минимум в двух точках происходящие действия могут быть связаны с российско-турецкими отношениями.
Первая, это заявление о том, что в Мали начнут работу российские ЧВК. Не секрет, что Турция в недалеком прошлом пыталась проявить активность в этой стране и вроде бы даже поддерживала переворот там. Появление в стране российских ЧВК могут существенно сократить число турецких агентов и лиц, сотрудничающих с Турцией.
Второе – ситуация на границе Косово и Сербии. Белград недоволен позицией властей Косово, дискриминирующих сербское население края. И выдвинут к границе военную технику, танки и боевую авиацию. Есть вероятность ввода сербских сил в район Сербской Митровицы в Косово. Без поддержки Кремля в таком решительном шаге официальный Белград вряд ли бы сам отважился на проявление такой активности. В свою очередь официальная Анкара давно и основательно поддерживает правящий режим Приштины. Активность Сербии для Турции открывает негативные перспективы, а разрешить кризис может как раз Москва.
Ну и в завершение, чтобы уж совершенно ни у кого не возникало вопросов о том, а почему мы не отвечаем Турции ритуальное заявление об обнаружении очередного нарушения в поставляемых из Турции помидорах. И тут все уж вспомнят фразу «помидорами не отделаетесь» произнесенную когда-то Путиным.
Почему момент ключевой?
Хорошо, мы прекрасно видим, что обе стороны и российская, и турецкая готовятся к переговорам, создают друг для друга болезненные и неудобные ситуации, пытаются переиграть друг друга в будущем переговорном процессе. Но почему именно сейчас стало так актуально решать проблемы Идлиба? Ведь несколько лет ведь ситуация была заморожена?
Ответ достаточно прост. Именно сейчас сложилась наиболее удобная ситуация для решения проблемы восстановления контроля властями Сирии над всей территорией страны. Причины три. Внутрироссийская, сирийская и международная.
Внутрироссийская причина очень проста. Россия завершила на мажорной ноте очередной политический цикл и не начала еще период активности. А это значит, что Кремль может сосредоточить силы именно на данном направлении. Во-первых, в России завершились выборы в Госдуму, парламент стабилен, будет работать как надо. Ни с утверждением бюджета, ни с другими вещами проблем не возникнет. Точно также, как и с персоналиями нового правительства России, которое будут утверждать в середине октября. Цикл же реформ начнется частично с ноября этого года, а частично с января следующего. Значит время есть.
Сирийский кейс так же очевиден. Асад избран на новый срок в качестве президента Сирии. Он совершил очередной визит в Россию и очевидно, что там обсуждался не урожай апельсинов в Латакии. В Дераа боевики сдают оружие под контролем российских миротворцев (центр по примирению), а король Иордании с Москвой решает вопросы беженцев до сих пол остающихся в Иордании. Еще никогда ситуация в Сирии не была так стабильна. И этим нудно пользоваться.
Международный фон. А он на самом деле наиболее благоприятен для любых продвижений по Сирии. Сейчас, если откровенно ни один из зарубежных участников не будет проявлять в Сирии активность, потому что занят. У США сейчас утверждение бюджета и угроза дефолта, кроме того очередной раунд противостояния с Китаем и начало нового раунда переговоров с Россией (о чем, кстати, недавно говорил Лавров). Да и выход из Ирака и Сирии соответственно для США остаются достаточно важными задачами.
Арабский мир практически признал законность правительства Асада, по крайней мере начал восстанавливать дипломатические отношения. Им может не нравится укрепление в Сирии России, или устойчивость Асада, но уж точно им не может нравится активность Турции, которая естественный враг для Саудовской Аравии и не такой уж и друг для всех остальных.
В Германии выборы и дележка портфелей в кабинете министров, во Франции национальное унижение от срыва контрактов на поставку подлодок в Австралию и от вышвыривания их из Мали (да и просто нет сил для того, чтобы серьезно навредить в Сирии), в Великобритании продовольственный и топливный кризис, что тоже не прибавляет баллов на международной арене. Вот и оказывается, что вмешаться в диалог Москвы и Анкары просто некому. Стороны один на один друг с другом.
И вот на этом фоне в ближайшие дни начнутся переговоры между двумя странами. Попробуем предположить, чем же они могут завершиться?
Потенциальные итоги переговоров
Так чем же завершатся переговоры Путина и Эрогана по Идлибу? Вопрос с одной стороны не корректный (хочешь рассмешить Бога, расскажи о планах на будущее), а с другой стороны очевидный. Он завершится чем-то средним между позицией Москвы и Анкары.
Позиция Анкары крайне проста – оставить в Идлибе и других подконтрольных Турции территориях Сирии всё как есть и не бомбить. Позиция Москвы тоже предельно проста – Идлиб оставаться рассадником терроризма не может, и его пора возвращать в лоно политических процессов, происходящих в Сирии (а это значит, никакой турецкой оккупации). Как мы прекрасно понимаем ни тот вариант ни другой сейчас не реализуемы. Для Эрдогана уйти из Сирии будет огромным политическим ударом, который аукнется на фоне экономических сложностей во внутренней политике. Так что Эрдоган будет сопротивляться до последнего, убеждая Путина в необходимости сохранения турецкого присутствия в Сирии.
При этом, и Москва отступать не намерена. Более благоприятного окна возможностей вероятно не представится, а проблему терроризма решать нужно. Однако и идти на крайнюю конфронтацию с Турцией в Кремле, очевидно, не желают. Тем более, что Эрдоган. Как возмутитель спокойствия выгоден Кремлю на других фронтах. И в этом случае, очевидным решением должен стать некий вариант, позволяющий с одной стороны сепарировать террористов от мирных жителей и сделать процесс ликвидации террористических группировок действенным и эффективным. В таком случае, можно говорить, например, о том, чтобы российские миротворцы и вероятно даже сирийская армия были включена в процесс ликвидации терроризма в Идлибе.
Как этого добиться? Во-первых, механизмом экстренного реагированием Анкары на запросы Дамаска по выявленным очагам террористической опасности с верификацией результатов реагирования. Это требование вполне справедливое и позволяющее точно определять работает ли Анкара по ликвидации террористической угрозы или нет.
Во-вторых, распространить механизм наблюдательных патрулей не только на линию разграничения, а на всю территорию Сирии, находящуюся под турецким контролем. Как показала практика линия разграничения стала сравнительно безопасной, а вот в самом Идлибе процветает терроризм.
В-третьих, давно пора вернуть сирийских пограничников на сирийско-турецкую границу. Как минимум это будет знаком территориальной целостности, как максимум заслоном против проникновения на территорию страны вооружения и иностранных боевиков, особенно, если на этих же постах будут стоять и российские наблюдатели.
При этом, все прекрасно понимают, что выдерживать даже такой статус-кво можно будет только до момента присутствия в Сирии США. После этого, Турция обязательно попытается кинуться на ранее занятые американцами территории, что не нужно ни официальному Дамаску, ни России. А это значит, что кризис должен быть разрешен быстро. Вряд ли в запасе более полугода.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!