Украина по праву лидирует среди бывших союзных республик как самая обласканная и самая неблагодарная
Украинская ССР, провозглашенная в 1919-м, со дня подписания ею договора об СССР 30 декабря 1922 года стала самой заметной среди союзных республик как по географии, так и вскоре по социально-экономическому развитию, значась первой на всех совещаниях в ЦК партии и в правительстве. Выходцы с Украины зачастую становились руководящими деятелями страны. Троцкий, Луначарский, Зиновьев, Каганович, Хрущев, Шелест, Щербицкий, Малиновский, Гречко, Брежнев, Подгорный, Полянский, Кириленко, Кириченко – далеко не полный список.
Справка ЦРУ (1976 год) о социально-экономических трендах в ряде союзных республик объективно отразила реальную картину: «Получив значительную территорию из рук Москвы, Украина вскоре стала индустриальной и аграрной «визитной карточкой» СССР. Москва вкладывала и вкладывает колоссальные средства во все сферы экономики, в культуру, здравоохранение, образование, науку, в социальное обустройство Украины. Именно там сосредоточены многие основные в стране военные предприятия, металлургические, машино- и станокостроительные, судоремонтные, трубопрокатные заводы, предприятия электротехнической, химической, пищевой, текстильной отрасли, морские порты. Соответственно остается высоким уровень представленности украинцев в руководящих структурах СССР».
По имеющимся данным, совокупные капвложения и различные субсидии союзного центра для Украины за весь советский период превысили в текущих ценах 900 миллиардов долларов. То есть в полной мере был реализован тезис Сталина 1932 года: «Украина должна быть среди самых передовых союзных республик. Денег и других средств на это не жалеть».
Территория Украины, как и Казахстана («Алма-Ата – столица СССР, последний шанс Советского Союза»), стала рекордно обширной за счет сопредельных российских районов и областей. А в 1939, 1940 и 1954 годах республика пополнилась экс-юго-восточной Польшей, экс-румынской южной Бессарабией и российским Крымом. В начале 30-х почти все переданные российские территории по настоянию Сталина были возвращены в РСФСР. Что было компенсировано упомянутыми приращениями 1939–1954 годов. Крым вернулся в Россию только в 2014-м.
Уже к 1941 году мощности украинской промышленности выросли в сравнении с 1913-м (в сопоставимых границах) в 7,5 раза, составив почти 20 процентов общесоюзных. В том числе производство в тяжелой индустрии увеличилось почти в 13 раз. Свыше 80 процентов всей украинской продукции, включая электроэнергию и продовольствие, к 1941 году выпускалось на мощностях, построенных в СССР. А показатели по вводу в действие дорог, жилья, объектов здравоохранения, образования, культуры, науки – и 1940 года, и тем более всех послевоенных советских лет – вообще несопоставимы с 1913-м.
За время Великой Отечественной до 90 процентов этого потенциала оказалось утрачено. Но за счет колоссальных союзных капвложений и дотаций экономика и социальная сфера республики были полностью восстановлены в кратчайший период. В этом участвовали свыше 400 предприятий и НИИ СССР, из них до 300 представляли РСФСР. А в разоренных войной регионах Российской Федерации восстановительный период затянулся до середины 60-х.
Уже к 1958 году по выплавке чугуна Украина обошла все страны Европы, а по производству его на душу населения стала первой в мире. Мощное развитие получила в УССР энергетика: за годы советской власти было построено более 20 средне- и высокомощных электростанций. К 1985 году на Украину приходилось почти 20 процентов общесоюзного производства электроэнергии. Украина также давала до трети объема сельскохозяйственной продукции СССР. Ее выпуск к 1986 году вырос в сравнении с 1913-м более чем в 80 раз.
В советский период Украинская ССР стала родиной популярных брендов. Так, в советских НИИ использовались микрокалькуляторы, произведенные на киевском заводе «Кристалл» (Б3-34, МК-54, МК-56, МК-61, МК-52). Это были современные на тот период вычислительные машины со множеством функций. В УССР был создан еще в конце 20-х первый советский зерноуборочный комбайн, с 1934 года выпускался первый отечественный фотоаппарат ФЭД. В каждом пятом советском доме были днепропетровские телевизоры «Весна» и «Весна-М», считавшиеся топовым товаром в магазинах электроники. Там же, в Днепропетровске, с 1956 года делали первые высокомощные пылесосы «Ракета». В 1963-м в УССР появился первый в СССР кухонный комбайн «Мрия».
Производство первых моделей семейного авто «Запорожец» освоено в конце 50-х, а самыми культовыми мопедами в послевоенном СССР были «Верховина» и «Карпаты», которые выпускались на львовском заводе. Высоким спросом пользовались магнитофоны «Весна», производимые на запорожском и киевском заводах с 1963–1964 годов. Самой популярной советской электробритвой считался «Харьков».
Около 80 процентов советского трубопроката – продукция восточноукраинских заводов. Что же касается советских экспортных нефте- и газопроводов, все более влиятельное в Кремле руководство Украины настояло в 60-х вопреки затратам и географии на прохождении этих трасс именно через УССР. Доходы от транзита углеводородов, частично оставляемые в распоряжении Киева, превысили за советский период 60 миллиардов долларов в пересчете на текущий курс. Очевидно, что после 1991 года зависимость РФ от этих артерий стала и геополитической, чем умело пользовались и в Киеве, и на Западе.
В настоящее время свыше 40 процентов советских производственных мощностей Украины бездействуют. В социально-бытовой, научной, медицинской сферах упадок в тех же пропорциях.
В годы Великой Отечественной каждый шестой боец Красной армии был украинцем. Республика потеряла в войне с фашизмом и от нацистского террора пятую часть населения: на фронте погибли 1,6 миллиона бойцов и партизан, около 3,5 миллиона – на оккупированной территории и в лагерях. Целенаправленным нацистским и оуновским террором были уничтожены почти четыре миллиона мирных граждан УССР.
Из 11 603 Героев Советского Союза военного периода 2021 – представитель советской Украины. В нацистских воинских частях и националистических формированиях, действовавших до середины 50-х, состояли свыше 80 тысяч украинцев, но 75 процентов из них были выходцами из западных областей, где оуновское движение, а затем подполье действовало наиболее активно.
Нынешние националистические тенденции в республике и ее руководстве наметились вскоре после смерти Сталина, это было связано в том числе с хрущевской реабилитацией и возвращением на родину оуновцев и их единомышленников. В конце 50-х начались теракты и провокации против русских, евреев, поляков, белорусов, молдаван, венгров, румын, проживающих на западе Украины, которые не прекращаются и поныне. С хрущевского времени многие из реабилитированных экс-оуновцев проникали в руководящие структуры УССР при попустительстве, а нередко содействии местных и центральных властей, включая органы госбезопасности. Достаточно сказать, что Хрущев планировал к 1964 году перевести столицу СССР в Киев. Очевидное следствие – победа русофобских, антироссийских политических движений вскоре после 1991-го («Плюс украинизация всей страны»). Первым этапом раскручивания советофобии стала пропаганда с 1988 года властями Украинской ССР пресловутого голодомора. Причем именно с антироссийским акцентом. Москва не реагировала, хотя могла по меньшей мере расставить точки над i. По официальным данным, подтверждаемым многими экспертами, вследствие беспрецедентной засухи почти по всему СССР на рубеже 20–30-х из умерших от голода и пропавших без вести на РСФСР приходится 50–55 процентов, на Украину – 20–25 процентов, на Казахстан – 10–12 процентов, на Белоруссию – 6–8 процентов. В УССР в те же годы из Зауралья, Западной Сибири, с северо-запада РСФСР, из Закавказья и Средней Азии были поставлены многие десятки тонн продовольствия и лекарств.
Переписка Сталина, Молотова и Кагановича начала 30-х свидетельствует о недовольстве работой Косиора и Чубаря, тогдашних руководителей Украины. Особенно их сопротивлением предложениям Москвы временно снизить для Украины обязательства по хлебо- и мясозаготовкам в связи с засухой и слабостью большинства местных колхозов. Планы на 1932–1933 годы по настоянию Сталина были скорректированы на 30–35 процентов в сторону уменьшения. А Косиора с Чубарем вскоре отозвали с Украины и расстреляли вместе с их протеже, тогдашним наркомом земледелия СССР Эпштейном. Но в 1955–1957 годах их реабилитировали по инициативе Хрущева, возглавлявшего Украину в конце 30-х и в 40-х. Тем самым реабилитировался голодомор и его очевидные последствия.
Нелишне напомнить также, что в 1947 году ЦК ВКП(б) в закрытом постановлении предписал не форсировать коллективизацию на Западной Украине, в Западной Белоруссии, Бессарабии и республиках Прибалтики. И неудивительно, что уже к концу 50-х частные хозяйства в этих регионах давали до трети местной товарной сельхозпродукции, а к концу 80-х – более 60 процентов.
Кроме того, в 1946 и 1949 годах Москва постановляла, что при ликвидации националистического подполья в присоединенных регионах запрещаются зачистки деревень и сел. До 600 советских офицеров и солдат, нарушивших эти приказы, были арестованы или разжалованы.
Словом, на Украине давно и коллективно пестовали сначала антисоветизм, а затем и русофобскую незалежность. Последствия для самой Украины и ее взаимоотношений с Россией общеизвестны.
Алексей Балиев, политолог
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас