Бывают в жизни огорченья - вместо хлеба ешь печенье.
Почему-то именно эта шутка вспомнилась, когда в Москве на фоне падающего рубля народ бросился покупать автомобили и бытовую технику. Дело дошло до того, что возник дефицит на автомобили представительского класса.
С одной стороны, ситуация действительно комичная.
Кризис, называется - народ автомобили раскупает.
Даже шутку свежую запустили - "в 90-е народ скупал соль и спички, а сегодня - автомобили и телевизоры - вот, до чего Путин довел страну!"
Повод для гордости, конечно, есть. Вот мы какие - Порши и Лексусы раскупаем, не лыком шиты. Все остальное у нас и так есть, только Мерседесов не хватало, а тут как раз повод возник - рубль обвалился. Эвона как! Не ждали? А мы вот так!
Но с другой-то стороны, ситуация все равно нездоровая, не так оно должно быть.
Понятно, что некоторые и так планировали купить автомобиль или что-то из техники. Просто времени не хватало или с выбором не могли определиться или ближе к праздникам собирались покупку сделать или на выходных.
А тут, когда стало понятно, что ждать больше нельзя, после праздников все резко подорожает, что цены скоро обновятся по новому курсу - надо брать!
Но ведь такая ситуация была явно не у всех.
Большинство, готов спорить, просто решили зафиксировать свои сбережения в чем-то материальном. К валютам доверие оказалось подорвано (причем, сразу ко всем - неизвестно же, будет доллар укрепляться дальше или нет), скупать золото - тоже можно прогадать, потом нести в ломбард с дисконтом будет обидно. Решили покупать что-то такое, чем будут пользоваться. Чтобы добру не пропадать.
Однако что-то мне подсказывает, что многие все равно купили не совсем то, что им объективно нужно. Хотя бы потому, что решение о покупках принималось в спешке, под влиянием эмоций. Можно даже сказать, в панике.
И еще имел место эффект толпы - "все побежали и я побежал, все покупают технику - и я купил", а нужна она на самом деле или нет - думать начали уже после покупки. В моменте главным было потратить деньги как можно скорей.
Многие наверняка купили не ту модель, которую хотели. Потому что той, что хотели, в магазине не оказалось, но не зря же пришли, решение о покупке принято, надо что-то покупать. Купили.
Что имеем в результате:
Большое количество людей вложили свои сбережения в импортную технику, купив в ряде случаев не совсем то, что им было нужно или даже то, что было совсем не нужно.
Но деньги-то уже потрачены!
Все, назад уже не вернуть.
Получилось так, что народ в массовом порядке слил свои сбережения за рубеж.
Да-да, именно за рубеж. Потому что значительная часть потраченных денег отправится производителям приобретенных товаров. Зарубежные производители наверняка останутся довольны. Их российские офисы отчитаются о росте продаж.
И это те деньги, которые могли бы очень пригодитсья людям в следующем году, который может оказаться довольно трудным.
Может так получиться, что в следующем году нужнее будет не автомобиль или телевизор, а что-то другое. Например надо будет работу новую искать, а во время поиска за квартиру платить. А сбережения - вбуханы в телевизор. Продавать телевизор? А кому он будет нужен, если тысячи таких же будут продавать лишние телевизоры и холодильники по всей Москве?
А если даже следующий год не будет таким трудным, как это представляется сейчас, то в любом случае можно было потратить деньги немного другим путем. И полезнее для России. На какие-нибудь российские товары, а не на импортные.
Я уже не говорю о том, что во многих странах народ, когда хочет сохранить и приумножить сбережения, покупает не импортную технику, а облигации своей страны, своего города. В результате, деньги идут на развитие собственной страны, а не чужой.
Конечно, приятно осознавать, что население у нас не бедствует и имеет сбережения, достаточные для покупки не только телевизоров, но и автомобилей.
Правда это далеко не все население. Большинство наверное и хотело бы сбегать в магазин что-то купить, но не имело такой возможности.
Не надо думать, что если в Москве раскупили три тысячи автомобилей, то у каждого россиянина есть заначка порядка полумиллиона рублей.
Автомобили за прошедшие дни купили меньше процента жителей Москвы и других крупных городов. Это та самая состоятельная часть общества, которую кризис затронет меньше всего. А большинство купили телевизоры и другую бытовую технику. И потратили на это всю свою заначку.
И теперь у огромного количества россиян уже нет той заначки, которая была еще вчера.
Зато есть новый телевизор, холодильник или айфон.
Второй или третий в доме.
Ну что сказать - самая нужная в кризис вещь. Нужнее соли, спичек, квартплаты, образования для детей, лекарств и многого другого. И конечно, полезнее для российской экономики, чем станки и технологии, которые можно было закупать на привлеченные у населения средства (как делалось в СССР).
В итоге, сбережения у населения поубавились, а доходы зарубежных производителей подросли.
Да, именно так и нужно действовать в кризис, именно так и надо поддерживать российского производителя - вылить за рубеж миллиард долларов дополнительно к тому, что вывели бизнесмены.
Или думаете, что вылили меньше миллиарда?
Несколько тысяч автомобилей по цене 20-30 тысяч долларов - это уже 100 миллионов. И сотни тысяч телевизоров, холодильников, айфонов и айпадов от тысячи долларов и выше. Считайте...
Да из одной только Москвы наверное вылили миллиард.
Конечно, это не смертельно.
Надеюсь, что до "соли и спичек" в следующем году не дойдет. Просто будем сидеть с долгами за квартиру, зато с новым телевизором и холодильником. Не все. Но многие.
А у кого-то будет два автомобиля, причем ездить будет на старом, потому что он ест меньше бензина, а новый будет стоять в гараже. Потому что все деньги были потрачены на автомобиль и на бензине надо экономить.
Так или иначе, казус с массовой покупкой автомобилей и техники в момент обвала рубля обернется в следующем году многочисленными казусами, когда реально необходимых в доме вещей нет, зато какой-нибудь технологический изыск есть.
Можно поздравить друг друга с тем, что мы очередной раз удивили весь мир!
Уверен, ни один американский стратег не ожидал, что в ситуации паники на валютной бирже народ начнет скупать автомобили. Не знаю правда, есть ли толк от того, что мы очередной раз удивили и поставили в тупик американских стратегов, но будем надеяться, что есть. Будем надеяться, что это усложнит им картину мира и они начнут действовать менее эффективно.
Правда когда мы сами помогаем противнику сушить свою экономику, не следует очень рассчитывать на ошибки американских стратегов. Если даже они ошибутся, наш человек доделает их работу сам.
Вообще, я думаю, что не с Вашингтоном мы воюем. Мы воюем сами с собой.
Почему так происходит? Ну видимо нам так интереснее жить. То с украинцами, то с собой, то снова с украинцами. Вот когда досыта навоюемся друг с другом, когда надоест самих себя высекать, когда начнем воевать с теми, кто является нашим настоящим врагом - вот тогда и победим. А сами себя - никогда не победим. Только замучаем.
А пока...
Пока будем есть печенье, а не хлеб.
Кстати, существует такое легендарное высказывание - "Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!". Оно приписывается Марии-Антуанетте, хотя историки сомневаются в ее авторстве. Но дело не в авторстве. Дело в сути. Эта французская фраза в свое время стала символом отрешённости верховной абсолютистской власти от реальных проблем простого народа.
Вот только сегодня нам не монархи и даже не политики говорят, что вместо хлеба можно есть печенье. И не президент советовал народу вкладывать деньги в автомобили и телевизоры. Это делал сам народ. Мы сами делаем это и сами радуемся тому, что вместо соли и спичек покупаем айфоны и айпады.
То, что у нас нет проблем с солью и спичками - это хорошо.
Но ведь не автомобили, не телевизоры, не айфоны и не айпады нам нужны!
Нам нужно собственное производство, заводы, проектные организации, нам нужна наука и образование, лаборатории, конструкторские бюро.
Однако тут есть сложность. Не может отдельно взятый рядовой гражданин на свои сбережения построить завод, создать лабораторию или конструкторское бюро. Особенно за один день, когда паника на валютной бирже толкает его куда-то вложить свои сбережения.
Не может отдельно взятый гражданин поднять науку, образование и производство в стране. Это дело не для одного человека. Для этого в стране и существует власть, чтобы направлять народные средства на то, что нужно самому народу и стране. Хотя, правильнее говорить не "существует", а "должна существовать".
А что может отдельный гражданин?
Отдельный гражданин может только сделать выбор между хлебом и печеньем, между отечественным или импортным автомобилем, между айфоном или... самсунгом.
И он делает этот выбор.
Отдельный гражданин в ситуации потери доверия к рублю достает свои сбережения и идет в магазин. Соль и спички ему не нужны, с ними проблем нет. Хлебом на всю жизнь запастись невозможно, пропадет. Равно как и крупой, мясом, маслом и другими продуктами. А вот телевизор - можно купить. Телевизор не пропадет. Нужен ли он будет в следующем году - не факт, зато вещь. Зато через две недели будет дороже, будет приятно осознавать, что успел купить по старой цене.
Все это по частям понятно. Но в целом - не так оно должно быть.
Особенно в тот момент, когда в Донецке миллион человек сидит без денег и порой без хлеба, и там совсем не до телевизоров и автомобилей. Там реально доходит до проблем с солью и спичками. И там не стоит выбора между хлебом и печеньем - там едят, что есть.
Конечно, отдельно взятый гражданин не виноват, что с Донбассом так получилось. Он же не хотел. И он совершенно не обязан отказываться от второго холодильника и третьего телевизора чтобы кого-то там, далеко, обеспечить продуктами питания на полгода, а то и на целый год.
По-отдельности все это понятно. Но в целом - не так, совсем не так оно должно быть.
Источник: http://amfora.livejournal.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас