«С учетом особенностей гидрологии и глубины Черного моря, это могут быть сверхмалые, малые или даже средние подводные лодки, в том числе на правах аренды. Здесь глубины незначительные – до 50 м. Они не позволяют в полной мере использовать подводные лодки. Поэтому мы рассматриваем вопрос использования сверхмалых подводных лодок».
После фатального для ВМС Украины 2014 года это заявление стало широко обсуждаться, и все заговорили о том, насколько возможно возрождение ВМС Украины в нынешней ситуации.
Немного истории
Мы не будем писать о казацких чайках, бороздивших просторы Черного моря в XVI–XVII веках и наводивших ужас на его побережье. Мы начнем описывать историю украинского флота с момента его возникновения в 1917 году после развала Черноморского флота Российской Империи. Сами украинские патриоты очень не любят вспоминать это время, просто констатируя факт образования флота УНР в ноябре этого года.
«Ну был и был, ну почил и почил».
Между прочим, в этой истории мы не найдем для себя ничего нового. Та же возня за остатки флота империи, попытка поднять на некоторых из них свои флаги. И точно так же была попытка раздела флота, правда, менее цивилизованная, чем в 90-е.
9 ноября 1917 года свое подчинение Центральной Раде высказал старый броненосец «Георгий Победоносец», считавшийся на тот момент штабным кораблем, хотя в то время он уже был безнадежно устаревшим.
12 ноября 1917 года большинство экипажа крейсера «Память Меркурия» проголосовало не поднимать андреевский флаг и подчиниться УНР. Все произошло демократично. С корабля съехали 200 чел. команды, в том числе и все офицеры (за исключением одного мичмана). Из крупных кораблей флота все.
На тот момент Центральная Рада была почти без войск. Для защиты первого украинского правительства был создан морской курень имени Сагайдачного (612 чел.). Туда пошли самые «патриотичные» матросы.
24 ноября 1917 года они прибыли в Киев и приняли участие в подавлении январского восстания рабочих в Киеве, в чем очень преуспели. Многих пленных рабочих и первых украинских матросов-патриотов в том числе по приказу первого национального украинского правительства потом расстреляли.
Кстати, в Киеве кровавый террор гражданской войны начали именно они. Будущие основатели УПА Коновалец и Мельник также принимали участие в этих расстрелах.
Многие были брошены в тюрьмы. Такой себе Майдан наоборот, но без европейских сюсюканий.
Куда ни кинь, везде исторические параллели. Кстати, тогда Центральная Рада тоже разыгрывала карту украинско-русской войны и тему «москалей».
Между тем, именно это событие стало роковым для «украинского» флота. Самые «патриотичные» ушли карателями в Киев, а остальные уже в декабре 1917 года подняли красные флаги.
Потеря флота ничуть не обескуражила «протопатриотов» Украины. С декабря 1917 года по март 1918 года у Центральной Рады был и военно-морской министр, была принята даже военно-морская доктрина:
«Достаточно двух броненосцев и флотилии миноносцев с командой в 10–12 тыс. матросов. Остальные корабли демобилизовать и обратить в государственный торговый флот, развитие которого лежит в ближайших интересах Украинской Республики. На организацию морского Секретариата и на предварительные расходы, связанные с реорганизацией флота, сейчас требуется 150 тыс. рублей. Постановлено: ассигновать Морскому секретариату на его организацию авансом 150 тыс. рублей».
Ничего не изменилось за 100 лет. Не имея флота, украинские министры не забывали на него выделять ассигнования. Кстати, в первый раз Крым «перестал быть украинским» при УНР: Центральная Рада на мирных переговорах в Бресте отдала Крым вместе со всем флотом Германии.
Второе рождение украинского флота
Украинский военный флот «возродился» 5 апреля 1992 года, согласно указу президента Украины Леонида Кравчука. На тот момент на территории страны базировались части бывшего Черноморского флота СССР, на который и стало претендовать новое государство.
Первый украинский флаг на корабле (без учета катеров) Черноморского флота был поднят 21 июля 1992 года.
Во время событий весны-лета 1992 года было много разных конфликтных ситуаций и силовых акций. Все очень напоминало события осени 1917 и весны 2014 годов. Как будто история еще и еще прокручивала один и тот же сценарий.
17 июня 1993 года между Украиной и Россией было подписано соглашение о разделе остатков советского Черноморского флота. А потом начались проблемы дележа, окончившиеся только в 1997 году, когда Украине отошло 18,3% кораблей бывшего Черноморского флота СССР.
При этом почти треть этого числа кораблей сразу были переданы России в качестве погашения долгов за газ.
Украине досталось богатое наследство: 175 кораблей, из которых 43 боевых и 132 вспомогательных. Кроме того, Украине достались 12 самолетов, 30 вертолетов, 227 береговых объектов, а также немалое количество техники, боеприпасов, вооружения и другого имущества.
Довольно быстро состав флота уменьшился. Было списано много устаревших кораблей, на которые у ВМС Украины просто не было ни денег, ни технической возможности поддерживать их боеготовность. Правда, в дерибане флота был и коммерческий аспект:
Два десантных корабля на воздушной подушке типа «Зубр» были проданы Греции. Формально их построили на заводе в Феодосии, но именно в эти годы «чудесным образом» из состава флота исчезли украинские корабли этого проекта. Случайно, видимо.
В середине 2000-х от некогда небольшого, но все же флота, осталось не более нескольких десятков боевых и вспомогательных кораблей. При этом участие в парадах далеко не всегда обозначали боеспособность корабля. По словам украинских адмиралов, которые в марте 2014 года фактически потеряли свой флот, на тот момент сколько-нибудь боеспособными были всего несколько кораблей.
Некоторые были списаны, некоторые стояли у причальной стенки, а некоторые были кораблями для парадов, чтобы можно было показать народу Украины, на что уходят бюджетные средства.
К концу марта 2014 года после крымских событий в составе украинского флота оставался всего один боевой корабль – фрегат «Гетман Сагайдачный», на тот момент находившийся в дальнем походе, и артиллерийский катер «Скадовск», также находившийся за пределами Крыма.
Фрегат «Гетман Сагайдачный» (сторожевик проекта 1135.1)
Самый современный и на сегодня единственный по-настоящему боевой корабль ВМС Украины, который способен выполнять некоторые боевые задачи. Корабль уже достраивался во время независимости Украины и сразу вошел в состав ее военно-морских сил.
Во время учений «Си Бриз 2015» в октябре прошлого года были выявлены проблемы с бортовой навигационной его РЛС. Вообще, в последние месяцы вокруг корабля возникают сплошные скандалы: было куплено камбузное оборудование, которое не подошло; заказали обычную гражданскую РЛС из-за отсутствия возможности закупить штатную. По планам командования, в 2016 году планируется модернизация корабля. Фактически без нее он может считаться условно боеспособным.
АК «Скадовск» (бывший «АК-327»)
Был построен в 1990 году. Во время распада СССР базировался в г. Очакове, а потому уже 15 апреля 1992 года вошел в состав ВМС Украины. «Артиллерийский» – это очень громко звучит. Фактически катер, используемый силами специальных операций, вооружен пулеметами.
В течение апреля-июня 2014 года Украине назад были переданы несколько боевых кораблей:
· Ракетный катер «Прилуки» – единственный украинский корабль, способный нести противокорабельное ракетное оружие. Очень старый корабль проекта 206МР. Боеспособность его находится под сомнением: на начало 2014 года сами адмиралы его считали боеспособным условно. Катеру более 40 лет. Ракетное оружие его наверняка уже практически вне боевой готовности: последний раз оно принимало участие в боевых стрельбах в 1999 году. Без него катер не имеет никакой боевой ценности. Фактически это легкий катер даже без серьезного артиллерийского вооружения;
· Сторожевой корабль «Винница» (корабль проекта 1124П). Во время шторма 2007 года он налетел на корабль управления «Славутич» (горе-адмиралы Украины забыли разместить корабли в укрытие и несколько кораблей столкнулись). С этого момента он находился на ремонте и сегодня небоеспособен;
· Тральщик «Геническ» (бывший «РТ-214»). Базовый тральщик водоизмещением менее 100 т. Кораблю уже более 30 лет, и это единственный тральщик ВМС Украины;
· Средний десантный корабль «Кировоград» (проект 773). Довольно старый корабль возрастом более 40 лет, но находящийся в рабочем состоянии: последний ремонт был произведен в 2013 году;
· Десантный катер «Сватово» – малый корабль для непосредственной высадки десанта на побережье. Боевая ценность в условиях украинских реалий весьма условна.
При этом обратно не были переданы:
· Большой десантный корабль «Константин Ольшанский» (проект 775, бывший «БДК-56»). Год постройки – 1985. Корабль в 2013 году прошел ремонт и на начало 2014 года был полностью боеспособен. С учетом острой нехватки таких кораблей в составе ВМС России, он однозначно будет включен в состав ее флота. Пока находится в резерве;
· Малый противолодочный корабль «Тернополь» (проект 1124М) – первый и пока единственный боевой корабль, заложенный и введенный в строй за время независимости Украины (1992 и 2002 годы, соответственно). Это единственный корабль, кроме «Сагайдачного», который совершал дальние морские походы и был полностью боеспособен;
· Малый противолодочный корабль «Луцк» – аналогичный «Тернополю» корабль, который вошел в состав флота в 1993 году и поэтому поддерживался в боеготовом состоянии;
· Малый ракетный корабль «Приднепровье» (проект 1241.1) – единственный относительно новый и боеспособный ракетный корабль украинских ВМС, прошедший в 2013 году плановый ремонт;
· Малый противолодочный корабль «Хмельницкий» (бывший «МПК-116» ЧФ проекта 1241.2). Корабль вошел в состав флота в 1985 году. Во время службы в ВМС Украины очень долго находился в резерве (на отстое, готовился к списанию), но после повреждений МПК «Винница» было решено ввести его в строй. После среднего ремонта в 2011 году он вышел в первый поход;
· Морской тральщик «Чернигов» (проект 266-М). 1975 года постройки. Корабль до последнего времени был в строю и выполнял боевые походы по Черному морю;
· Морской тральщик «Черкассы» (проект 266-М). 1977 года постройки. Корабль до последнего времени был в строю и выполнял боевые походы по Черному морю;
· Подводная лодка «Запорожье» (проект 641) – уникальный корабль: самый бесполезный в ВМС Украины. Ввиду отсутствия аккумуляторных батарей так ни разу и не погружался глубже перископной глубины. Думаю, Украина и рада бы его отдать, да «дурных нема».
Итак, мы видим, что в 2014 году Россия возвращала Украине боевые корабли избирательно. Все, что попало в ее руки боеспособным и годным для службы, было оставлено себе, а негодное возвращено Украине. Исключение – ПЛ «Запорожье», которую само украинское правительство отказалось забирать обратно, памятуя о ее зловещей роли в развале украинского флота: сколько кораблей можно было отремонтировать на те деньги, которые были отпущены на «Запорожье»...
Итого на сегодня ВМС Украины имеет в своем составе один относительно боеготовый сторожевой корабль без РЛС, один ракетный катер без ракет, один тральщик, один десантный корабль и несколько катеров.
Есть ли перспективы?
Вот мы и подошли к перспективам. Какие у украинских ВМС есть перспективы? Есть два пути: строить корабли самим или покупать/арендовывать/получать в подарок на стороне.
Подводные лодки
Для начала отметаем напрочь вариант постройки лодок силами Украины. На территории страны нет верфей, которые могут строить лодки, и нет проектов.
Купить новые субмарины Киев сегодня не может. Нет денег, и никто им их не даст (США не дадут, потому, что это для них бессмысленная трата денег). То же касается и покупки подержанных.
Остается только взять в аренду. В принципе, вариантов, где можно взять лодки, много: немецкие, шведские, французские лодки выпуска 1980-х годов. Правда, все они имеют водоизмещение около 1500 т и им там будет тесно. С другой стороны, и вариантов особо нет.
Дело в том, что малые лодки (менее 1000 т водоизмещением) в последнее время практически никто не строит. Маловероятно, чтобы Китай или КНДР дали Украине в аренду лодки. Сверхмалые строит Иран и та же КНДР. Ирану самому таких лодок не хватает, а КНДР как поставщика можно не рассматривать.
Шведские лодки забронировал для себя Сингапур. Французские считаются очень капризными, и их никто, скорее всего, не будет брать. Остается только лодки немецкого проекта 209, которые Украина может взять либо у Греции, либо у Турции. С учетом заказанных Турцией для себя новых немецких лодок проекта 214 и новых, практически союзнических отношений между двумя странами, вероятно, это будет Турция.
Четыре лодки подтипа «Превезе» как раз скоро планируются к замене, и очень логично их сдать в аренду своему новому союзнику на Черном море: в конце концов, одно дело делают – воюют с Россией. Для Украины это упрощает многое. Турция передаст и оборудование, и обучит экипажи. Также два флота будут иметь сходную инфраструктуру базирования, что упростит их взаимодействие на театре военных действий.
Вероятно, командующий украинским флотом говорил именно об этих лодках. Они построены в 1990-х годах и считаются относительно новыми.
Осталось дело за малым: найти на все это деньги. Даже на аренду лодок деньги нужны немалые, а обустройство для них постоянного места базирования – неподъемные для военного бюджета. Это сотни миллионов долларов, а, судя по эпопее программы «Украинский корвет», даже таких денег у Киева нет. Интересно, а Турция «на халяву» лодки отдаст?
Надводные корабли
«Украинский корвет» (проект 58250) – амбициозная программа по перевооружению флота современными кораблями, оглашенная Виктором Ющенко в 2005 году. За 20 лет планировалось разработать и построить до 12 единиц этих кораблей, вооруженных ПРК «Экзосет», ЗРК ближнего боя, артиллерийской установкой калибра 76-мм и ЗАК для самообороны от ракет, противолодочными торпедными аппаратами. С учетом предполагавшихся сложных отношений с Россией, все вооружение должно было быть европейским, а сам корабль должен был строиться на отечественных верфях с максимальным использованием отечественных компонентов. В принципе, получался небольшой и компактный корабль стоимостью 210–250 млн евро в ценах 2011 года.
Головной корабль серии «Владимир Великий» был заложен торжественно в мае 2011 года и первые два года довольно интенсивно строился. Был в значительной степени сформирован корпус, и можно было ожидать, что к 2016–2017 годам корабль вступит в строй.
А потом начались проблемы. В 2013 году строительство было заморожено и практически не велось в 2014 году. В 2015 году финансирование проекта не производилось. Таким образом, как была в 2013 году готовность корабля на уровне 43%, так и остается таковой до сих пор. Его некрашеный неоконченный корпус до сих пор стоит на стапели «Черноморского судостроительного завода» в Николаеве.
И похоже, стоять ему там еще очень долго. С учетом нынешнего состояния ВС Украины и военного бюджета (выделяемых на приобретение новой техники 200–250 млн долл. в год), а также приоритета сухопутных войск над всеми другими родами, перспектив у проекта пока нет. Мне в связи с этим даже сложно представить аренду ПЛ у Турции. Разве что Турция на первое время и базу украинским морякам предоставит.
Еще один момент – это нежелание мировых стран поставлять Киеву современные системы ракетного вооружения. «Честность и порядочность» киевских чиновников уже известна всему миру, и нет никаких гарантий, что они смогут сохранить секреты поставщиков или не перепродадут это оружие третьей стороне. Вернее, наоборот, есть практически стопроцентная гарантия, что, попади это оружие в Киев, оно там надолго не задержится. Возможно, еще и поэтому корвет «Владимир Великий» уже третий год ржавеет на стапеле.
Остается Киеву строить только небольшие артиллерийские катера, оснащенные отечественным вооружением. А выпускают на Украине сейчас только пушку 30-мм калибра.
Артиллерийский катер «Гюрза-М»
Для нынешнего руководства в Киеве этот катер хорош всем. Строит его президентский завод «Ленинская кузница» (или как он там будет называться после декоммунизации?) в Киеве. Комплектуется исключительно отечественными запчастями. На катер водоизмещением до 50 т устанавливается два универсальных боевых модуля от БТР, вооруженных 30-мм пушкой. Также в комплект вооружения будет входить ПТРК и переносной ЗРК. Он предназначен для действий на реках и в прибрежной зоне.
Сейчас строится два катера. Правда, процесс идет очень долго. Они оба были заложены в 2012 году, а на воду были спущены только несколько месяцев назад. Мало вероятно, что они попадут в состав флота в текущем году. Тем не менее, войдя в состав флота, усилить его боевую мощь они не способны в принципе.
На этом кораблестроительная программа для ВМС Украины исчерпана. Других кораблей и катеров пока строить даже не предполагается.
Во времена Ющенко США предлагали подарить Украине 2–3 фрегата типа «Оливер Хазард Перри», но Киев, посчитав, во что ему выльется содержание этих «подарков», благоразумно отказался. Именно поэтому любые крупные иностранные надводные корабли в составе флота Украины – это глупость и несбыточные мечты «патриотов».
Выводы
Вывод для Украины неутешителен. Военно-морского флота у нее на сегодня нет и в ближайшей перспективе не предвидится. Вообще, очевидно, что содержание флота для Украины становится непосильным бременем.
Пока были в строю корабли бывшего флота СССР, был и флот. После 2014 года, когда Киев потерял все боевые корабли, кроме одного, восстановление боевых возможностей флота становится для него непосильной задачей. И дело тут не в том, арендует или нет Украина ПЛ у Турции.
Флот – это не только ПЛ, но и суда обеспечения, и инфраструктура, и эскортные надводные корабли, а на все это денег однозначно нет.
Фактически современная Украина один в один повторила все свои ошибки столетней давности, причем с тем же результатом. В первый раз она пыталась унаследовать Черноморский флот Российской Империи, во второй – флот СССР. В обоих случаях ей досталась лишь часть, которую она очень быстро промотала, оставшись фактически без флота и перспектив его возрождения.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас