Критерий последних назначений на Украине – личная преданность
Силовики Украины облечены полным доверием первого лица. Поможет ли им это продержаться до «победы»?
В начале июля Министерство обороны Украины возглавил первый за три месяца полновесный министр вместо двух последовательно исполнявших обязанности – Владимира Тенюха и Михаила Коваля. Валерий Гелетей получил МОУ, не имея ни малейшего опыта руководства такой громоздкой и неповоротливой структурой, как военный бюрократический аппарат. Кроме того, новый директор в очередной раз пришел в государственный концерн «Укроборонпром». Вместо Юрия Терещенко оборонный конгломерат возглавил Роман Романов. В прошлом у него имелся собственный автосалон, в других связях с машиностроением новый руководитель «Укроборонпрома» замечен не был.
Оба назначенца пользуются почти полным (насколько это свойственно президенту-олигарху) доверием со стороны Верховного главнокомандующего Украины.
Молодые генералы поведут наш караван
При Ющенко Валерий Гелетей был очень популярным персонажем украинских СМИ, практикующих журналистские расследования. Впервые это имя никому не известного майора «из органов» оказалось на слуху благодаря особым симпатиям, которые к нему питал президент. За время правления Ющенко Гелетей из полковника стал генерал-майором.
Новый министр обороны родом из Закарпатской области. С начала 2000-х служил в органах МВД, в том числе возглавлял столичный УБОП. В 2006 году президент Виктор Ющенко назначил полковника милиции Гелетея начальником главной службы по вопросам деятельности правоохранительных органов Секретариата президента Украины. Вскоре полковник получил звание генерал-майора милиции. С 2007 по 2009 год Гелетей возглавлял Управление госохраны. Последующую отставку связывали с уходом с поста главы Секретариата президента его патрона Виктора Балоги, которого, кстати, до сих пор нет среди представителей нынешней власти, хотя ранее он не скрывал президентских амбиций. Скорее всего Балога остается единственным из украинских участников смены власти в Киеве, прячущихся в тени, такой вот «рояль в кустах» на печерских склонах.
В марте этого года назначенный Радой исполняющим обязанности президента Александр Турчинов поставил Гелетея начальником управления государственной охраны Украины (УГО). Теперь генералу доверили военное ведомство, закрыв глаза на отсутствие какого бы то ни было опыта. Скорее всего критерием выбора служили не столько профессиональные качества, сколько уровень личной преданности новому главе Украины.
Отсутствие военного опыта новоиспеченного министра обороны проявилось сразу же после его утверждения парламентом Украины. Гелетей успел пообещать военный парад в «украинском Севастополе». Конечно, в патриотическом угаре можно пообещать победить даже украинскую коррупцию, но ведь если придется выполнять? Гелетею досталась даже не лубочная картинка с надписью «Армия Украины», а уже лоскутки от нее, случайно уцелевшие. Танки, как показала практика «спецоперации», не всегда грозны и опасны, авиации за три месяца ловли «террористов» практически не осталось, моральный дух армии не на победном уровне. К тому же Генштаб МО силен только в боях с вероятным противником «на бумаге»: сколько полковников и майоров защитили диссертации, где подробно расписаны стратегия и тактика противодействия «террористическим группировкам» в локальных военных конфликтах на границах Украины, знают только статистика военной науки да командно-штабной институт применения войск Национального университета обороны Украины им. И. Черняховского. На деле оказалось, что украинские военные толком не владеют (или тщательно скрывают свои университетско-академические знания) даже историей боевых действий Великой Отечественной войны на Донбассе. Иначе не позволили бы повстанцам овладеть рядом позиций, например Саур-Могилой, наиболее высокой точкой местности, с которой ополченцы с помощью артиллерии методично уничтожают колонны украинской армии, как шестьюдесятью годами ранее фашистских оккупантов.
В свою очередь потери техники в конфликте привели к тому, что государство хочет отобрать переданные на законных основаниях «частникам» вертолеты, чтобы и их бросить в котел войны. Острый дефицит пригодных к эксплуатации «вертушек» силовые структуры ощутили еще в июне. С апреля военные пытаются вернуть 16 Ми-8, которые с 2003 года находятся в аренде у АО «Авиакомпания «Украинские вертолеты». Срок действия договора продлевался несколько раз, и в 2013-м аренда была опять пролонгирована – до конца 2021 года. Теперь же, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, а именно в связи с проведением на территории Донецкой и Луганской областей антитеррористической операции, военные пытаются вернуть вертолеты. Вероятно, торопятся потерять их навсегда. Чтобы «напугать» компанию, начато расследование по ч. 1 ст. 114-1 Уголовного кодекса (воспрепятствование законной деятельности вооруженных сил).
Однако в данном случае возникла юридическая коллизия, так как официально на Украине нет причин для форс-мажора: не объявлено ни военного, ни чрезвычайного положения, которое задействует механизм досрочного разрыва договора аренды и возврата вертолетов по причине появления обстоятельств непреодолимой силы. Поэтому нет причин и для подтверждения законности претензий со стороны украинской армии. Чтобы доказать, что у МОУ действительно случилось военное положение или агрессия, то есть ситуация, при которой действие договора прекращается, нужно идти в Торгово-промышленную палату, потом – в суд. Для проведения этих процедур потребуется в лучшем случае несколько месяцев, но, вероятно, процесс может растянуться на год-два. Тем не менее перспективы «отбора» техники сомнительны, так как летают «вертушки» по контрактам ООН, принося ежегодно до 80–100 миллионов долларов частной компании, формально принадлежащей скромной семейной паре из Днепропетровска.
Несмотря на кажущуюся слабость частников, все предыдущие попытки сравнительно честного изъятия вертолетов, даже в юридических рамках договора, не удались и самому энергичному «оранжевому» министру обороны Анатолию Гриценко, организовавшему в свое время временную следственную комиссию Верховной рады для изучения обстоятельств нарушения порядка использования военного имущества и его возврата. Громогласно и сверхоперативно сформированная комиссия тем не менее была тихонько распущена месяц спустя.
Кроме наличия отсутствия вертолетов, согласно информации «Белой книги-2013» украинская армия располагала для борьбы с наземными целями несколькими десятками штурмовиков Су-25 и фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Однако с начала конфликта ввиду высокой аварийности, низкой технической готовности, пониженного уровня летной подготовки и практически полного отсутствия навыков боевого применения не менее десятка самолетов было потеряно. Оставшиеся далеко не всегда соответствуют требованиям боевой готовности даже по условиям военного времени. Еще большие проблемы создает крайняя нехватка летно-технического состава.
Для них, как и для всего личного состава вооруженных сил Украины, стимулов воевать осталось немного. Кого не сдерживают морально-этические принципы, здорово отрезвляют перспективы отправиться в родные края 200-м грузом или встретиться с земляками, получившими своих защитников «единой краины» в гробах. Погибшие в бессмысленной мясорубке так называемой антитеррористической операции (АТО) поступают во все регионы Украины, начиная от Кировограда и Днепропетровска и заканчивая Ивано-Франковском и Львовом. Однако родственники даже не смогут доказать, что парни погибли за «суверенность» в борьбе с «сепаратистами». Причины смерти указываются сугубо мирные: молодые люди часто гибнут от «тромбов», «острой сердечной недостаточности» и прочих «несчастных случаев на производстве». Так что ни на помощь от государства, ни на статус участников боевых действий или погибших героев ни мертвым, ни живым военнослужащим украинской армии, во всяком случае большей их части, рассчитывать не приходится.
Такое наследие досталось нынешнему министру обороны, а в придачу и попытки Порошенко «поиграть в Сталина». «Операция в Славянске», по утверждению украинской прессы, планировалась чуть ли не президентом лично. Продолжит ли он свои упражнения в стратегии дальше или доверит этот нелегкий труд Гелетею? Возможно, Порошенко принял в расчет опыт, приобретенный новым министром во «внутренних органах» и при охране первого лица, который тот сможет применить и в части повышения уровня координации действий руководства «антитеррористов» – военных, СБУ и нацгвардии с олигархическими батальонами.
Скорее всего новому министру обороны предстоит явить или срочно вырастить в себе талант стратега осадных операций. Главной целью АТО до начала июля был разгром славянской группировки под руководством Игоря Гиркина. И «силы АТО» эту операцию успешно провалили. Правда, виновных пока еще не обнаружили, если не считать удивительно совпавшую по времени с этим событием замену практически всего руководства антитеррористической операцией: министра обороны Михаила Коваля, начальника Генерального штаба Михаила Куцина и руководителя антитеррористического центра – первого заместителя председателя СБУ Василия Крутова. С отходом наиболее дееспособной части армии ДНР в Донецк перед украинскими военными встала дилемма: как взять то, что брать не собирались. Операция по блокированию одного из крупнейших городов страны не планировалась изначально. И теперь уже Гелетею предстоит взять на себя ответственность за ее исход, так как даже самоличное планирование боевых действий президентом не испугало фигурантов. В общем, это «не незабвенное Царское Село», а неприятный для Киева эпизод гражданской войны.
Вероятно, командование спецоперации и дальше будет воевать не умением, а числом… артиллерийских установок. Скорее всего в Донецке продолжится отработка тактики запугивания мирного населения. Нас ждут авиационные удары, артиллерийские обстрелы и применение «Градов»-«Ураганов»-«Смерчей». Ни городов, ни местных жителей украинские силовики беречь не станут – у них задача «наказать» несогласных, а не ловить «террористов», добиться скорой победы, а не разрешить внутренний социально-политический конфликт.
Взлет из Романов
Первая неделя июля стала последней в работе на посту гендиректора концерна «Укроборонпром» для Юрия Терещенко. До этого ходили слухи о предстоящей смене руководства.
Порошенко решил доверить оборонную отрасль вкупе с оружейным экспортом своему бывшему представителю на президентских выборах в Херсонской области Роману Романову. Правда, Терещенко тоже нельзя было назвать человеком, слишком далеким для нынешнего президента. Во время руководства Порошенко СНБОУ Терещенко занимал место первого заместителя секретаря в этой структуре. Нынешняя должность для Терещенко также стала возможной в результате смены власти в Киеве в феврале этого года.
С экс-гендиректором «Укроборонпрома» теперь хотят свести счеты. Народные депутаты направили в Генпрокуратуру обращение с требованием проверить, как «человек Януковича», то есть Терещенко, оказался на должности главы концерна и посмел продолжать военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией. Письмо подписали четверо народных депутатов Украины из фракций «Батькивщина», «УДАР» и «Свобода», сообщают украинские СМИ со ссылкой на источник в Комитете Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны. В Генпрокуратуре информацию об обращении подтверждают.
«Не исключаем, что захваченная украинскими силовиками у террористов военная техника действительно не была российского производства. Эта техника была произведена в Украине и продана так называемым ополченцам не без усилий Юрия Терещенко и его главного патрона – Виктора Януковича. А сегодня Терещенко уже готовит плацдарм для предстоящих парламентских выборов, заклеив весь Николаев своими рекламными бордами, и ведет переговоры с политическими силами, которым безразлично происхождение его средств, на предмет совместного участия в парламентской гонке», – говорится в депутатском обращении.
Видимо, призыв Терещенко к николаевским предприятиям возродить былую славу зацепил чье-то воображение. Не так давно в Николаеве все рекламные щиты были заклеены фотографией Терещенко с призывом: «Возродим промышленную славу города корабелов!». Внизу указаны николаевские предприятия, входящие в концерн «Укроборонпром». Накануне возможной парламентской кампании такая реклама была однозначно истолкована как предвыборная. Тут же оказалось, что большинство николаевских предприятий «Укроборонпрома» имеют долги по зарплате. По данным Главного управления статистики в Николаевской области, на 1 июня 2014 года ГП «Украинский радиотехнический институт» задолжало своим работникам 1,4 миллиона гривен, ГП «Николаевский бронетанковый завод» – чуть меньше. Только недавно рассчитались с долгами по зарплате на ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара» и ГП «Южное производственно-техническое предприятие».
Кроме того, Генпрокуратура выявила факты хищения военного имущества на предприятиях «Укроборонпрома» на 27 миллионов гривен. В ходе проверок законодательства вскрыты многочисленные факты потерь ВВТ в государственных структурах, переданных концерну в 2011 году из Министерства обороны. 17 предприятий в составе «Укроборонпрома» «потеряли» 189 единиц автомобильной и бронетанковой техники, выявлено разукомплектование 440 единиц авиационных, артиллерийских и других ВВТ.
Как будут оценивать депутаты работу Романа Романова?
По образованию он учитель-физик (в 1995-м окончил физмат Херсонского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской). С 1992 года – предприниматель. Является владельцем салона «Автопланета», который основал в 2001-м, а также ряда других менее известных предприятий. Дважды избирался депутатом Херсонского облсовета, в составе которого занимался вопросами планирования, региональной экономики, внедрения инвестиций, развития предпринимательства, курортно-туристической деятельности, управления объектами коммунальной собственности и приватизации. Поменял несколько политических партий, всегда отдавая предпочтение правящим – начинал в народном союзе «Наша Украина» Виктора Ющенко, продолжил «Батькивщиной» Юлии Тимошенко, пока не остановился на «Фронте змин» Арсения Яценюка, поддержав затем президентские амбиции Петра Порошенко. В общем, Романов, на первый взгляд, еще дальше от «оборонки», чем Гелетей от армии. Зато, судя по всему, облечен высоким доверием ныне действующего президента Украины и хорошо разбирается в тайном ходе финансовых потоков, так как, по словам Порошенко, новый руководитель ГК «Укроборонпром» является специалистом, который имеет достаточный опыт для обеспечения эффективной экономической деятельности концерна.
Порошенко уже поручил новому директору наладить эффективное сотрудничество, «которое позволит не только значительно повысить доходность «Укроборонпрома», обеспечить наши вооруженные силы высококачественным вооружением, но и продемонстрировать эффективные шаги по борьбе с коррупцией, увеличению поступлений в государственный бюджет».
Президент Украины при этом уверен, что антитеррористическая операция, которая проходит на востоке страны, приведет не только к победе, но и к созданию новых образцов вооружения, которые прошли «боевое крещение». Ну что ж, ждать осталось не так долго. Еще несколько месяцев, и мы вслед за Порошенко увидим, как именно прошли боевое крещение новые образцы вооружения, которые приведут к «победе АТО». Чтобы не откладывать триумф надолго, президент тут же поручил «Укроборонпрому» внести на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны новый вариант государственного оборонного заказа.
Все эти поручения как-то не вяжутся с тяжелейшим положением в экономике страны. В июне зафиксирован недобор по налогам. Промышленность, которой пообещали возрождение, пока обходится без российского газа, которого все равно нет, но зимой нужно будет или останавливаться, или где-то брать топливо. Госзаказ необходимо оплачивать, но в бюджете на это нет средств, и откуда их собирается брать президент, непонятно. В общем, имеются все предпосылки к тому, чтобы уверенная «победа» новой власти наступила очень скоро.
Первоисточник http://vpk-news.ru/articles/21046