США и Израиль собрались подписать договор о взаимной военной помощи. Хотя почти всю свою историю Израиль и так является важнейшим союзником США на Ближнем Востоке, теперь этому союзу решили дать нормативное подтверждение.
Что решили Трамп и Нетаньяху?
О желании заключить договор о военной помощи между США и Израилем заявили руководители двух государств: президент США Дональд Трамп и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Первым о желании заключить договор сообщил Дональд Трамп на своей странице в «Твиттере». Американский президент написал, что ждет заключения договора с нетерпением.
На сообщение Дональда Трампа очень тепло ответил израильский премьер. Нетаньяху назвал планируемый договор историческим и отметил, что у Израиля никогда не было более близкого друга на посту президента США, чем действующий глава государства Дональд Трамп. И это действительно так – Трамп никогда не скрывал своих произраильских симпатий, в отличие от многих своих предшественников и, в первую очередь, Барака Обамы, которого хотя бы свое происхождение обязывало учитывать интересы и исламского мира.
Военное сотрудничество США с Израилем началось практически сразу после появления независимого еврейского государства. В значительной степени именно помощь США позволила Израилю создать сильную, маневренную и хорошо вооруженную армию. В укрепление обороноспособности Израиля США всегда вкладывали колоссальные деньги. Одна из главных причин такой поддержки – наличие в США огромной по численности и очень влиятельной еврейской диаспоры, которая сочувствует Израилю.
Но даже не столько лобби политиков и финансистов еврейского происхождения, сколько геополитические интересы обусловили внимание Соединенных Штатов к Израилю. Ведь положиться на Ближнем Востоке больше не на кого. И стремительно ухудшившиеся отношения с Турцией показали, что и Анкара может с трудом быть названа военно-политическим союзником Вашингтона. Зато Израилю военный союз с Америкой жизненно необходим, так как страна находится в сугубо враждебном окружении, причем даже лояльные к Израилю арабские и мусульманские страны в действительности все равно не являются его истинными друзьями.
Но при давних и тесных военно-политических отношениях между США и Израилем, формального военного союза между двумя странами никогда не было. Например, США обязаны прийти на помощь любой стране – члену Североатлантического альянса. Если на какую-то из стран НАТО нападут, то США, согласно 5-й статье Североатлантического договора 1949 года, обязаны вмешаться. В 1960 году был заключен Договор о сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией, а с Южной Кореей такой договор был подписан еще в 1953 году. В 1951 году были заключены соглашения с Австралией и Новой Зеландией.
Таким образом, со всеми дружественными странами в Европе, Океании и Восточной Азии Соединенные Штаты связаны договорными обязательствами. С Израилем такого договора до последнего времени не было, что фактически освобождало Вашингтону руки в случае начала каких-либо военных действий третьей страны против Израиля. Прежде США не имели обязательств, предписывавших бы немедленно вмешиваться в ситуацию.
Теперь, если Трамп и Нетаньяху подпишут договор о военном сотрудничестве, Израиль и с формальной точки зрения станет союзником США – полноценным союзником. Биньямин Нетаньяху не случайно рассыпался в комплиментах перед Дональдом Трампом. Именно при этом президенте США признали Иерусалим столицей Израиля, признали суверенитет еврейского государства над Голанскими высотами. Это очень много значит. Тем более, что до последнего времени Вашингтон все же старался учитывать и позицию арабских государств. Но Трамп показал, что ему глубоко плевать на имидж Вашингтона в глазах арабского мира, а отношения с Израилем для него дороже, чем отношения со всеми арабскими партнерами США вместе взятыми.
На фоне углубляющейся конфронтации с Ираном договорные обязательства с Израилем могут приобрести и еще один смысл. Если Иран решится на ракетные удары по Израилю, то США, по союзным обязательствам, просто будут обязаны вмешаться. И действия американцев в отношении Ирана в данном случае не будут выглядеть агрессией – Вашингтон покажет миру, что просто пришел на помощь своему более слабому в военном отношении союзнику. Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац прямо подчеркнул, что готовящийся союзный договор между двумя странами будет направлен против Ирана, который израильское руководство считает главной угрозой для национальной безопасности еврейского государства.
Как союз с США воспринимают в Израиле
Многие аналитики сходятся во мнении, что американо-израильский договор в случае его подписания может стать очередным плюсом для Биньямина Нетаньяху. Скоро в Израиле выборы и действующему премьеру очень нужна возможность продемонстрировать свои достижения на посту главы правительства. Военный договор с США на фоне растущих рисков ближневосточной политики – чем не свидетельство политического успеха Нетаньяху?
К тому же в израильском руководстве рассчитывают, что такой договор позволит обезопасить страну в случае нападения со стороны Ирана. И, естественно, многие рядовые израильские избиратели также будут поддерживать договор, который, как кажется, увеличивает защищенность еврейского государства.
В США также существует внушительный круг лиц, заинтересованных в подписании договора. В первую очередь это «ястребы», ориентированные на ужесточение внешней политики Вашингтона на Ближнем Востоке. Для них Иран – однозначный враг, с которым нужно разговаривать языком бомб и ракет. К таким «ястребам» относился недавно покинувший свой пост экс-советник по национальной безопасности Джон Болтон, который входил в состав учредителей «Инициативы друзей Израиля» и был очень недоволен отказом Трампа нанести ракетный удар по Ирану.
Сенатор Линдси Грэм – еще один заметный американский политик, настаивающий на необходимости нанесения ударов по нефтяной инфраструктуре Ирана. Он также поддерживает заключение договора с Израилем. Позиция «ястребов» сводится к тому, что Израиль – однозначный и надежный союзник США в борьбе с Ираном, в отличие от колеблющихся стран Западной Европы и от арабских государств, население которых вряд ли одобрит очередное массовое убийство мусульман американскими военными в случае нанесения ракетно-бомбовых ударов по иранским объектам инфраструктуры.
Кроме того, заключение договора с Израилем позволяет и в определенной степени регулировать позицию России в случае конфликта с Ираном. Ведь президент России Владимир Путин не раз подчеркивал особые отношения страны с еврейским государством и свою дружбу с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. То есть, через Израиль американцам будет проще взаимодействовать с Москвой в случае начала вооруженной конфронтации с Ираном.
Однако есть в Израиле и противники заключения договора с США. По мнению некоторых еврейских политиков, такой договор может лишить страну возможности действовать независимо, а какие-то шаги придется согласовывать с Вашингтоном. Например, против заключения договора о военном союзе с США выступает генерал-лейтенант Бени Ганц – главный соперник Биньямина Нетаньяху в гонке за пост главы израильского правительства.
Бени Ганц – человек, к мнению которого в Израиле прислушиваются. Ведь он – не просто политик, а в прошлом крупный военачальник, генерал-лейтенант, бывший начальник генерального штаба Армии обороны Израиля в 2011-2015 гг. То есть у Ганца достаточный объем знаний и личного опыта на посту начальника генштаба, позволяющий делать заключения о последствиях договора между США и Израилем.
Ганц считает, что такой договор скорее навредит еврейскому государству. Даже с прагматической точки зрения выгоднее не иметь такого договора с США, чем иметь его, а уж с символической точки зрения он абсолютно проигрышен: по мнению Ганца, Израиль никогда не просил никого о защите и лучше ему никогда этого и не делать.
Ганц не единственный израильский военачальник, критически оценивающий перспективы заключения договора. Союзные обязательства перед США действительно могут подчинить Израиль Вашингтону в военной сфере, заставить выполнять американские требования в сфере обороны и безопасности.
Генерал-майор запаса Амос Ядлин, возглавлявший спецслужбу АМАН (Управление разведки Армии обороны Израиля) в 2006-2010 гг., сейчас является директором Института исследования национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета. Он также считает, что союзный договор негативно отразится на организации планирования действий израильской армии.
Для израильских военных, привыкших к полной самостоятельности, необходимость координировать свои действия с Пентагоном, да еще на второстепенных ролях, может стать действительно куда худшей перспективой, чем отсутствие договора. Тем более, что Израиль обладает и собственным значительным военным потенциалом, позволяющим защитить страну от возможной агрессии со стороны Ирана.
Однако в целом среди израильской элиты скорее доминирует мнение о нужности такого договора с Соединенными Штатами. Другое дело, что и в самих США не все столь однозначно. У Трампа есть внушительная оппозиция не только в лице Демократической партии и ее ставленников, но и в рядах республиканцев. Многое будет зависеть от того, насколько израильскому лобби удастся повлиять на Конгресс США.
Решатся ли США на разрыв с арабским миром
Самое главное для Вашингтона последствие заключения договора с Израилем – не столько даже открытые возможности для конфронтации с Ираном, сколько демонстративный разрыв хороших отношений с арабским миром.
Согласиться с новой ролью США как открытого военного союзника Израиля не смогут даже нефтяные монархии Персидского залива, включая ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию. Какими бы тесными ни были отношения Эр-Рияда с Вашингтоном, но здесь придется выбирать между верностью Вашингтону и стабильностью в своем королевстве. Ведь и в Саудовской Аравии настроения среди основной массы арабов антиизраильские.
Можно не сомневаться, что если США решатся на демонстративное заключение договора о военном сотрудничестве с Израилем, этим они пойдут на тотальное ухудшение отношений с арабским миром. По репутации Трампа в арабском мире, на которую ему, в общем и наплевать, и так был нанесен удар сначала ограничением въезда для граждан семи мусульманских стран, а затем демонстративным признанием Иерусалима столицей Израиля. Теперь, если США заявят о себе как об открытом союзнике Израиля, арабы окончательно убедятся в том, что Вашингтон не может быть для них не только другом, но и надежным партнером.
Естественно, союз США и Израиля отразится и на отношениях с Турцией, которые и так становятся все более напряженными. В итоге страны Ближнего Востока качнутся в сторону сотрудничества с другими центрами силы – Россией и Китаем. Другое дело, что США могут попытаться создать противовес арабскому миру и разыграть курдскую карту – 50-миллионный народ все еще лишен своей государственности, а населенные им земли входят в состав нескольких переднеазиатских государств.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас