Рассказ о борьбе Византии с сасанидским Ираном, осаде Константинополя был бы не полным, если бы я не рассказал про вооружение сасанидов в период самого напряженного сражения империи против сасанидов. В статье речь пойдет о воинах сасанидского Ирана, подразделениях и вооружении конца VI – VII века.Одним из главных противников римлян был сасанидский Иран. Арийская империя была образована в III веке на развалинах Парфянского царства: под девизом реставрации иранского государства к власти пришла династия Сасанидов из Парса (главная область Персии). На востоке их владения доходили до Амударьи, на западе граничили с ромеями в Сирии и Закавказье. В стране было много городов, развита торговля, основное население составляли свободные земледельцы и кочевые и полукочевые иранские племена. Маврикий Стратег считал, что народ персидский,
не храбрея других воинственных народов, но все-таки склонен к войне.
И это действительно так. Персы часто проявляли в боевых действиях больше инициативы, больше напора, ставя империю римлян и ее армию в положение обороняющихся. Они использовали все виды вооружения, известного на то время, включая слонов, как в битве при Арксамуне 604 года. Тактика, с которой они успешно вышли на историческую арену, а именно: использование «тяжелой» кавалерии – «асварана», постепенно была сведено на нет развивающимся военным искусством римлян (ромеев). Конница (первоначально войско народа кочевников) состояла из:«васпурхов» – родственников шахиншаха и принцев; «вазургов» – высшей знати; «азатов» – мелкой служилой родовой знати;ополчения ираноговорящих и арабских кочевников.Но в VI веке тяжеловооруженная конница уже не представляла безоговорочной угрозы для ромеев: комбинированные действия конницы и пехоты нивелировали действия «асварана», а отсутствие профессиональной пехоты у иранцев приводило к излишним потерям личного состава. С учетом щепетильного отношения к этой проблеме шахиншахов, она требовала решения. И царь царей Хосров I провел реформу армии арийской державы (501–579 гг.). В армии появилась профессиональная пехота, правильнее сказать – воинственные племена, которые обитали на территории сасанидского Ирана, были привлечены к ведению боевых действий в пешем строю. Если ранее «тяжелая» кавалерия (или «асваран») формировалась только из военного сословия или членов аристократических персидских семей и глав родов, то в VI веке в ходе маздакиского движения дехкане (богатый слой общинников) быстро потеснили родоплеменную аристократию и лишили её преимущества единственного военного сословия. Позднее, как писал епископ Себеос Ормизд IV (549–590 гг.):
истребив в Персии всех вельмож из древних, столбовых родов.
Это было закономерным движением, связанным с изменениями в родовом обществе сасанидов, и пусть нас не смущает наличие развитой античной экономики на этих территориях. Такие государственные объединения мы встречаем по всей Евразии. Процесс социальных изменений не бывает одномоментным. Тем более в среде кочевых народов. Стоит помнить, что то же персидское племя курдов оставалось кочевым долгое время до ХХ века. А последние иранские кочевые племена были насильственно посажены на землю в ХХ веке поклонником персидской истории и истории сасанидов шахом Реза Пехлеви (1878–1944 гг.).Аристократы или представители родовой знати продолжали играть важную роль в политической и военной жизни страны в конце VI и начале VII века. Они были участниками всех переворотов, как дворцовых, так и в армии, таких как восстание Бахрама Чубина в 590–591 гг. против шахиншаха. Но, повторюсь, представители нового сословия, территориальной общины, потеснили их на политической арене, что в условиях того времени сказалось, прежде всего, на военной службе. К середине VII века дехкане будут единственным сословием средних и крупных землевладельцев Ирана и основным военным сословием. Обратим внимание – процесс этот не был и не мог быть одномоментным. Такая ситуация повлияла и на расстановку сил при дворе после поражения от Византии, спровоцировав череду переворотов. Эти незаконченные социальные процессы, очевидно, повлияли на формирование вооруженных сил страны, что и привело к её гибели от арабов. Но мы перейдем к известным нам подразделениям армии Сасанидов, когда страна оставалась еще в расцвете сил.
Хамхарзы и пуштипаны
Из представителей родовой знати состояли и основные отряды телохранителей шахиншаха Ирана: хамхарзы и пуштипаны – так называют это подразделение армянские авторы. Слово «пуштипан» происходит от слова «телохранитель». Пуштипаны выполняли посольские поручения и возглавляли армейские подразделения. С ними совещались шахиншахи. Так, Ормизд, как сообщает епископ Себеос, совещался со своими полками хамхарзами и пуштипанами. Эти подразделения, в отличие от доместиков в Константинополе, были реальной военной силой.
«Бессмертные»
Одной из важнейших конных частей сасанидов были «бессмертные». «Бессмертные» являлись, говоря современным языком, полевой, а не придворной гвардией, лучшей кавалерийской частью «асварана», постоянно участвующей в крупнейших сражениях с ромеями, эфталитами и тюрками. Созданы они были по образу и подобию «бессмертных» Дария Великого, правопреемниками дела которого считали себя Сасаниды. Об их участии во многих сражениях читаем у византийских авторов. Это именно против «бессмертных» было направлено военное мастерство и хитрости римлян: триболы – шарики, натыканные заостренными гвоздями, рвы и прочее, с целью ослабить их наступательный порыв.
Следует отметить, что для ромеев (римлян) столкновение с подобного рода подразделениями не было чем-то из ряда вон выходящим. В битве на равнине Солохан византийцы, спешившись, смогли победить кавалерию персов. Классическим, в этой связи, представляется сражение, которое произошло у крепости Дара в Месопотамии летом 530 года, где принимали участие тяжеловооруженные Сасанидские всадники – «бессмертные». Ромеи вырыли перед городскими воротами многоканальный ров, состоящий из траншей и канав, защищавших их строй от «бессмертных». Такие укрепления они сделали еще и для того, чтобы нивелировать численное превосходство персов: 40 тысяч против 25 тысяч человек. Первый день сражения состоял из перестрелок и поединков. Во второй день персы усилились еще десятью тысячами всадников и начали атаку.
Битва началась на всех флангах, причем персы имели большие резервы, а «бессмертные» – тяжеловооруженная конная персидская гвардия – составляли резерв полководца Пероза. Кадисины обрушили левый фланг ромеев. Но их резерв, состоявший из всадников гуннов и герулов, согласно диспозиции Велисария, отбросил кадисинов и разгромил правый фланг иранцев. Это вынудило Пероза использовать главный резерв – «бессмертных» – против правого фланга. Это заметили ромейские полководцы Велисарий и Гермоген, усилив фланг собственными дружинами. Тем не менее предводитель «бессмертных» Варесман сокрушил правый фланг. Но, согласно ранее подготовленной диспозиции, в тыл им ударили кавалерия гуннов, федератов ромеев, разрезав атакующих на две части. Знамя Варесмана было захвачено, «бессмертные» пытались его отбить, но Варесман был убит, и персы обратились в бегство. Вслед за ними пехота врага, напоминавшая посоху, побросав свои длинные щиты, бежала за «бессмертными».
До нас дошло описание «бессмертных», сделанное Феофилактом Симокаттой:
Всадники начали облекаться в шлемы и панцири… Сев на коней плотными рядами, они медленно гордым шагом двинулись против ромеев.
В отличие от кавалерии, являвшейся привилегированным и основным воинским подразделением в Сасанидском Иране, пехота в начале являлась вспомогательным подразделением. Более того, римлянам казалось, что пехотинцы у персов, это скорее обозные или рабы, нежели воины: при первой неудаче они бросали свои огромные щиты и бежали. Дело в том, что иранцы были прежде всего племенами кочевников, а подчиненные в Передней Азии оседлые этносы могли выставлять только вспомогательную пехоту, подобную средневековой русской посохе. Эта ситуация с пехотой привела персов к поражениям в VI веке, связанным с тем, что римляне научились противостоять тяжелой кавалерии – «асварану». Еще раз подчеркну, что, когда мы говорим о «тяжеловооруженной коннице», мы должны понимать, в какой период она существовала: её по «тяжести» нельзя сравнивать ни с византийскими всадниками X или ХI века, например с норманнами.
Эволюция пехоты
В ходе реформ, проведенных Хосроем I, была произведена реорганизация армии. Кроме изменений в коннице, в армии шахиншаха появилась «профессиональная» пехота. В иранских войсках эти подразделения не делились по способам вооружения, как в римской армии. Сасаниды использовали естественные боевые физические свойства того или иного этноса или этнической группы, входивших в их государство: это иранские племена каддиситов, суннитов и дейлемитов.И если описаний каддиситов или суннитов у нас практически нет, то дейлемиты описаны, как авторами VI века, так и позднее.Это иранское племя обитало на среднем течении реки Тигр. Воины подчинялись старейшинам и племенным вождям. Так, один из их вождей – Зоараб – участвовал в перевороте против царя Хормизда. В конце VI века дейлемиты поддержали восстание Бестама против Хосроя II. Дейлемиты (дилимиты) обитали в холмистой и горной местности и представляли собой нечто среднее между ромейскими оплитами и псилами. Вот как описывает их тактику Агафий Миринейский:
Дейлемиты
«Выслав на следующий день отряд дилимитов на расстояние стадии, и приказав им стоять против римлян в боевом порядке, тем самым демонстрируя предстоящую битву, он сам незаметно с остальными войсками двинулся по направлению в Котаисию и Мухиризису. Когда он уже прошел большую часть пути, тогда и дилимиты, свернув боевой строй, весьма легко отступили, как это всегда удается легковооруженным, сильным и быстрым на ходу».
Можно отметить, что персидские военачальники использовали их в ночных сражениях, засадах и внезапных нападениях, хотя они не поддавались и натиску скутатов. Чаще всего их встречаем при описании боевых действий в горах Кавказа или Закавказья, возможно, их не применяли в столкновениях в Месопотамии из-за того, что здесь иранцы предпочитали использовать конницу:
«В случае необходимости они издали мечут копья и сражаются врукопашную. Они хороши в столкновении с неприятельской фалангой и сильным натиском могут прорывать густые неприятельские ряды, опытны в перестройке боевого порядка и в приспособлении к любой случайности. Они легко взбираются на высокие холмы, занимают возвышенности и с величайшей быстротой, если это нужно, убегают назад и, снова повернувшись, с ожесточением теснят и преследуют врагов. Искушенные и весьма опытные во всех видах боевых действий, они наносят врагам весьма тяжелые удары. Уже давно приученные к войне, они издавна сражаются под знаменем персов, но не по принуждению, как подданные. Ибо они свободными живут по своим законам и не привыкли подчиняться насилию и чьему-либо произволу».
Они не носили защитного вооружения:
«Их нельзя назвать ни легковооруженными, ни оплитами и тяжеловооруженными войсками».
Иранские знатные воины одевались крайне ярко и дорого, изысканно, согласно этнической моде. Одежда шилась из дорогих тканей, часто использовался шелк. Употребляли златотканые одежды, чулки или леггинсы (гетры), унизанные драгоценными камнями и жемчугами, великолепные шапки и даже (!) меха. Так у шахиншаха Хормиза были шаровары, шитые золотом. На дошедших до нас изображениях на блюдах и фресках можно видеть воинов с завитыми бородами и волосами, на руках и шее они носили золотые украшения, перстни, о чем пишет Прокопий. Такая одежда и украшения подчеркивали превосходство богатырей из родовой знати, заставляли дехкан стремиться к подобному идеалу.
Одежда и внешний вид воинов
Эта мода, чуждая римлянам, в любом случае оказывала на них огромное влияние: отсюда использование и персидских шаровар, головных уборов, плащей, украшений и т. п.Воинским эталоном Сасанидского общества была богатырская внешность. Юноша, вступивший на боевой путь, должен был совершать подвиги, и его внешний вид должен был этому соответствовать: широкие плечи, гибкий стан, узкая талия, грация в движениях и бою на коне. Все это дополнялось красивыми одеждами, дорогими поясами и оружием. Украшения и аксессуары были непременной частью внешнего вида.В дошедших до нас источниках чаще всего изображены цари персов, но проводить параллель между внешним видом шаха и воинов было бы не верно, иерархия в одежде, о которой мы знаем мало, была в этот период абсолютной.
Например, апезак – нагрудный знак, носил только царь, ни знать, ни воины не имели права носить его. Особое значение придавалось поясам, кстати, как и в ромейской армии.Золотые и иногда серебряные пояса являлись принадлежностью одежды и экипировки героев «Шахнаме», они же дошли до нас на изображениях из Пенджикента и Самарканда: это кожаные пояса с золотыми или серебряными тиснёнными накладками. Феофилакт Симокатта пишет, что среди трофеев, захваченных римлянами в 588 году у персов, были пояса, покрытые драгоценными камнями (они украшены у них жемчугом). О «золотых с драгоценными камнями» поясах писал и Феофан Византиец. Агафий Миринейский отмечал:
Некоторые из убитых носили не только щиты, панцири, луки и колчаны, но и золотые цепи, ожерелья, серьги и другие того же рода женские украшения, которыми имеют привычку украшаться виднейшие и знатнейшие мидяне.
Иранские всадники имели своеобразный национальный стиль одежды. Можно предположить, что истоки ее черпались в древнеперсидском периоде. Такая же одежда встречается и в послеисламский период. Традиционность в восточной одежде, кроме идеологических причин, имела и важные технологические особенности, что останавливало развитие моды. Тем не менее некоторые элементы одежды, актуальные для V века, не использовали в VI или VII веке. С III по VII век происходит постоянное удлинение верхней одежды, ее полы все сильнее скрывают шаровары. Верхняя часть одежды и рукава плотно облегали корпус, мы это видим у знати с блюда «Хосров II и четыре вельможи» или всадников с Рельефа из Так-е Бостана, а также воинов с фресок Пенджикента.
Имеются также два экземпляра легких кафтанов, хранящихся в Лионе и Берлине, типа гунии или кавадия, персидского происхождения из Антионополиса. Все найденные «пальто» сделаны из льна и покрыты шелком. Мы знаем такую персидскую одежду, как скарамангий – узкое шелковое пальто, и шарбала – длинное широкое одеяние. Всадники обильно украшались лентами, т. н. «облаком лент».Внешний вид всадников-богатырей серьёзно отличался от пехоты, которая в глазах ромеев выглядела как рабы. Например, ополченец из семитского сельскохозяйственного населения Междуречья, облик которого я реконструировал. Работы земляного и инженерного характера при осадах городов падали на подобный контингент. Но в полевых условиях эти ополченцы придавали лишь видимость многочисленности:
ибо вся их пехота – не что иное, как толпа несчастных крестьян, которые идут за войском только для того, чтобы подкапывать стены, снимать доспехи с убитых и прислуживать воинам в других случаях.
При столкновении с римской пехотой, не говоря уже о коннице, они просто разбегалась.А внешний вид профессиональной, этнической пехоты, так же отличался от всадников, но мы об этом знаем мало. Более поздние источники сообщают, что пехотинцы дейлемиты питались чесноком, издавая соответствующий запах, и носили длинные волосы, чем вызывали удивление соседних народов. Среди сражающихся воинов Сасанидов с эфиопами на коптской ткани V–VI веков изображено множество длинноволосых пехотинцев, возможно, это дейлемиты.В «Авесте» перечисляется набор воинского снаряжения персов:
набор орудий воина: копье, меч, булаву, лук, колчан и тридцать стрел с медными наконечниками, пращу и тридцать камней для пращи; доспехи, кольчугу, тунику, шлем, пояс, поножи.
Рассмотрим, как с этим обстояло дело у армии Сасанидов.Не меч или лук, а именно копьё было главным оружием главного подразделения армии Сасанидов – всадников:
Копье и лук
Затем копьеносцев собрал на совет,
Извлек затаенные думы на свет,
Сомненья свои пред мужами раскрыл.
Так говорит об этом Фирдоуси. В памятниках торевтики копья встречаются часто, а в Сасанидском тексте VI века «Хосров, сын Кавада, и его слуга» перечисляются ступени образования знатного юноши, главном же искусством должно было быть умение скакать на коне, владеть луком, копьем, мечом и палицей. «Бессмертные» использовали длинное наступательное копье. Судя по торевтике и наскальным изображениям, длина копья составляла от 195 до 250 см. Персы в бою активно использовали лук и стрелы, хотя, судя по письменным источникам, они в этом уступали римлянам или ромейским федератам-гуннам, что давало последним возможность активно бороться с конницей персов, в том числе и с «бессмертными». Маврикий Стратег писал, что иранцы
превосходят все воинственные народы в стрельбе из лука – скоростной, но не сильной.
Феофилакт Симокатта пишет о том, что
этот народ умеет обращаться с луками, и главная сила его заключается в оперенных стрелах.
Он же приводит пример того, как персы, спешившись в начале битвы, метким обстрелом расстроили ряды римлян. Вот как писал Прокопий о персидских лучниках:
«Правда, их стрелы летели гораздо чаще, поскольку персы почти все являются стрелками и научены быстрее пускать стрелы, чем остальные народы. Но поскольку луки у них мягкие и тетивы не туго натянуты, то их стрелы, попадая в броню, шлем или щит римского воина, ломаются и не могут причинить вреда тому, в кого они попадают».
Луки, колчаны и саадаки можно видеть на серебряных сасанидских блюдах. Сасанидские шлемы можно разделить на каркасные и состоящие из полусфер.Популярность сегментного шлема во всем Средиземноморье была связана с простой техникой изготовления, когда основа собиралась из металлического кольца-основания и отходящих от него направляющих, формирующих сферу.
Шлем
Пространство или заполнялось, или покрывалось сверху пластинами из металла, возможно, кожи. Все детали скреплялись клепками. Иногда использовались дополнительные заклепки. Такая техника производства позволяла создавать всевозможные варианты боевого головного убора, когда сегментов могло быть два и более, как у шлема из Мосула VII в.Не будем забывать, что Сасаниды видели себя прямыми преемниками Ахеменидов, основателей персидской державы, и копировали многие образы того периода, в том числе и шлемы. Шлем, естественно, украшали. Цари носили их с крыльями, перьями, часто сверху помещали различные виды корон.
Мечи
Меч для сасанидов был не просто оружием, а важнейшим сакральным атрибутом, клятва на мечах была одной из сильнейших зороастрийских клятв, сохранение меча в бою считалось залогом победы. Меч персов в VI веке был c обоюдоострым клинком, с небольшой гардой. Традиционный меч иранских народов – меч-акинак. О таком мече в 503 году в руках царя Кавада писал Прокопий Кесарийский. И хотя за много веков существования акинак претерпел различные изменения, но его черты можно видеть в мечах и VI – начала VII века.Сасанидские мечи можно условно разделить на мечи с разными типами крепления ножен. Первые, со скобой-пронизой, они существовали с V по VII век. Такое оружие можно видеть на серебряных блюдах VI века, на фреске из Афрасиаба VI века и у глиняных фигурок из Пенджикента VI–VII вв.
Это были обоюдоострые мечи, шириной не более 6 см, длина их была 105–110 см, но бывали и длиннее. Рукоять всегда прямая, могла украшаться, как и навершие, полудрагоценным камнем. Хотя ранее – в IV веке рукояти были изогнутыми. Камни могли использоваться и при изготовлении гарды, но их применение значительно уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом. Ножны делались из дерева и металла, обтягивались кожей или дорогой тканью, украшались чеканкой, устье и конец оковывались металлом, покрывались золотой или серебренной фольгой, иногда оковка делалась в виде цветка. В VI веке для украшения перестали использовать рубины. Через скобу-пронизу проходил ремень, крепящийся к поясному ремню заклепками: такой тип крепления отчетливо виден на фресках из Самарканда конца VI века и на сасанидских блюдах IV–VI вв. Ремень обеспечивал вертикальное крепление оружия на поясе. Скоба-прониза, как крепление меча к ремню, в Персии существовала на протяжении всего VI века, одновременно с появлением новых креплений для ножен. С середины VI века появляется меч, который крепится на ремешках через маленькие скобы, спрятанные за гребнями-украшениями. Иногда такие мечи называются дейлимитскими, как мечи из Лувра. Ниже я привожу все мечи такого типа, которые мне удалось собрать:
Маврикий писал о персах, вооруженных «панцирями и кольчугами». Иранцы носили как кольчуги (панцири), мы имеем мало материала о них, так и пластинчатые (но не ламеллярные) доспехи. На наскальном памятнике Так-е Бостан в кольчужной рубахе восседает сам царь царей, о кольчугах персов пишет Агафий Миринейский, Маврикий Стратег, Ат-Табари и Хамза Исфаханский. Говоря о персидских доспехах и используя термин «тяжеловооруженные», нужно всегда помнить, что этот термин должен строго использоваться в рамках своего периода. Всадник этого периода не был настолько «тяжелый», что не мог действовать или самостоятельно, без оруженосцев, или в пешем строю, как западноевропейский рыцарь XV века. Кольчуга, «крученная или витая, как цепь», изготовлялась из колечек, а не плоских колец, с редким плетением, т. е. расстояние между ними было значительное. Персы использовали кольчужные перчатки, остатки их найдены в Иране: на наскальном изображении VII века есть кольчужные перчатки у Хосрова II. Такие перчатки Маврикий Стратег рекомендовал иметь и византийским всадникам.Вторым доспехом был пластинчатый доспех. Достоверно известно, что подобные доспехи использовались на Ближнем Востоке уже как минимум с I века до н. э. Великолепным образцом такого вооружения является изображение на блюде «Поединок богатырей» VI–VII вв. из Средней Азии.Следует также учитывать и климатические условия Ближнего Востока и Месопотамии, где жаркий климат не выдерживали выходцы из Италии и Германии. Жара в этом регионе достигает +40 °С в мае, при такой температуре потеря влаги неминуема, а наличие под доспехом одежды и доспех увеличивают обезвоживание, повышая температуру тела до тех же +40 °С. Иешу Стилит пишет о том, как от жары раскалились доспехи у дукса Гайнаса. Недаром Феофилакт Симокатта показал, что «бессмертные» (впрочем, как и большинство воинов времен Средневековья) облачались в панцири и шлемы перед самым началом битвы, так как постоянное ношение подобного снаряжения было нереально в принципе. Продолжительность сражений во многом тоже была связана с возможностью использовать такое снаряжение в условиях страшной жары, и вода была важнейшим «боевым» ресурсом. Войска сходились в перестрелки, расходились и атаковали друг друга на протяжении нескольких дней. Персы, как писал Маврикий,
Защитное снаряжение
«выросшие в жарких краях, они легко переносят неудобства, связанные со зноем, жаждой и нехваткой продовольствия».
Дейлимиты не были стрелками, они не использовали ни луков, ни пращей. Вооружение их состояло из копий-жупин. Прокопий Кесарийский пишет о том, что дейлимиты вооружены тремя дротиками-аконтиа (ακόντιον) или жупиной, мечом и щитом. Аконтия или жупина – копье, которое, кроме наконечника, имело и металлическую втулку, заостренную книзу.Воины также носили мечи и щиты – большие и маленькие, и нож на левой руке:
Оружие пехоты
«меч, свисающий с плеча, маленький кинжал, привязанный к левой руке, защищаются большими и малыми щитами».
Чем сражалось крестьянское ополчение, мы не знаем, можно лишь предположить, что копьями. Но нам известно, что они имели большие плетеные щиты, по всей видимости, бесполезные в полевом сражении.Так была вооружена армия Сасанидов, силу которой неимоверными усилиями смог сокрушить император Ираклий, но…