Российское общество устало от Украины. Три месяца кровавого похода на юго-запад эмоционально вымотали очень многих. На фоне шока и ужаса первых дней кто-то уехал из страны, кто-то ушел на фронт, кто-то пошел волонтерить… Но большая часть людей все же продолжила жить, как живет. Нелепо кого-то упрекать, своя болюшка всегда больнее, и для абсолютно основной массы людей театр боевых действий — театр и есть: да, драматично, да, может вызывать острые переживания, но пьеса приелась, спектакль не кончается, и пора заняться своими делами.
Ипотека у большинства людей болит сильнее, чем Мариуполь; это неромантично и даже цинично звучит, но это нормально — к счастью или горю, таково человечество. Да, Украины это тоже касается. Даже большинства бывших жителей Мариуполя, когда непосредственная угроза жизни миновала. Хомо сапиенс — мировой чемпион приспособляемости и пластичности психики.
Но.
Война никуда не девается. И беда состоит в том, что проблемы не кончатся, даже при подписании договора о прекращении огня.
Для Украины война с москалем — суть существования. Практика показала, что отказываться от этого занятия Киев не будет даже под угрозой полного краха. Запад воевать с Россией руками Украины может хоть десятилетиями.
Поэтому расслабляться, к сожалению, возможности нет. Эту войну придется выигрывать, и демилитаризацию Украины — подрыв ее военного потенциала — придется осуществить так или иначе.
Чем дальше идет эта война, тем грязнее она будет становиться. Мы уже дождались точечных терактов на занятой территории — в Херсоне пророссийский общественный активист был просто застрелен. Дальше будет, вполне вероятно, хуже. Легко вспомнить, как спокойно Запад переваривал теракты боевиков Ичкерии, а за теми все-таки не признавали той безусловной правоты, как сейчас за украинцами.
Поток оружия на Украину вряд ли уменьшится. Старых БМП и гранатометов в мире много, резервы тех же США почти бесконечны. Запертых внутри своей страны украинских мужчин миллионы — так что ставить в строй новые и новые бригады Киев может еще долго. Это означает, что пока война не будет выиграна на поле боя, она будет продолжаться и продолжаться.
Мы можем устать. Но мы не имеем права обманываться. Война не закончится, если ее специально не замечать. Армия не перестает нуждаться в помощи и поддержке. Общество не перестает находиться на войне, даже если бы хотело о ней забыть.
Наше дело правое, победа будет за нами. Но мы должны помнить: война — не кошмарный сон, а реальность. И пока мы ее не выиграем, покоя нам не будет.