Архаизация конфликтов как неизбежный процесс
США – мировой гегемон. Надо это признать и, исходя из трезвой оценки обстановки, понимать, что этот гегемон собирается делать в будущем. Ответ нужно искать в трудах американских военных теоретиков, которые подходят к пониманию природы войны немного шире, чем в рамках простого вычисления формул или количества танков, необходимого для захвата какого-нибудь государства. Давайте почитаем профессора Мартина ван Кревельда. Какое-то время он преподавал в Командно-штабном колледже морской пехоты США и стал одним из самых популярных «военных пророков» в американском военном ведомстве.
«Бессмысленно спрашивать, зачем люди едят или зачем они спят. Война в определённом смысле является не средством, а целью», – писал он в своём труде «Трансформация войны» ещё в 1991 г. (на русский язык эту книгу перевели только в 2008 г.). Ван Клевельд предсказал, что войны будущего будут, таким образом, не классическим «продолжением политики», как учил ещё Клаузевиц, а своеобразной формой существования человечества.
По мнению ученого, сущность войны начала изменяться по мере того, как «отмирал институт нации-государства», а негосударственные структуры стали проявлять себя в качестве активных «игроков» на мировой арене. Разные финансово-экономические структуры, бизнес-корпорации, преступные организации, наркокартели стали теми, кто организовывал и вёл войны. Вооруженные конфликты представляли собой уже не классические столкновения на поле боя двух армий, а кровопролитные вспышки насилия.
Вообще, ван Клевельд не скрывает планов, что дальнейшая программа США – это скатывание всего мира к средневековью. Он пишет: «Вооружённый конфликт будет вестись людьми на земле, а не роботами в космосе. Он будет иметь больше общего со столкновениями примитивных племён, чем с крупномасштабной обычной войной».
Оглядываясь на большинство современных конфликтов, трудно не согласиться с этой формулой, написанной, напомню, ещё в 1991 году. Например, основными видами вооружения на Донбассе являются образцы техники 60-х годов, а тактические приёмы ведения войны куда более примитивные, чем в Первую Мировую.