Как и ожидалось, заявление Трампа нивелировало вероятность горячей войны с Ираном. Пазл сложился: войны боятся, прежде всего США, опасаясь уровня вьетнамской эскалации с аналогичным же итогом.
Трамп (после ракетной атаки Ирана на аэродром и военную базу США в Ираке):
«Похоже, Иран отступил, это хорошо для всего мира».
В переводе на русский язык:
«Боже, храни Америку от войны с персами».
Всё остальное — непереводимые мантры о мощи и непобедимости американской военной машины, не выигравшей за всю историю ни одной внешней войны с сильным противником.
Далее амплитуда противостояния резко и трусливо перемещается к абсолютно безопасным для США инструментам экономического давления, к которым Иран адаптирован вот уже как более 40 лет. К тому же, необдуманные и торопливые действия Вашингтона (убийство генерала Касема Сулеймани) не только не позволили раскачать внутрииранский маятник, но привели к обратной ситуации — к сплочению нации.
Впрочем, на мой взгляд, ситуация просто откладывается до «лучших» времён, а именно до 2021 года, когда, во-первых, Трамп надеется уже победить на выборах, чему может помешать чрезвычайно рисковая война, во-вторых, резко обострится внутренняя необходимость большой внешней заварушки, где можно было бы похоронить (списать) многотриллионный госдолг.
Поясню в сильно упрощённом виде.
Для США существует два механизма ликвидации долговой ямы (включая их сочетание в виде двуединой задачи):
1. В пожаре большой войны принимаются чрезвычайные меры и основные кредиторы (ФРС, МВФ, ВБ…), полностью зависимые от США, просто исчезают без правопреемственности. Как следствие, основные долги выплачивать некому.
2. Включается привычный механизм войны чужими руками с резким ростом заказчиков американского оружия, способных загрузить ВПК под завязку. В условиях военного времени государство берёт под контроль все значимые частные оружейные активы и полученные сверхприбыли направляет на погашение долгов.
Таково уравнение, в котором пока выполнено лишь одно условие — потенциальная война должна разгореться безусловно не на Американском континенте.
Всё остальное:
- корректно просчитанные гарантия победы или риск поражения,
- масштаб заварухи, способный решить вышеописанную двуединую задачу,
- отсутствие вовлечённости в кофликт крупных игроков уровня Китая, России или НАТО, что как раз и может обеспечить масштаб,
это критически большое количество неизвестных и невыполненных критериев, не позволяющих пока решить уравнение и принять необходимые решения.
Таким образом, в текущем году следует ожидать лишь дальнейших попыток раскачать Иран цветными провокациями, что вовсе не исключает, а даже наоборот — стимулирует Голливуд к рождению ещё нескольких оскароносных лент о непобедимой ярости (пиндосов) самых сильных в мире (воинов) актёров.