Обзорный материал посвященный использованию различной бронетехнике в Йеменской войне.
Бронетехника в Йемене
Несмотря на заявления ряда "экспертов" о том, что танки являются анахронизмом в современной войне, бронетехника продолжает играть ключевую роль в вооруженных конфликтах по всему миру. Не стала исключением и война в Йемене.
Безусловно, горно-пустынный рельеф местности Йемена не позволил разворачиваться на его территории классическим танковым клиньям, редкому явлению в современной войне, однако бронетехника продолжается использоваться обеими сторонами конфликта на всем его протяжении. Стоит отметить, что сложный рельеф местности в районе хребта Джебель в центральной части страны во многом затруднил применение бронетехники интервентов и коллаборационистов в ходе осенней кампании 2015 года. Однако не стоит приписывать природе авторство краха саудовской авантюры в республике. Сложный рельеф местности стал лишь усугубил военные неудачи ближневосточной монархии.
К 2015 на вооружение противоборствующих сторон в Йемене находились весьма разнообразные образцы бронетанковой техники. Так, на вооружении йеменской армии находились 92 танка Т-80БВ, купленные в Белоруссии, танки М-60 американского производства, и большое количество танков Т-62 и Т-55, составлявших основу бронетанкового парка страны.Наряду с машинами советского производства на вооружении находились Т-55АМ2 чешского производства. На хранении в йеменской армии находились даже танки Т-34/85, которые в мире уже списали со счетов. Война в Йемене доказала, что списание со счетов одного из символов Великой Победы оказалось преждевременным. На вооружении йеменской армии также находилось большое количество БМП-1 и БМП-2, поставленных из СССР. Бронетранспортеры были представлены весьма разномастными образцами, преимущественно советского производства. Присутствовали от поставленных в постсоветский период БТР-80А до архаичных БТР-152. Имелось небольшое количество БРДМ/БРДМ-2.Кроме того, на вооружении состояли колесные БМП "Ратель" и бронеавтомобили "Reva", купленные в ЮАР, чешские БТР ОТ-64, французские бронеавтомобили Panhard AML-90. Столь высокий уровень разнообразия бронетанковой техники объясняется тем фактором, что в ходе войны 1994 между Северным и Южным Йеменом страна стала одним из крупнейших импортеров вооружения, чем воспользовались "оружейные бароны" 90-х годов. Огромное количество вооружения поступило в Йемен из СНГ и бывших стран Организации Варшивского Договора. Кроме того, в Йемене присутствовали довольно экзотические образцы бронетехники вроде иранских колесных танков Aghareb, где на советский БТР-60 была установлена 90-мм пушка от танка М-47 "Патон" и 12.7 мм крупнокалиберный пулемет, располагавшийся в отдельной башне. Кроме того, уже в ходе войны подвергся модернизации БТР-152, на который была установлена башня от БТР-60. В ходе боевых действий также использовались в виде САУ тягачи АТС-59Г с установленными на них гаубицами Д-30.
Еще в период начала хуситского мятежа в провинции Амран правительство Хади применило против повстанцев бронетехнику, что впрочем привело к потере танка Т-62 и БМП-2, уничтоженных хуситами в июне 2014. После перехода подразделений армии Йемена на сторону повстанцев хуситы обзавелись своей бронетехникой. В ходе январских боев 2015, когда хуситы взяли под контроль столицу Йемена Сану, впервые в истории республики были применены танки Т-80БВ.Один танк был уничтожен в ходе боев в районе, другой захвачен повстанцами. По сути война в Йемене стала третьим, официально признанным, случаем боевого применения танка Т-80, до этого участвовавшего в расстреле Белого Дома в Москве, а также в Первой Чеченской кампании. Впрочем, в силу низкого уровня подготовки йеменских танкистов, оказавшихся не готовыми к управлению столь сложной боевой техникой, "восьмидесятки" применялись в Йемене крайне ограниченно, уступив место старый проверенным Т-55 и Т-62.
Хуситы активно использовали бронетехнику в ходе наступления на Аден в начавшемся в феврале 2015 года. Танки активно применялись в уличных боях для поддержки штурмовых групп. Именно эффективная тактика применения штурмовых групп позволила повстанцам практически полностью установить контроль над городом к лету 2015 года. Наряду с формированиями хуситов в боях принимали участие части йеменской республиканской гвардии, применявшие БТР-80А. . Впрочем, бронетехника использовалась и коллаборационистами Хади, которые потеряли три танка и семь бронемашин.Сторонники Хади оказались не в состоянии остановить наступление хуситов, что привело в последствии к переброске в Аден саудовских спецподразделений, осуществлявших наведение на цели авиации коалиции. Только массированные авиаудары предотвратили окончательное падение бывшей столицы Южного Йемена
Расклад сил в ходе боевых действий в Йемене серьезно изменился после начала операции возглавляемой Саудовской Аравией коалиции. ВВС интервентов развернули настоящую охоту на бронетехнику йеменской армии и хуситов, что серьезно усложнило дальнейшее продвижение последних в южные и восточные районы страны. В воздушной операции активно применялись вертолеты АН-64 "Апач" ВВС Саудовской Аравии и ОАЭ. Противотанковые ракеты "Hellfire" расходовались бешеными темпами.
С мая 2015 года хуситы и йеменская армия приступили к рейдам на территорию саудовских провинций Асир,Джизан и Наджран. Первоначально группам рейдеров противостояли саудовские пограничники и части национальной гвардии, обладавшие легкой бронетехникой и артиллерией. После уничтожения нескольких погранзастав, личный состав которых попросту разбежался после начала атак противника, саудовское командование приняло решение о серьезном усилении вооруженных сил в приграничных районах. К границе были выдвинуты танки. На этом этапе в приграничных районах использовались устаревшие танки М-60А3 и даже АМХ-30 французского производства. Однако, применение тяжелой бронетехники не сумело кардинально изменить ситуацию. Хуситы активно применяли против бронетехники ПТРК "Фагот" и "Метис" советского производства.Саудовская пехота попросту разбегалась при огневом контакте с противником, оставляя бронетехнику без прикрытия пехоты, после чего танки и БМП зачастую расстреливались хуситами из РПГ. В период с мая начала июля 2015 в приграничных провинциях были уничтожены 14 саудовских единиц бронетехники, включая 7 танков.
Однако основные события йеменской войны развивались в этот период в Адене. В июле 2015 в порт Адена был переброшен крупный десант саудовской коалиции, поддерживаемый сотнями единиц бронетехники. Основную массу переброшенной техники составляли бронемашины ОАЭ, впрочем, часть машин была укомплектована экипажами из числа сторонников Хади.В Аден были переброшены около 80 танков АМХ-56 "Леклерк". По факту интервенция в Йемене стала первым случаем боевого применения "Леклерка". К концу июля коллаборационисты и интервенты сумели выбить подразделения хуситов и йеменской армии из Адена.Бои за Аден стоили хуситам потери 8 танков Т-55, 3 танков Т-62 и 7 бронемашин. Ожесточенные бои развернулись за авиабазу Аль-Анад, являвшейся одной из ключевых стратегических точек в регионе. Командование коалиции стремилось любой ценой взять авиабазу с целью последующего использования собственной авиацией. Бои за Аль-Анад продолжались свыше трех недель. Командование коалиции перебросило в район боев танки "Леклерк", которые сыграли ключевую роль при штурме объекта. Хуситы также использовали для обороны авиабазы танки Т-62, один из которых был уничтожен ВВС коалиции.Танки оказывали огневую поддержку штурмующим подразделениям, подавив осколочно-фугасными снарядами огневые точки хуситов. В ходе боев имелись многочисленные случаи попаданий из РПГ по действующим в районе авиабазы "Леклеркам", однако случаев уничтожения танков зафиксировано не было. Кроме того, АМХ-56 использовались, как правило, в качестве огневых точек на блокпостах коалиции. Несмотря на заявления об уничтожении нескольких "Леклерков" при подрыве на фугасах, доказательства уничтожения танков этого типа отсутствуют.
После падения авиабазы Аль-Анад коалиция развернуло массштабное наступление по дороге Аден-Абьян, имевшее конечной целью выход в центральные районы Йемена с последующим захватом столицы. Параллельно с территории Саудовской Аравии через не подконтрольные хуситам провинции в центральные районы выдвинулись сотни бронемашин интервентов. В первые с начала кампании коалиция начала классическую наступательную операцию. Примечательно, что опасаясь минной войны для транспортировки личного состава было применено огромное количество МРАПов, в первую очередь бронемашин "Ошкош". В этот период хуситы и йеменская армия отказались от масштабного применения бронетехники, что было обусловленно высокими потерями от действий коалиционных ВВС.Потеряв свыше 30 единиц бронетехники в ходе авиаударов, командование хуситов существенно сменило тактику. Танки стали использоваться ограниченно, в первую очередь в качестве огневых точек на ключевых участках обороны. Отсутствие густой растительности существенно осложняло маскировку техники в условиях применения коалицией большого количества разведывательных БПЛА. Основой противотанковой обороны стали небольшие мобильные группы пехоты, оснащенные РПГ и ПТРК. Большое внимание уделялось установке противотанковых мин и СВУ на маршрутах движения противника. Казалось бы, бронированные кулаки интервентов должны были пройти сквозь оборону легковооруженной пехоты противника как нож сквозь масло. Однако, при планировании операции командование коалиции в очередной раз не учло человеческий фактор.
Военнослужащие саудовской коалиции допустили ряд серьезных ошибок при применении бронетехники в ходе наступательных операций лета-осени 2015 года. Легкобронированные БМП и БТР, предназначенные для транспортировки личного состава были использованы в качестве средств поддержки пехоты пехоты при штурме позиций хуситов, что привело к массовым потерям легкой бронетехники. Однако апофеозом непрофессионализма коалиционных вояк стало применение МРАПов, ставших одним из символов йеменской авантюры КСА. Обладавшие неплохой противоминной защитой бронеавтомобили "Ошкош", массово примененные в Йемене, были совершенно лишены защиты от огня противотанковых средств. Попытка компенсировать низкую выучку и моральный дух пехоты путем применения большого количества бронеавтомобилей привел к огромным потерям в технике. "Ошкоши" поражались огнем из ПТРК,РПГ и крупнокалиберных пулеметов, а зачастую просто бросались бежавшими с поля боя экипажами. Техника, предназначенная для патрулирования местности и переброски личного состава в условиях контрпартизанских войн оказалась бессильной на поле боя. Хуситы, не обладая достаточными запасами МТО для последующего использования трофейной техники, как правило уничтожали брошенные машины. Горящий "Ошкош" стал символом йеменской войны.Всего коалиция и коллаборационисты потеряли свыше 300 МРАПов,часть из которых была захвачена хуситами, и уничтожена, за исключением 3-х машин, впоследствии продемонстрированных на военном параде. Большие проблемы для боевого применения "Ошкошей" создавало отсутствие башни, защищающей стрелка установленного на нем пулемета, что привело к созданию очередного бронегибрида в виде установления на на "Ошкош" башни-модуля от БТР-80А
Хуситы продолжали рейды в саудовские приграничные провинции. Попытки саудитов усилить пограничников танками не привели к успеху.Саудовская пехота по прежнему разбегалась при огневом контакте, танки уничтожались огнем ПТРК и РПГ. Зачастую хуситам удавалось захватывать брошенные на погранзаставах бронемашины, которые впрочем в последствии уничтожались повстанцами.В августе 2015 против хуситов были брошены танки "Абрамс". Однако, лишенные поддержки пехоты, чудеса американского ВПК стали очередной добычей хуситов. В течении августа-сентября были уничтожены как минимум 7 машин, 3 из которых были захвачены хуситами и подорваны. Потери "Абрамсов" в Йемене привели к появлению комментариев "экспертов" о низком уровне боевых характеристик машины. Стоит отметить, что "Абрамс" является одним из лучших танков современности, потери в рядах армии КСА были вызваны в первую очередь низким уровнем боевой подготовки военнослужащих.Созданные для противостояния танковым армадам СССР машины, оказавшись без сопровождения пехоты на позициях, не учитывавших рельеф местности, оказались легкой добычей для расчетов ПТРК 70-х годов. 3 машины из 7 были брошены экипажами и в последствии подорваны. Всего, по итогам войны в Йемене, по заявлениям саудовских военных с учетом небоевых потерь были выведены из строя порядка 20 "Абрамсов". Используемые ОАЭ танки "Леклерк" не понесли безвозвратных потерь только в силу ограниченного использования в зоне конфликта.Применение АМХ-56 ограничилось боями за Аден и авиабазу Аль-Анад, в остальных случаях они играли роль огневых точек на блокпостах.
После провала саудовского блицкрига лета-осени 2015 года война приобрела затяжной позиционный характер. Обе стороны крайне ограниченно использовали бронетехнику, применяя ее в качестве огневых точек и для поддержки локальных атак. Примечательно, что в условиях высоких потерь в бронетехнике к концу 2016 года, сторонники Хади применили в боевых условиях "старичка" Т-34/85, что является последним на данный момент случаем применения символа Великой Победы в современном мире. Наряду с западной техникой, саудовская коалиция применяла и бронетехнику советского производства, состоящую на вооружении суданского контингента. Так в мае 2017 в районе Миди был уничтожен Т-72 суданских наемников, ранее купленный у Украины.
В ходе войны в Йемене было уничтожено огромное количество бронетехники. Саудовская Аравия лишилась свыше 40 танков, 100 БМП и БТР и порядка 150 бронеавтомобилей. ОАЭ потеряли свыше 150 бронемашин. Коллаборационисты Хади лишились свыше 30 танков.Потери хуситов и армии Йемена составили как минимум 67 танков. Несмотря на значительные потери бронетехники в Йемене не стоит говорить о том, что она является архаизмом в современной войне. Потери хуситов и армии Йемена вызваны в первую очередь тотальным превосходством в воздухе саудовской авиации,заставившей их сократить применение танков до минимума. Потери коалиции вызваны в первую очередь человеческим фактором. Никакая современная техника не может компенсировать низкий уровень подготовки и моральный дух военнослужащих.
Большие потери легкой бронетехники интервентов и сторонников Хади, брошенной для поддержки пехоты на поле боя, на практике доказывают необходимость принятия на вооружение боевых машин поддержки танков (БМПТ),чем в данный момент и занимаются ВС РФ