Энергетические ресурсы для ведения войны являются одними из важнейших, особенно в современных условиях, когда в боевых действиях участвует огромное количество самой разнообразной военной техники. Что интересно, многие войны вспыхивали из-за желания контролировать энергоресурсы, особенно нефть и газ.
Польский ученый Вацлав Смил в свое время выдвинул довольно интересный, но и противоречивый тезис – он считает, что стремление к контролю над энергетическими ресурсами никогда не было главной причиной крупных вооруженных конфликтов. Современные войны, по мнению Смила, отличаются огромной энергетической нагрузкой. В некоторых случаях воюющие армии оказываются главным потребителем энергии в отдельных государствах, вовлеченных в вооруженные конфликты.
Современная война – это огромные затраты топлива
Потребности современных армий в энергетических ресурсов начинаются на стадии создания вооружений и военной техники. Смил упоминает, к примеру, процесс производства специальной стали, необходимой для создания брони танков, создания композитных материалов, используемых в современной авиации, и так далее.
Энергозатраты прямо связаны с масштабами производства вооружений и военной техники. Например, в августе 1914 года, накануне Первой мировой войны, в Великобритании было всего 154 самолета, а к 1918 году британские предприятия выпустили 30 тысяч летательных аппаратов. В США в 1940 году выпускалось 514 самолетов в год, но общий объем поставок американских самолетов в 1941-1945 гг. составил 250 тыс. единиц.
Произведенной военной технике также необходима энергия в виде топлива. Без должных объёмов энергии войны не будет.
Смил подчеркивает, что основной боевой танк американской армии M1 Abrams оснащен двигателем мощностью 1,1 МВт (1500 лошадиных сил), который потребляет от 400 до 800 литров топлива на 100 километров, то есть в десятки раз больше современных легковых автомобилей. Самолетам требуется еще большее количество топлива.
Масштабы потребления энергии в период войны впечатляют. Так, во время Первой мировой войны на военные нужды расходовалось около 15% всей потребляемой в США энергии. Вторая мировая война привела к энергозатратам, которые составляли уже 40% от всего уровня потребления энергии.
В годы Холодной войны США и СССР тратили примерно по 5% от общего потребления энергии на разработку, хранение и транспортировку ядерного оружия. То есть, без прямой конфронтации «оружие сдерживания» потребляло огромные энергетические ресурсы. В 1990-е годы вооруженные силы США потребляли примерно такое количество энергии в год, какое потребляет вся небольшая страна вроде Австрии или Швейцарии.
Но и проигранная война, по расчетам Смила, оставляет значительный след на потреблении энергоресурсов. Например, в Японии в 1940 году потребление первичной энергии оценивалось в 63 Мтнэ (миллион тонн нефтяного эквивалента), а в 1945 году, после капитуляции, оно упало в 2 раза, в 1946 году – еще на 10%. К прежнему уровню 1940 года потребление энергии в Японии вернулось только в 1955 году.
Энергоресурсы – инструмент или цель войны?
В то же время, считает Смил, стремление к контролю над месторождениями нефти или газа нельзя считать главной причиной современных войн. Даже в конфликтах на Африканском континенте, которые вроде как начинались исключительно из-за стремления к захвату месторождений, ключевую роль все же играли этноконфессиональные противоречия.
Однако профессор безопасности в Hampshire Studies Майкл Клар имеет другую точку зрения на данный вопрос. Он считает, что целый ряд войн начинался именно из-за энергоресурсов и доступа к ним, а также видит серьезный конфликтогенный потенциал в спорах вокруг газовых месторождений в Восточно-Китайском море, месторождений нефти в дельте Нигера в Нигерии.
Польский аналитик Якуб Вик отмечает и еще один интересный аспект проблемы роли топлива в вооруженных конфликтах: растущие затраты энергоресурсов неизбежно приводят к климатическим изменениям на Земле. В связи с этим великие державы, такие как США, Китай или Россия, ищут более чистые в экологическом отношении источники энергии для удовлетворения потребностей своих армий. В частности, они планируют широко использовать технологию малых ядерных реакторов (МЯР) для нужд своих вооруженных сил.
В любом случае, резюмирует Якуб Вик, войны без энергии не будет, вне зависимости от того, рассматривать ли энергию только ли как инструмент войны или как ее причину и цель.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас