В рамках программы армии США Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA) компания Lockheed Martin / Sikorsky разработала перспективный разведывательно-ударный вертолет Raider X. В настоящее время на одном из заводов компании завершается строительство первой опытной машины этого типа. В следующем году ей предстоит выйти на испытания и подтвердить расчетные характеристики, а также продемонстрировать свои боевые возможности. При этом в «Сикорском» уже сейчас готовы показать вертолет в боевой конфигурации.
На стадии строительства
О разработке вертолета Raider X для программы FARA впервые сообщили в октябре 2019 г. Тогда же раскрыли основные особенности этого проекта и показали первые компьютерные изображения будущей машины, в т.ч. с вооружением, готовым к применению. Впрочем, подробная информация об оружии и сопутствующих системах на тот момент не публиковалась.В марте 2020 г. армия США из пяти предложений по программе FARA выбрала наиболее удачные. Дальнейшее развитие должны были получить проект Raider X и вертолет Bell 360. Компании-разработчики получили заказы на завершение проектирования и строительство опытной техники. Согласно изначальным планам, летные испытания двух машин должны были стартовать в 2022 г., однако затем их сдвинули на 2023-й.На днях, в последних числах июня компания «Сикорский» рассказала о текущих работах и последних успехах своего проекта. Так, на заводе в г. Уэст-Палм-Бич (шт. Флорида) ведется строительство первого опытного образца. К настоящему времени он готов примерно на 90%, и предприятие располагает уже 98% необходимых деталей и компонентов. Строительство осуществляется под контролем армии, и процедуры приемки выполнены на 50%.
Очевидно, что поставка оставшихся 2% деталей и выполнение 10% строительства не займут много времени. Однако официальные лица пока не готовы назвать точные сроки завершения строительства и выхода вертолета на летные испытания.Компания-разработчик опубликовала две фотографии опытного вертолета в сборочном цеху. Они показывают, что сборка фюзеляжа завершена, но он еще нуждается в покраске. Машина стоит на собственном шасси. Частично собрана несущая система на основе оригинальной втулки винта. Продолжается монтаж внутреннего оборудования и оснащения.Кроме того, вертолет уже получает вооружение – артиллерийскую установку и балочные держатели для ракет. При этом пока отсутствуют все необходимые обтекатели и, вероятно, аппаратура управления вооружением. Также очевидно, что перед фотосъемкой на вертолет подвесили макеты управляемых ракет.
«Земля-поверхность»
Согласно требованиям программы FARA, перспективный вертолет должен иметь возможность вести наблюдение за наземными объектами, выявлять цели и применять по ним то или иное вооружение. Проект Raider X соответствует таким требованиям, что отражено в рекламных материалах и показано на примере строящегося прототипа.Под носовой частью фюзеляжа помещается подвижная пушечная установка. Она получает кожух с характерными обводами, указывающий на сокращение малозаметности. Позади нее присутствует дополнительный обтекатель; вероятно, в нем вертолет в полете должен прятать стволы орудия. Опытный образец в цеху пока не имеет кожухов и обтекателей, но уже получил орудие, что позволяет рассмотреть некоторые особенности конструкции.
Raider X оснащается 20-мм трехствольной автоматической пушкой. Это может быть серийное изделие M197, используемое на разных зарубежных вертолетах, либо его доработанный вариант. Орудие размещено на подвижной установке с возможностью наведения в двух плоскостях. Вероятно, имеется режим стрельбы вниз назад на пролете. Пушка M197 и ее производные могут использовать выстрелы 20х102 мм с осколочно-фугасными и бронебойными снарядами разных типов.Позади кабины, в центральной части фюзеляжа, предусматривается многофункциональный грузовой отсек. Он оснащен боковыми створками, открываемыми вверх и в стороны. С внутренней стороны на каждой створке помещены пилоны и балочные держатели для ракетного вооружения. В полетном положении створки закрыты, и оружие находится внутри фюзеляжа. Это улучшает аэродинамику вертолета и уменьшает заметность. Перед применением вооружения створки поднимаются, в результате чего ракеты оказываются «на внешней подвеске».На подвеске вертолет сможет нести разные изделия. На рекламных изображениях демонстрировался боекомплект в виде двух ракет AGM-114 Hellfire и четырех малогабаритных бомб на каждом борту с размещением оружия в два яруса. Недавние фотографии показывают использование двухярусных держателей с четырьмя ракетами Hellfire на борт. Вероятно, реальные вертолеты смогут использовать и другое оружие.При помощи пушки вертолет Raider X будет способен атаковать незащищенные и легкобронированные цели на наклонной дальности не более 1,5-2 км. Скорострельность до 1500 выстр./мин. повышает вероятность поражения малоразмерных объектов. Ракеты AGM-114 увеличат радиус стрельбы до 11 км и, в зависимости от модификации и оснащения, смогут поражать бронетехнику или иные объекты.
Боевая нагрузка вертолета Raider X пока не называлась, но опубликованные материалы позволяют оценить ее. Так, общая масса восьми ракет AGM-114 достигает 400 кг, к которым нужно прибавить вес снарядов для пушки. Соответственно, общая полезная нагрузка вертолета должна достигать или превышать 500 кг.Боевые качества нового авиационного комплекса будут зависеть не только от состава и характеристик их вооружения, но и от самого вертолета. Главной целью проекта Raider X является повышение летно-технических характеристик, но предусматриваются и иные меры. Все это должно сделать новый вертолет удачной и эффективной платформой для оборудования и вооружения.Вертолет Raider X построен по оригинальной схеме, известной как Sikorsky X2. Он получил несущую систему с двумя соосными винтами противоположного вращения диаметром 12 м, обеспечивающими подъем и полет на малых скоростях. Разгон до повышенной скорости обеспечивается отдельным толкающим винтом в хвосте. Привод всех винтов осуществляется при помощи одного турбовального двигателя General Electric T901 мощностью 3000 л.с. через редуктор оригинальной конструкции.Ожидается, что вертолет с взлетной массой не менее 6 т сможет развивать скорость более 250 узлов (от 460 км/ч). Практический потолок будет на уровне 2,7-3 км. При этом Raider X сохранит все возможности обычных вертолетов. Он сможет висеть, летать с малой скоростью, выполнять энергичные маневры и т.д.Raider X и другие образцы программы FARA предназначается для ведения разведки наземных целей. В связи с этим ему требуется многоцелевой прицельно-навигационный комплекс, включающий аппаратуру различного назначения и имеющий потенциал для модернизации.
Перспективная платформа
По всей видимости, основным средством наблюдения и обнаружения станет оптико-электронная станция с дневным, ночным и лазерным дальномерным каналами. Кроме того, с ее помощью будет обеспечиваться применение ствольного и ракетного вооружения. Модель этого изделия и способ его размещения неизвестны. Более того, в опубликованных материалах такой агрегат пока не замечен. Возможно, «шар» с оптикой будет выполнен убираемым, чтобы не ухудшать параметры заметности. Кроме того, нельзя исключать, что оптику интегрируют в пушечную установку, за счет чего получат некоторые технические преимущества.В состав ПрНК должны войти средства связи и интеграции в контуры управления войсками. Данные о найденных целях должны передаваться штабу, огневым средствам или другим потребителям с минимальной задержкой или даже в режиме реального времени. Кроме того, данные и целеуказание должны идти и в другом направлении – от прочих средств разведки на борт вертолета.Впрочем, точный состав бортового радиоэлектронного оборудования и его возможности пока остаются неизвестными. Можно говорить только об основных функциях и общем потенциале. Кроме того, демонстрируются разные конфигурации вооружения, что в некоторой мере раскрывает эту тему.
В ближайшем будущем
Проект Raider X от Sikorsky / Lockheed Martin успешно продвигается вперед. Строительство первого опытного образца подходит к концу, и в обозримом будущем он сможет впервые подняться в воздух. Затем пройдут сравнительные испытания, по результатам которых Пентагон выберет наиболее удачную разработку для дальнейшего развития и будущего переоснащения армейской авиации.Сможет ли Raider X победить в текущем конкурсе – неизвестно. Однако компания-разработчик делает все возможное для этого и уделяет необходимое внимание всем основным направлениям. Уже разработана новая необычная воздушная платформа, и теперь она получает вооружение. Пока это только макеты, но в будущем предполагается использовать и реальные изделия всех необходимых типов.